Интересные факты о лошадиных силах

Лошадиная сила, она же л.с., она же лысы, она же bhp, она же PS — самая популярная единица измерения автомобильной мощности. И самая некорректная.

Есть тонкая ирония в том, что термин «лошадиная сила» (horse power) ввел в употребление человек, чье имя вытеснило лошадиные силы из научного обихода — Джеймс Уатт или, в другой транскрипции, Ватт. Любой инженер презрительно фыркнет, если вы будете обозначать мощность в лошадиных силах, потому что этот колхозный термин уже давным-давно следовало изъять из оборота.

Само название «лошадиная сила» сбивает с толку, ведь любому ясно, что лошадь развивает куда больше лошадиной силы. Дохленький карт выдает порядка 5 л.с., лошадь же способна на 10 л.с., а если ее напугать — то и на 15 л.с. (плюс центнер навоза).

Но термин все же отдает лошадиным душком, потому что Уатт придумал его в пропагандистских целях. «Промоутер» паровых машин хотел величину, которая наглядно покажет его клиентуре, сколько печальных кобылок будет пущено на колбасу при внедрении одной чудо-машины Уатта. Поэтому он брал в расчет не скаковых лошадей на спринтерской дистанции, а тягловую силу, приводящую в движение мельницы. Да еще усреднял их работу в течении дня, а там сами знаете — перерывы, перекуры, сбор навоза. В итоге получилась та самая лошадиная сила, к тому же вычисленная в фунто-футах в минуту (британские ученые же…). В международных единицах такая лошадиная сила равна 745,7 Вт.

Позже в странах с метрическим исчислением лошадиную силу слегка округлили, положив, что это мощность, затрачиваемая на подъем груза массой 75 кг со скоростью 1 м/с. Утрируя, можно сказать, что такую мощность выдает рослый крановщик, быстро-быстро карабкающийся на рабочее место по причине опоздания. А в привычных единицах одна метрическая лошадиная сила — это 735,5 Вт.

Как видите, в мире есть два типа лошадиных сил: наша, метрическая (735,5 Вт) и оригинальная, джеймсуаттовская (745,7 Вт). Парадоксально, что обе используются до сих пор, и если в России имеют в виду метрическую л.с., то на Западе популярна вторая.

Поэтому и обозначений несколько. Наша, российская «лошадь» в иностранных источниках обозначается как PS от немецкого Pferdestärkeсобственно, лошадиная сила. А вот британская «лошадь» наречена hp, а чаще — bhp от словосочетания brake horse power. В дословном переводе это означает «тормозная лошадиная сила». Но дело не в клофелиновых евролошадях, а в способе измерения мощности за счет приложения на выходной вал тормозного момента.

Кстати, читая англоязычные источники, не стоит путать наши PS и ихние bhp. Разница между ними чуть более 1%, но иногда и это важно. Например, мы все гадаем, как это Volkswagen умудрился выпустить мотор 1.8 TSI с мощностью 152 л.с., столь неудобной для наших налогов. А все просто — если считать на западный манер, двигатель развивает 150 bhp.

Примеры расчета мощности в разных единицах измерения

 

Двигатель

л.с. (PS)

bhp

кВт

Ford 1.6 Duratec

105

104

77

Volkswagen 1.4 TSI (EA111)

122 120 90

Toyota 2AR-FE

181

179

133

BMW 3.0 S55B30

431

425

317

Возьмите фен, электроплиту, розетку — вы нигде не найдете лошадиных сил, сплошные ватты и киловатты. В них же измеряют мощность ТЭЦ и электровозов. Потому что ватты гораздо удобнее. Один ватт — это ровно один джоуль в секунду. Один джоуль — это один ньютон на один метр. Один ньютон — это сила, необходимая для разгона тела массой один килограмм на один м/с за одну секунду. В том и смысл международной системы измерений СИ, чтобы все было ровно, кратко и аккуратно. А лошади — это к зоологам.

Тем не менее, в автомобилестроении лошадиные силы прижились, и хотя инженеры всегда «катают ватты», для обывателей мощность переводят в более привычные лошадиные силы. Я думаю, хотя бы потому, что в попугаях длиннее. Например, 300 кВт — это уже 400+ л.с. Солидно. Если хотите перевести киловатты в л.с., умножайте на 1,36.

Количество лошадей стало одним из основных параметров двигателя и автомобиля вообще. Больше лошадей — круче машина —  сытее владелец. Никто не интересуется массой автомобиля, его коэффициентом Сх и площадью фронтальной проекции, зато из лошадиных сил сделали культ. Многие проводят параллели между «лошадностью» и удовольствием от езды, хотя на самом деле связь здесь далеко не прямая. Танки развивают по 1000 л.с., но удовольствие от вождение там весьма специфическое. Как и в случае многих современных авто мощностью 300+ л.с.

К тому же нужно понимать, что приведенное в паспорте значение — это максимальная мощность, полученная при высоких оборотах и полностью нажатой педали газа. Мы же ездим при средних оборотах на малом и среднем газу, поэтому в практических целях обычно используем 50-70 л.с., даже если в паспорте нарисованы все 300.

Корреляция между мощностью и разгоном, безусловно, есть: чем мощнее мотор «в пике», тем, обычно, больше и крутящий момент на средних оборотах, хотя здесь много нюансов. А вот на что мощность влияет почти без посредников — это на максимальную скорость (при одинаковом шасси и трансмиссии). Правда, тенденция здесь довольно разочаровывающая: чтобы увеличить максималку в два раза, мощность нужно поднять, грубо, в 8 раз — зависимость близка к кубической.

Со временем лошадиные силы стали еще и маркетинговым инструментом. Современные технологии позволяют отрегулировать мотор на разное количество «лошадей», подняв мощность ради вау-эффекта или урезав под налоговые особенности рынка сбыта.

А вообще несмотря на усилия экологов лошадиная сила еще долго будет предметом вожделения. Люди слишком уважают силу.

Добавить комментарий