Учимся тормозить

Редко, но бывают ситуации: нужно тормозить в пол и почти одновременно поворачивать. Вообще в любых нештатных ситуациях, будь то пропущенный поворот или внезапное препятствие, желательно гасить скорость, насколько возможно, однако резкое торможение и поворот руля часто конфликтуют. Однажды я нашел неплохой рецепт, как делать то и другое одновременно, и с тех пор время от времени пользуюсь.

Все знают: если на машине без АБС продавить педаль до пола, колеса заблокируются и машина пойдет «плугом», почти не реагируя на руль. При наличии АБС, система слегка распускает заблокированные колеса, поэтому машина будет поворачивать, но рывками и весьма неохотно. Кроме того, на скользких покрытиях АБС может удлинять тормозной путь, так что давить до ее сработки не всегда разумно.

Есть несколько техник экстремального торможения, например, пилоты кольцевых гонок тормозят на прямых колесах на пределе возможностей шин, а начало поворота совмещают с концом торможения. Подобная техника сулит наилучшую среднюю скорость маневра (при правильной траектории), но если ситуация возникла внезапно, для обычного водителя весьма сложно угадать с интенсивностью торможения и фазой перехода от торможения к повороту. Если покрытие скользкое – тем более.

Раллийные пилоты на неустойчивых покрытиях (лед, снег, гравий) могут провоцировать занос перед поворотом, гася скорость и одновременно направляя автомобиль в сторону виража, но для обычной жизни эта техника практически неприменима (тем более на автомобилях с ESP).

Как-то я посещал школу контраварийной подготовки Audi Quattro, и на третий день нас сказали в весьма интенсивном темпе проходить трассу на льду озера. По замыслу, требовалось использовать, скорее, раллийную технику пилотажа, выставляя машину боком перед поворотом и проходя его с легким срывом задней оси. Честно говоря, подобные упражнения хороши для отработки рефлексов и чувства машины, но переносить их на дорогу общего пользования я бы не стал.

Контролируемый занос — красиво, но не для жизни

В какой-то момент скорости стали возрастать, и я понял, что с этими раллийными замашками я рано или поздно окажусь в бруствере, поэтому чисто интуитивно пришел к гораздо более простой технологии, которая, на мой взгляд, себя полностью оправдала. Я и раньше слышал о прерывистом торможении, но мне казалось, что оно требует какого несусветного мастерства и скорости реакции, однако на деле все оказалось настолько просто, что через пару кругов я почувствовал себя на ледяной трассе, как в родном дворе.

Приближаясь к повороту, я просто утапливал тормоз до конца, затем отпускал его и в этот момент поворачивал руль. Затем распрямлял руль и снова продавливал тормоз до конца. И так далее. Работа тормозом напоминает накачивание лодки ножным насосом: ты просто топчешь педаль с определенной интенсивностью, синхронно подруливая.

Сразу скажу, что предельной скорости выполнения маневра такая техника не обеспечит. Ее плюс – высокая интуитивность, прогнозируемость, и, как следствие, стабильность результата. То есть с точки зрения именно контраварии я ничего лучшего не нашел.

Если скорость слишком высока, ты просто делаешь пару лишних «накачиваний» тормозом. Если машина недостаточно заправляется в поворот – чуть интенсивнее подпихиваешь ее рулем. Во время каждой такой итерации ты получаешь четкую обратную связь, насколько еще нужно дотормозить или довернуть, поэтому вероятность ошибки и убора с трассы стремится к нулю. Кроме того, на резких торможениях, совмещенных с поворотами, иногда развивается занос, но в данном случае он получается весьма плавным и контролируемым. Иной раз просто перестаешь добавлять руль, и машина доворачивает по инерции.

Видимо, эта метода показалась мне эффективной, потому что я заметил, что совершенно бессознательно применяю ее во время тест-драйвов (если ошибся со скоростью входа в поворот) и даже при езде на велике.

Возможны вариации, например, тормозишь до талого сколько можно, но когда видишь, что увернуться уже не удается, отпускаешь тормоз и поворачиваешь руль. Если скорость все равно высокая, выполняешь серию прерывистых торможений, совмещенных с поворотом руля.

Для большинства спортивных техник торможения требуется очень четкое прогнозирование ситуации наперед, но в данном случае остается возможность подогнать свои действия под реальную ситуацию. В этом, наверное, и есть основной плюс прерывистого торможения. Будет возможность потренироваться в безопасном месте – попробуйте.

Ну и пара боянов, о чем мы не забываем при торможении:

  1. При всех неэкстренных торможениях смотрим в зеркала заднего вида и учитываем происходящее там.
  2. Если торможение спровоцировано кочкой впереди, в момент наезда на ее отпускаем тормоз, иначе зажатая подвеска легко пробьется (и прижатый к земле бампер получит прямой в челюсть).
  3. В критической ситуации ПДД требуют от нас мгновенного и экстренного торможения, поэтому последствия любых маневров – это зона нашей ответственности. Иной раз лучше бить виновника, чем уворачиваться.
  4. Даже в пиковой ситуации лучше всего работать рулем и педалями быстро, но плавно. Чем резче дергаешь машину – тем хуже она подчиняется, и тем больше риск непредсказуемых последствий, например, заноса.

 

Добавить комментарий