О май Гон

Карлос Гон оставляет пост главы Nissan, чтобы сфокусироваться на интеграции Mitsubishi в структуру альянса Renault-Nissan. Коль скоро его именем пестрят заголовки, напишу пару слов о самом Гоне, одном из самых влиятельных полководцев мирового автопрома. Тем более, его стиль управления определяет будущее АвтоВАЗа — одного из членов глобального альянса.

Карлос Гон родился в Бразилии, провел детство в Ливане, получил образование в Париже и руководит франко-японо-румыно-российским альянсом, разговаривая на четырех языках. Если у глобализации и мультикультуризма есть зримое воплощение, то вот оно – Карлос Гон.

Первые успехи Гона были связаны с французским шинником Michelin, однако время подвигов наступило в середине 90-х, когда Гон пришел на руководящие должности в Renault и непринужденно вернул компанию к прибыльности.

После разминки в 1999 году Renault и Nissan вступили в брак по расчету, который длиться и процветает до сих пор. Nissan находился в предбанкротном состоянии, хотя по объемам продаж оставался третьим производителем Японии, и скептики уверяли, что вернуть его к прибыльности – задача на десятилетия. Гон справился за год, и уже в 2000 году Nissan принес инвесторам почти $3 млрд против более чем 6 млрд убытков годом ранее.

Процесс отнюдь не был безболезненным, потом что Гон не только лихо закрывал заводы и проводил сокращения, но и нарушал традиционные для японской культуры «правила приличия», например, в отношениях с поставщиками. Россиянам такой подход знаком по Бу Андерссону, который, к слову, пришел на АвтоВАЗ независимо от Гона.

Сокращение себестоимости любой ценой стало девизом альянса при Гоне. Renault и Nissan активно обменивались платформами, а потом сделали ставку на полную унификацию, и сегодня большинство популярных моделей имеет двойников: Qashqai и Kajar, Duster и Terrano, Megane и Tiida, X-Trail и Koleos.

К прагматизму Гона стоит добавить и визионерство, потому что именно Renault-Nissan первым из крупных производителей сделал ставку на электромобили и начал серийный выпуск специализированных электромоделей – концепция, в которую сегодня пытаются вписать себя все гиганты автопрома.

Я видел Карлоса Гона лишь один раз на презентации Datsun, и никогда не говорил с ним, но, честно слово, от таких людей – мурашки по коже. В нем чувствуется невероятная самоуверенность, решительность и непреклонность, которая характерна историческим личностям в трудные периоды истории.

Приобретение Mitsubishi – еще один гимн военной лихости, потому что «захват» произошел мгновенно. Сначала Nissan опубликовала данные о подтасовке Mitsubishi данных о расходе топлива (у компаний был общий завод и модели-клоны для японского рынка), и когда акции Mitsubishi упали до минимума, крупный пакет акций отошел к Renault-Nissan. Шах и мат.

Mitsubishi, как и Nissan конца 90-х, находится бедственном положении, правда, компания уже избавилась от большинства неприбыльных активов (например, европейского завода), и теперь производство сосредоточено в основном в Японии, в Таиланде и Филиппинах делают только пикапы и коммерческий транспорт. Исхудал и модельный ряд, который в Европе насчитывает лишь шесть моделей, в основном, кроссоверы. Mitsubishi нужно увеличивать количество прибыльных проектов и выходить на новые рынки, например, США – задача как раз для Гона. Видимо, с этим и связан его уход с поста оперативного управляющего Nissan.

А чтобы образ Гона не получился чересчур героическим, добавлю, что не хотел бы работать под началом такого босса. Мне ближе более человеческий подход, однако в крупных корпорациях, понятно, не до сантиментов.

Кроме того, его методы, выгодные для инвесторов, олицетворяют все то, что мы подсознательно недолюбливаем в современном автопроме: экономию на спичках, обезличенность моделей, машинный почерк за каждым проектом. При Гоне, честно говоря, количество ярких моделей Renault и Nissan пошло на спад, и пусть не экстравагантность делает кассу, обе компании, на мой взгляд, потеряли яркую идентичность.

Впрочем, таковы реалии, а Гон – их выразитель. Может быть, чересчур рьяный, зато успешный.

Так что завидуем молча )

ЗЫ: на старом блоге была невероятно живучая тема про Стоп-ГОК, чтобы как-то увековечить ее, сделал небольшую фотогалерею и ссылки на статьи по теме.

Добавить комментарий