Toyota Corolla, масло 0W-20 и паленый бензин

Один двигатель умер безвозвратно, второй удалось реанимировать. Исследование в челябинской лаборатории показало, что «клин» случился из-за появления в моторном масле осадка, цитирую, «похожего на резину». У обеих Corolla турецкой сборки было фирменное «тойотовское» масло 0W-20 SM/SL, рекомендованное производителем. Виновато оно?

Анализ в лаборатории ООО УЦИС показал, что обе Corolla были заправлены бензином с большим содержанием спиртов — одного этанола было 20%. Спирты вступили в реакцию с присадкой-загустителем (модификатором вязкости), которая отделилась от масла и выпала в осадок, задушив систему смазки.

Как я понял, оба владельца заправлялись на NoName заправках и о таком подвохе не подозревали. Какие именно АЗС — мне не сказали, но не из числа известных брендов.

Зачем заправщики бодяжили в бензин спирты? Вероятно, чтобы поднять октановое число — например, у этанола этот показатель достигает 113 единиц. В современном бензине допускается присутствие спиртов (оксигенатов), но в ограниченных количествах — не более 5% (для этанола). На деле же протестированные нами в 2010 году бензины имели не более 2% этиловых спиртов, а иные — не более 1%. Содержание спиртов ограничивают в том числе из-за их низкой теплотворной способности: проспиртованный бензин провоцирует перерасход топлива (на чистом спирте аппетит возрастает примерно на четверть).

А как бензин контактирует с маслом? В основном, проникает в картер по стенкам цилиндров, особенно когда двигатель в холодном состоянии: зазоры большие, бензин плохо испаряется… Вот тут-то качество бензина начинает напрямую влиять на масло, разбавлять его или даже «модифицировать».

Теперь о масле. «Тойотовское» 0W-20, как видите, имеет низкий индекс вязкости, причем в Японии переход на такие масла носит принципиальный характер. Toyota на пару с Honda рекомендуют их для многих автомобилей и причины понятно: ниже вязкость, ниже внутреннее трение, меньше расход топлива, лучше экологичность. Для России отдельным плюсом являются хорошие пусковые свойства — температура застывания -50 градусов (это не гарантирует пуска в -50, но все равно показательно). В среднем «нулевка» позволяет запустить мотор при температуре, на 10 градусов более низкой, чем масло с индексом 10W.

Я не нашел данных о степени износа мотора на таких маловязких маслах, большинство источников утверждает, что в целом получается баш на баш: маловязкое масло хуже защищает двигатель на предельных нагрузках, но коль скоро львиная доля износа происходит в момент пуска (особенно, в морозы), то тут «нулевка» — на коне. Тем более двигатели Toyota зачастую проектируют под использование именно маловязкого масла.

Но важнее другое: у японских масел преимущественно гидрокрекинговая основа. Подобные масла являются, по сути, химически модифицированной минералкой, хотя европейские производители иной раз называют их «синтетикой» (придумали даже термин — HC-синтез). Как известно, по сравнению с синтетикой (ПАО или эстерами) такие масла имеют более узкие температурные диапазоны работы, поэтому в них добавляют больше депрессорных присадок и присадок-загустителей (первые работают при низкой температуре, вторые — при высокой). Как я понял из объяснений специалистов, именно химическая реакция спиртов с присадками вызвала бурное «прорезинивание» масла. «Выпадение загустителя в осадок неизбежно: особенность гидрокрекинговой основы», — заключил эксперт.

Тут можно озадачиться вопросом, как, в таком случае, автомобили в принципе работают на спиртовых смесях? Ведь в той же Европе помимо бензинов продаются их смеси с этанолом: например, топливо E85 на 85% состоит из спирта. Однако лить такое биотопливо допускается в специально подготовленные машины, у которых, видимо, и масла соответствующие.

Кстати, для японских масел вообще характерно сравнительно низкое щелочное число: этот показатель отвечает за долговечность масла, его стойкость к окислению и моющие свойства. Так, у масла Toyota 0W-20 щелочное число — порядка 5,5 КОН/г. Для сравнения, гидрокрекинговые масла Total для Citroen имеют показатель 8-9 единиц, современные синтетики — 9-11. Отчасти поэтому японские машины требуют более частой замены масла: некоторые рекомендуют делать это чуть ли не каждые 5 тысяч км.

При этом эксперт, предоставивший мне информацию, говорит, что на обычных бензинах Toyota Corolla с маслами 0w20 ездят без описанных проблем.

Владелец умершей «Короллы» вроде бы намерен отсудить деньги у автосалона. Хотя если бензин в самом деле не соответствовал требованиям регламента, ответчиком, скорее, выступает АЗС. Также мне непонятно, зачем человек, покупающий машину за 600-800 тысяч рублей экономит лишние рубль-два на литре бензина? Пора уже смириться с тем, что если хочешь экономить на топливе — ставь ГБО. А иномарки требуют качественного бензина, и касается это не только Toyota. Так, почти все турбодвигатели с прямым впрыском (в том числе, пресловутый фольцевский TSI) чувствительны к топливу, да и почти любой автомобиль рискует умереть на паленом топливе — причин тысячи: сера, металлы, смолы…

И хороший бензин в России есть: опираюсь на данные тестов «Авторевю» и наших собственных лабораторных исследований. В любом случае, получить компенсацию от известной сети АЗС проще, чем от какой-нибудь контейнерной NoName-заправки, владельцев которых просто не найти.

Добавить комментарий