Зимний трэш: как не попасть на занос

«Третий мах не ловится», — говорят автогонщики про занос, а сотрудники ГИБДД обычно пишут: «Не справился с управлением», возлагая на «заносчивого» водителя всю ответственность. Занос, как понос, всегда застает врасплох.

Чем он опасен

Занос — это срыв с траектории задней оси автомобиля, при котором она избыточно доворачивает в поворот и в конечном итоге становится буквально поперед дороги. А иногда и задом наперед.

Занос опасен прежде всего своей хаотичностью: прогнозировать поведение автомобиля как правило не удается ни самому водителю, ни тем, кто едет поблизости. Нередко занос приводит к боковым ударам по кузову, который сулят наименьшие шансы на счастливое спасение.

Почему возникает

Если сцепление задних колес по каким-то причинам оказывается ниже, чем передних — автомобиль становится склонным к заносу. Причин может быть много, начиная от конструктивных особенностей шасси и заканчивая перераспределением массы на торможении. Кроме того, занос иногда провоцирует разность сил сопротивления на левых и правых колесах, например, когда машина влетает одним бортом в вязкую обочину.

Если не углубляться в дебри физики, занос как правило провоцируют резкие действия водителя, чаще всего — экстренное торможение с последующим быстрым поворотом руля. Поэтому первое «антизаносное» правило: чем хуже сцепление с дорогой, тем плавнее нужно тормозить и рулить. А для этого, к слову, меньше должна быть скорость всех маневров.

Ниже — типичные сценарии заносов.

Торможение после обгона

Обгон и так-то маневр опасный, а зимой — вдвойне. Нередко накатывающая встречка вынуждает водителя разгоняться на обгоне сверх меры, а затем резко тормозить перед возвратом в свой ряд. А это — идеальные условия для развития заноса даже у машин, которые в целом к нему не склонны. Разгруженные торможением задние колеса теряют хватку, а усугубляет ситуацию двойной маневр: сначала поворот вправо, затем влево (стабилизация). Как правило, занос возникает в конце переставки.

Резкий выезд на обочину

В нештатной ситуации вполне разумно уворачиваться на обочину. Но ее рыхлое покрытие обладает плохим сцеплением и повышенным сопротивлением, что особенно характерно для зимней езды. Если при этом уход на обочину резкий и следует после торможения, занос весьма вероятен.

Ритмическое раскачивание

На безопасной, но скользкой площадке попробуйте пораскачивать автомобиль рулем влево-вправо. Даже на ровном газу через пару таких провокаций корма машины, вполне вероятно, начнет уплывать.

В жизни скорости выше и очень часто при сдвоенных маневрах, например, увороте от препятствия, создаются условия для раскачки автомобиля.

Lada Vesta имеет врожденную склонность к заносу, который подрезается системой стабилизации. Здесь уместна аналогия с авиацией: аэродинамически неустойчивые самолеты более маневренны. Так и с шасси автомобиля: при наличии электронной узды легкая склонность к скольжению задка делает машину отзывчивей. Однако использовать такую машину с неработающей ESP будет опасно.

Особенности шасси

Реакции каждого автомобиля индивидуальны. Скажем, заднеприводные и некоторые полноприводные автомобили уходят в занос под избыточной тягой, хотя этот процесс более контролируемый, чем, например, спонтанный занос на лосиной переставке.

Иногда шасси автомобиля в силу архаичности или наоборот стремления придать ему остроту имеет врожденную склонность к заносу. Например, как-то на тесте «УАЗ-Патриот» попугал нас внезапными и необязательными заносами, а у Lada Vesta врожденная склонность к оным оправдывается наличием системы стабилизации в базе.

В идеале водитель должен знать повадки своего автомобиля. Занос хорошо ловится, когда водитель его предчувствует и действует на опережение.


В сети распространено мнение, что на склонность автомобиля к заносу в первую очередь влияет тип привода: дескать, заднеприводные автомобили склонны к заносу, переднеприводные — к сносу. Это верно лишь отчасти, когда мы говорим о «силовом» скольжении под избыточной тягой. Однако в жизни автомобиль чаще всего уходит во внезапный занос без чрезмерного газования (а порой и на торможении), и большее значение имеют настройки подвески, развесовка, баланс тормозов и даже давление в шинах.


Как побороть занос

Тема стара как мир, поэтому не буду елозить по накатанной колее. Вы и сами знаете — руль в сторону заноса… Добавлю лишь несколько ремарок.

Совет «руль в сторону заноса» несложен к исполнению, потому что это рефлекторная реакция. Скажем, если заднюю часть машину утаскивает влево, изнутри вам будет казаться, что она чересчур сильно поворачивает вправо, поэтому вы вполне естественно крутанете руль в сторону заноса (то бишь влево).

Однако это не панацея, ибо в большинстве случаев вы не погасите занос, а лишь переведете его в другую сторону, а в следующей итерации спровоцируется тот самый «третий мах», который не ловится даже опытными гонщиками — амплитуда заноса нарастает с каждым тактом.

Поэтому главное правило «ловли» заноса — это повернуть руль в нужную сторону, а потом своевременно вернуть руль в нулевое положение. Фактически, занос нужно подсечь быстрым, но плавным движением руля, после чего вернуть баранку в «ноль». Научиться этому можно лишь на практике в безопасном месте, и я не буду отнимать хлеб у контраварийщиков.

Вторая распространенная ошибка — позднее распознавание заноса. Как правило он начинается с малозаметного «хлыста» задней оси, который опытный водитель чувствует вестибулярным аппаратом и пресекает в зачатке. Неопытный реагирует, когда машина уже почти поперек дороги, из-за чего ему просто не хватает ни скорости руления, ни точности, чтобы стабилизировать автомобиль.

Развивайте в себе чувствительность: зимние скольжения нужно распознавать в первые же доли секунды.


Помимо работы рулем во время заноса важно не забывать про педаль газа, причем алгоритм будет зависеть от типа привода. Но если отвлечься от нюансов, то при заносе нежелательно ни резко бросать газ, ни резко его добавлять (последнее особенно важно на заднеприводных авто). В первом приближении нужно ехать на ровном газу. В остальном работа газом определяется индивидуальными особенностями данной модели, и отрабатывается на практике: иногда выгодно поддать газу, иногда чуть сбросить. 


Как застраховаться от заноса

  1. Использовать шины по сезону. Низкое сцепление колес с дорогой провоцирует скольжение автомобиля, в том числе и заносы. В результате, машина может выкинуть опасный финт на смешных скоростях, от которых не ждешь ничего дурного.
  2. Следить за скоростью. Первопричина большинства заносов в реальной жизни — чересчур быстрая езда, которая создает спрос на резкие торможения и маневры. Иногда все теории идут прахом, потому что скорость тупо велика для любых контрмер.
  3. Купить автомобиль с системой стабилизации (ESP). Пресечение заносов — главная функция систем стабилизации, которые сделают за водителя всю ювелирную работу. Переоценивать их могущество не стоит: при слишком быстрой езде даже полное затормаживание отдельных колес, бывает, не способно погасить негативное скольжение. Однако с рутинными заносами современные ESP справляются почти безупречно.

Кроме заноса

Занос иногда называют избыточной поворачиваемостью, и это подразумевает, что есть еще поворачиваемость недостаточная (снос). И она есть.

Большинство переднеприводных машин склонны именно к недостаточной поворачиваемости. Вы вращаете руль в сторону поворота, а машина упрямится, а то и вовсе скользит по прямой (плужит). Самый распространенный сценарий — это быстрый вход в поворот, когда передним колесам просто не хватает сцепления, чтобы противостоять центробежным силам.

К слову, если c заносами системы стабилизации борются весьма уверенно, то с недостаточной поворачиваемостью — не всегда.

Самой распространенной ошибкой при сносе является чрезмерное перекручивание руля: раз машина не идет, куда надо, хочется довернуть баранку до упора. На деле же нужно убавить поворот руля, чтобы передние колеса зацепились за покрытие. Тормозом при этом нужно работать осторожно: педаль в пол может спровоцировать еще большую недостаточную поворачиваемость (отчасти спасает АБС, но не совсем), а полное отсутствие торможения не даст погасить скорость до вменяемых величин. Сам я в подобных ситуациях торможу в пол прерывисто, и в паузах между торможениями «заправляю» машину в поворот рулем.

Наконец, в межсезонье машина охотно скользит на торможениях, причем АБС может радикально удлинять тормозной путь, например, на укатанном снеге. Если погода неустойчива, проверяйте уровень сцепления с дорогой парой резких торможений там, где это безопасно (скорость может быть небольшой) — ваш мозг быстро адаптируется к новой реальности и «откалибрует» работу тормозами.

Добавить комментарий