Мятежные души

Это история от лица того же персонажа из рассказа «Объект 1627», который мне очень близок. Флеш-бэк из его недавнего прошлого.

Мятежные души

Вам никогда не найти своих. Никогда не обрести покой.

Мятежные души, вы обречены на одиночество, на вечный поиск своего места, на смутную тоску по себе подобным. Найдете ли вы то, чего ищите?

Вы поднимаетесь в небо вереницей бумажных фонарей, и в этом хороводе надежды одни из вас ослепляют, другие едва видны на фоне темного неба. Ваш караван уходит туда, где теряется разница между светом земным и светом небесным. Но когда время подводит черту, финал одинаков для всех: вы осыпетесь на землю клочками истлевшей бумаги, почерневшим каркасом и горстью пепла, который разнесет ветер.

И может быть тогда станете счастливы.

* * *

Она приходит под вечер, садится напротив меня в кресло. Она поджимает ноги и горбится над рисунком. Она штрихует быстро-быстро, глядя на работу искоса; ее волосы почти касаются бумаги. Время от времени она слизывает мелок и по-детски шмыгает носом.

Она и есть ребенок. Сколько ей? Шестнадцать? Двадцать два? В заведениях, подобно нашему, возраст может быть обманчив.

Комната отдыха находится на втором этаже; даже не комната, а часть коридора с тремя окнами и колонной, на которой повис перекошенный телевизор, а вкруг расставлены ветхие кресла, диван и пара журнальных столов. Я прихожу сюда изредка после ужина посмотреть телевизор или сыграть с другим психом в домино. Она приходит после девяти, когда психи разбредаются по палатам. Часто мы остаемся одни: она рисует, а я не делаю ничего — просто ощущаю чье-то присутствие и слушаю однообразный говор телевизора.

Саша не говорит с незнакомцами. Она не говорит со мной, потому что по всем документам я чужак. Я не врач, не родственник, я никто. Просто мы оба застряли в поиске своих.

У Саши светлые волосы и торопливые частые кудри. Голубые глаза смотрят абсолютно нормально и чуть-чуть вопросительно. Веснушки по щекам разбрелись стадом рыжеватых коров. Иногда ее глаза улыбаются, возмещая ту улыбку, которую не могут вспомнить пересохшие губы.

Мелок шуршит быстро-быстро.

* * *

Первые недели мы встречались случайно. Я приходил смотреть новости, она сворачивалась в своем кресле и рисовала. Я почти не замечал ее. Девочка-барашек. Мои попытки заговорить натыкались на стену боязливого непонимания, и без слов мы подписали кодекс молчания. Она рисовала, я смотрел телевизор.

Несмотря на одолевавшие меня рефлексии, я пропустил момент, когда экран, домино и разговоры перестали быть поводом. Я приходил чаще, приходил почти каждый день. Я досадовал, если она нарушала заведенный график или кто-то из депрессивных слишком настырно донимал меня разговором.

Необязательность наших встреч наполняла меня мартовской нервозностью, смешанной с авитаминозом, плохим сном и запахом талого снега. Днем я думал, какая эта, в сущности, глупость — сидя в психушке, решить, что влюбился в пациентку соседнего крыла. Такая нелепость. Все разумное, что оставалось во мне, противилось банальности происходящего.

Но за ужином я ощущал прилив сил, потому что пусть происходящее было банальным, оно происходило, ощущалось, шевелило что-то внутри меня. Я снова шел на второй этаж, отключив сомнения, как подросток, и предаваясь необоснованным надеждам. Без пятнадцати девять я косился на часы. Я отмечал громогласность санитарок в гулких коридорах, безразличных к остроте момента.

Без пяти девять. Ровно.

Она могла придти через 15 минут или через полчаса. Не знаю, от чего это зависело. Я садился в крайнее кресло и смотрел вдоль кишки коридора, где в гудящем свете ламп проходили ссутуленные люди и гремели тележки с вечерней раздачей. Она появлялась быстро и словно ниоткуда, глядя под ноги, прижимая к себе большую папку, а сама прижимаясь к стене. Она шла не прямо, словно уворачиваясь от невидимых препятствий, вздрагивая на оклики депрессивных.

Я успокаивался и с рвением углублялся в телевизор или заводил разговор с кем-нибудь из психов, чем осложнял свое дальнейшее избавление от них.

Иногда мы сидели до полуночи, но чаще ночные санитарки выгоняли нас еще прежде одиннадцати. Мы расходились молча, словно чужие, но чужими мы были лишь внешне. Мы были заговорщиками.

* * *

Обычно она садилась напротив меня под телевизор, позволяя безнаказанно смотреть на нее и экран одновременно.

Она не показывала рисунки. Все что я видел — веснушки, маячившие за листом бумаги. Когда дежурные выгоняли нас, она захлопывала папку и поспешно удалялась в коридор, чуть пьяная, прижимаясь к стене. Она не здоровалась и не прощалась. Настоящий дичок.

Как-то раз ее кресло было занято, и она беззаботно села рядом со мной. С тех пор я получил индульгенцию подсаживаться к ней и смотреть за ее руками. Ее спокойствие в эти минуты, отсутствие протеста, казались волшебством, которое я принимал с благодарностью.

Ее рисунки были странными. Их невозможно было остановить, зафиксировать. Словно калейдоскоп жизни, они рождались, развивались, достигали пика и умирали. Сохранить их можно было только в памяти.

Все начиналось с нескольких осторожных штрихов, за которыми следовали другие, более настырные и смелые. Так появлялся контур, сначала неопределенный, словно скиданный наспех хворост, а затем все более плотный и узнаваемый: кромка леса, фрагмент моря, острова, облако, лицо… Картина словно была у нее перед глазами, позволяя рисовать себя с любого фрагмента.

А может быть, это были десятки картин, которые она видела внутри. Контуры наслаивались, расцветали, обретали четкость, и превращались в дикий карнавал красок, в брызги счастья, во вкус мангового нектара, в эпилептический сон, который охватывал меня под утро.

Меня волновало то, что она рисует. Это не было похоже на застывшую классику, систематизированную и подшитую. Это была безудержная смелость форм, цветов, образов, которые рвались наружу, не слишком считаясь с мнением их хозяйки. Она была торопливой и беспорядочной заложницей своих частых штрихов.

Картина становилась все ярче, насыщенней, безумней. И вдруг что-то ломалось, ее руки двигались жестче, цвета в порыве кровосмесительства вырождались и тяготели к серому, коричневому и бурому. Она черкала, как ребенок, черкала сильнее, и картина исчезала, превращаясь в хмурый квадрат.

Ее сюжеты, столь смелые и разные, умирали одинаково.

* * *

Я не мог решиться и разузнать о ней подробнее. Я мог спросить врача о своем соседе, плачущем Лёне, но разговоры о Саше выдавали меня с головой. От одной мысли об этом я начинал краснеть.

В кабинете арт-терапии, где я бесславно мучил гитару, ведущий врач, профессор и оратор,  глядя на ее работы и забыв о моем присутствии, сказал двум практикующим студентам:

— Запомните и зарубите на носу: психическое расстройство и творчество — несовместимые категории.

Он читал им спонтанную лекцию, вбивая тезисы, как железнодорожные костыли:

— Творчество — процесс сознательный. Творчество — форма отражения объективного мира. Расстройство психи — состояние деструктивное. Состояние анти-творческое. Наша задача — помочь таким людям вернуться к нормальному состоянию.

В его словах была, безусловно, правда. Настоящая книжная правда. И все же они задевали. Они приговаривали нас всех. Я готов был встать и оспорить  догмы профессора, я готов был рассказать ему о том многоцветном счастье, которое живет на этом листе за полчаса до того, как он стал бурым квадратом. Но, боюсь, аргументы пациента психо-неврологического диспансера профессор воспринял бы со снисходительным вниманием и только.

* * *

Я мало знал о ней. Один раз видел ее отца, большого и часто извиняющегося мужчину. Он разговаривал неестественно весело, как говорят с детьми, и уехал за час до окончания времени посещения. Перед этим он бегло посмотрел альбом с ее бурыми квадратами и пожелал ей быть умницей.

Мелки, которыми рисовала Саша, выдавали ей здесь, в платной клинике. Из обрывков чужих фраз я понял, что она разговаривает с врачами, но сам я никогда не слышал ее голоса.

Училась ли она? Работала ли? Была ли она когда-нибудь нормальной? Что надломило ее?

Я понял лишь, что, как и большинство из нас, она не относится к категории конченных психов, и ее проблемы имеют более психологический характер, нежели психиатрический. Я понял, что у нее есть жизнь в большом мире и стал ревновать к этой жизни. Ревность стала сладкой мукой, настолько абсурдной, что можно было не бороться с ней всерьез.

* * *

Уменьшается ли количество гениев от эпохи к эпохе? Мы знаем гениев золотых веков, но где живут гении, рожденные в кремниево-оптоволоконную пору? Когда есть одаренные дети, но нет выдающихся взрослых, не значит ли это, что вся избыточная одаренность сидит по своим кухням, офисам и психо-неврологическим диспансерам, слушая высокопарные лекции о несовместимости нервных расстройств и творчества?

Наша нормальность не является нормальностью. Это просто серость, за которой удобно предаваться бытовым радостям.

* * *

Я не объективен. Мятежные души, вы не всегда одарены, не всегда искрометны, не всегда талантливы. Вы мятежны — и это заменяет и одаренность, и талант. Мятежность стоит таланта. В своей жажде перемен вы готовы бросить вызов чему угодно, даже порокам собственного дарования.

В отличие от людей денег, от людей власти, от людей силы, вы не умеете объединяться. Вы не можете продавать себя. Вы — одиночки по сути,  подпускаете других одиночек лишь изредка, чаще обжигаясь, чем помогая друг другу. Вы чувствуете своих, но слишком боитесь за свое чертово бесценное «я». Внешний мир, шумный, требовательный и быстрый, слишком непохож на то, что вы ищите. Вы всегда существуете параллельно.

Наиболее удачливые из вас маскируются под нормальных людей, ходят на заводы и в офисы, заводят семью и собутыльников. Вас выдают лишь мелочи, лишь неуклюжесть в делах, нелюбовь к рутине, глупая чувствительность и расположенность к людям, с годами переходящая в озлобленность. Вы мятежные — и этим сказано все.

Вас ждет разочарование. То единство, которого вы ищите, существует лишь в форме кратковременных вспышек, когда двое сидят плечом к плечу под воющим телевизором и ощущают себя целым. Это единство невозможно остановить, зафиксировать, положить в карман. Оно коротко, прекрасно и не оставляет следа.

* * *

Как-то я попытался остановить ее беспокойную руку в самом пике рисования. Буйные цвета уже легли на бумагу. Острый женский профиль выделялся на фоне черно-синего неба. Пламя и вода сплетались в тугую косу. Яркие мазки заполняли половину листа стаей безумных кувшинок.

— Постой, — сказал я. — Можно я возьму твой рисунок на память?

Жестом я попытался объяснить, что хочу получить ее работу в подарок, но она замкнулась, отстранилась, нахмурилась, и пальцы с зажатым мелком задвигались быстрее.

* * *

Это произошло уже в апреле. Кажется, десятого числа.

— Я завтра не приду, — сказал она.

— А что так? — расстроился я.

— Меня заберут на выходные.

— Это же хорошо.

— Не знаю, — она пожала плечами и взялась за оранжевый мелок.

Лишь минуту или две спустя я понял, что она заговорила со мной. Заговорила на человеческом языке, не заикаясь, не путая слова. Мы так хорошо понимали друг друга все это время, будто говорили каждый день. Ее голос, тихий и слабый, который я слышал впервые, показался мне эхом самого себя.

Она совершенно нормальная. Она нормальная. Она осознает все, что с нами происходит. Я один знал это. Знал.

Я сжал ее руку.

* * *

Ее не забрали на выходные. Ее просто выписали.

— Мы не разглашает персональные данные пациентов, — сказал врач, когда я, покраснев, спросил о Саше. — Если она не оставила адреса, значит, не хотела.

Уже позже, дня через три, медсестра принесла мне конверт, а в нем — рисунок. Вереница бумажных фонарей поднималась в вверх. Небо было бледно-голубым с одного края и черным с другого. Ветер колебал ряды, нарушал их стройность. С востока поднимался красный закат, бросая на бумагу розовый отблеск.

До выписки я хранил рисунок в большой тетради, спрятанной внутрь чехла из-под ноутбука. Кресло, в котором сидела Саша, вдруг постарело и разъехалось, и я обратил внимание, какое это, в сущности, отвратительное кресло. Скоро его вынесли во двор, и на его месте появилось другое кресло, пыльное и бежевое. Я перестал ходить в комнату отдыха.

* * *

Вам никогда не найти своих. Никогда не обрести покой.

Мятежные души, вы обречены на одиночество, на вечный поиск своего места, на смутную тоску по себе подобным. Найдете ли вы то, чего ищите?

79 Comments

  1. Про фонарики — это прям в самую точку. Очень трепетно, да. Очень тронуло. Видимо, у всех в это время витают одни и те же мысли. Я буквально позавчера размышляла, что найти человека, который хотя бы приблизительно поймет, что ты чувствуешь, — это бесценно. Такое можно понять, лишь пережив подобное. Лишь тот, что ощущает себя таким вот фонариком, знает, какова цена полета.
    PS. Артемий, ну почему тебя не печатают?! Это просто какая-то вселенская несправедливость!!! Вззз….

  2. Чуть разбавлю для баланса, как обычно:)….
    Опять читал и не покидало чувство дежавю…опять этот синдром поиска глубинного смысла…ну т.е. опять куча образов, оторванных от реальности и наделенных несуществующими качествами. Автор хоть раз был в психушке? Там нет и не может быть ничего подобного, мужчин и женщин никто не смешивает, у них нет общих комнат…психи — это просто психи без всяких там мятежных душ, даже если забыть про психушку, никаких «мятежных душ» не существует в мире реальных вещей…есть просто люди разной степени вменяемости, имеющие разные степени подвижности психики…рефлексировать на этой теме видимо удобно, но зачем? Есть же 100500 реальных вещей, о которых можно рассказать, не?

    1. Сиплый, так ты не читай)Не было ни секунды сомнений, что конкретно ты и подобные тебе люди не поймут, это нормально (от слова абсолютно). Ты другой. Здесь я не с каким-то подтекстом или желанием задеть говорю, но ты этого действительно не поймешь. И не надо мучаться. Херня и херня. Забудь и живи спокойно. Сей рассказ на очень узкую аудиторию рассчитан, он для нее целиком и полностью. Читай то, что тебе близко, чесслово, была бы возможность оградить тебя от своего творчества — я бы это сделал. Галочку какую-нибудь бы поставил «Не показывать Сиплому». А если уж читаешь на свой страх и риск… Тада терпи. )
      Что до психушки, то вообще это фрагмент большого произведения, часть его действия происходит в платном психо-неврологическом диспансере, поэтому герой больше говорит о депрессивных, а не шизофрениках, в таких заведениях уклад совершенно иной в сравнении с традиционной психушкой, иногда они больше похожи на санатории или гостевые дома, таких заведений много и они разные. Есть и те, где на два крыла или два корпуса лечатся мужчины и женщины, но часть инфраструктуры единая, например, столовые или те же комнаты отдыха.

      1. Ну вот зря же…
        1. Слово: «Херня» — я не писал!
        2. Не нужно так эмоционально…я пытался донести некоторые очевидные вещи, не только мне например очевидные, а абсолютно очевидные, это ведь, в теории, должно сделать твои тескты совершеннее, не?
        3. Насчет психушек — спорить не буду, может быть такие и есть.
        А теперь давай к самой маковке…>>>ты и подобные тебе люди не поймут, это нормально (от слова абсолютно) <<<…нет это не нормально, и именно от слова абсолютно…если какое-то понятие, событие или явление в принципе "познаваемо", то это значит, что познать его сможет любой человек, имеющий достаточный уровень здравомыслия, этому нет никаких биологических, психологических и прочих препятствий…и тут только 2 варианта: либо я недостаточно вменяем, чтобы прочувствовать всю глубину того смысла, который скрыт в этом тесте, либо этого скрытого смысла в тексте и нет совсем. Твой каммент не оставляет выбора — я недостаточно вменяем! И я был бы готов это признать, но мне не дают покоя другие похожие случаи поиска глубинного смысла там где его нет. Т.е. Я такой не один! Надеюсь это станет сколь нибудь значимым для тебя фактором.

      2. Скажу так: для тебя конкретно в этом произведении действительно нет смысла. Как и для 80% интернет-пользователей. Он для оставшихся 20%. Мне очень хотелось написать этот рассказ, несмотря на осознание факта, что для широкой аудитории лучше написать… не знаю… стеб какой-нибудь ).

      3. Я же выше написал, что так не бывает…смысл либо есть, либо его нет…не нужно создавать искусственный флер элитарности под этим понятием…приятно думать что этот смысл доступен только избранным…..а статью всё таки почитай…http://lurkmore.to/Синдром_поиска_глубинного_смысла…может после неё мы выйдем таки на общие принципы и понятия…

      4. Я ту статью давно еще читал, и вполне с ней согласен.
        А в остальном… оставь нас с нашими заблуждениями и иллюзиями.

      5. Я ту статью давно еще читал, и вполне с ней согласен.…оставь нас с нашими заблуждениями и иллюзиями.
        Мне одному кажется, что согласие с той статьей автоматически исключает возможность наслаждаться заблуждениями и иллюзиями? А у тебя в одном предложении взаимоисключающие утверждения.

      6. >>>Мне одному кажется, что согласие с той статьей автоматически исключает возможность наслаждаться заблуждениями и иллюзиями?

        Остальным кажется, что та статья исключила твои возможности наслаждаться заблуждениями ))) Радуйся, ты спасен

      7. та статья — всего лишь рафинированная выдержка моих собственных наблюдений. только мне не понятно чему тут радоваться?

      8. >>>та статья — всего лишь рафинированная выдержка моих собственных наблюдений. только мне не понятно чему тут радоваться?

        Я думаю, весь мир есть эманация твоего разума. Подумай, такое вполне возможно, ибо доказать обратное нереально. И ты никогда не сможешь понять, существую ли я, или я лишь кажусь тебе существующим.

      9. Даже если так, чему тут радоваться? Ты же это предлагаешь. А насчет эманаций — Лема почитай, у него про это целый рассказ есть…хотя и «матрица» в принципе про то же! Кароче материала много. вопрос в другом — чему тут радоваться?

      10. Ну грусти. Грусть, вообще, неплохое чувство, расчищает путь для радости.

      11. А грустить-то с чего? То радоваться, то грустить…какое-то пограничное состояние. Кому-то из нас похоже пора в то самое заведение, где Саша рисует своими мелками…

      12. >>Нагоним до 100 комментов?<<

        Не на чем тут 100 камментов давать….материала нет., это ж не ГОК…а в вымышленных смыслах я не силен…походу холивара не будет.

      13. Ну слава богу. Зная, что ты всегда действуешь от противного, я заманил тебя в элементарную ловушку.

      14. Ты переоцениваешь свои способности к манипуляции, твои ловушки существуют и работают только в твоей голове. К тому же опять навесил на меня ярлыков…действуешь от противного и т.д….просто кроме меня этот текст не особо кто и камментит…я думал внесу зерно здравого смысла дело пойдет, но здравый смысл нынче не востребован…всем подавай заблуждений и иллюзий…вести содержательный диалог сложно, когда собеседник совмещает взаимоисключающие понятия в одном предложении и не видит в этом проблемы…в общем закончу словами из песни: …Автор незатейлив и легкокрыл, Автора несёт вдохновенный пыл…Вот он и творит, как его несёт, Понимая сам далеко не всё…

      15. >>>Понимая сам далеко не всё…
        Именно так. Слава богу, наставники, вроде тебя, могут наставить нас на путь истинный

      16. Бог с тобой…это ж цитата из песни (!не моей!)…какой из меня наставник? Я сам потому и не пишу ничего, что не умею, боюсь опозориться, знакомые ж прочтут…как может дилетант быть наставником у профессионала?

      17. Я вижу, ты начинаешь прозревать :D. Процесс мучительный, долгий, крепись

      18. >>Я вижу, ты начинаешь прозревать<<
        Я надеялся, что этот процесс будет обоюдным. И что моё критическое отношение к своим пейсательским способностям хоть немного передастся и окружающим..:))) Хотя согласен, что процесс мучительный и долгий!

      19. Непосильную ты ношу на себя взвалил. Мы, заблудшие, ужасно упрямы.

      20. Я никакую ношу не взваливал. буду изредка вносить баланс в мнения аудитории, только и всего. В нашем с тобой взаимодействии и так есть значительный прогресс…вспомни, что ты писал еще 5 лет назад (http://akrasnov.ucoz.ru/blog/kryshka/2012-01-08-559)…и что теперь. Думаю без такого мнения как моё или Парящего прогресс бы занял больше времени.

      21. Живи спокойно, дыши глубже, Володя) Все хорошо у тебя. Зачем доказывать то, что никто не оспаривает? У тебя какие-то внутренние сомнения насчет самого себя? Так брось. Ты самый просветленный из всех здесь присутствующих. Это объективно и рационально. Это факт. Только тебе (и еще Парящему) открыта истина. И про Ё-мобиль, и про ГОК, и даже про людские души.
        Ты просто не читай то, что вносит диссонанс в стройный поток твоих мыслей. А то как бы тонкий механизм не сломать 😀 Не могу взять на себя такой ответственности.

      22. Никогда такого не было и вот опять…(с)…Артем, зря ты начинаешь огораживаться…это проявление чего угодно, но только не мудрости…Я хоть раз про свое просветление писал? С чего ты это взял? Истину какую-то приплел…Это всё эмоциональные барьеры…отпусти их…я хочу только плодотворного взаимодействия, и больше ничего! И не смотря ни на что у нас оно получалось на протяжении нескольких лет…результаты есть! (…просто денег нет…(слепаков!)). А Парящий вообще не при чем…обидится если прочитает…зачем? И еще…механизм, никакой не тонкий. Чтобы его сломать нужно приложить усилия, превосходящие те, которые его создавали. Не думаю, что у тебя это получится.

      23. Да не обидится, поди. Я же не обижаюсь на его критику.
        А что до отгораживаний… Давай я тебе расскажу кое-что о критиках как таковых. Есть такая порода людей, они уверены, что их ценное критическое мнение делает всех вокруг лучше. Они чуть ли не всерьез верят, что это их миссия такая — наводить лоск. Они вполне искренне прилагают усилия, чтобы обгадить что-то, но сугубо с благородной целью — сделать человека (автора, инженера, кого угодно) лучше.
        Коль скоро я человек отчасти публичный и с подобными критиками сталкивался не раз, на 74-ке итд, я долго размышлял, как воспринимать потоки их замечаний. Подчеркну, что речь в данном случае не совсем о пустобрехах «кг/ам», а о критиках, которые стараются обосновать свою позицию.
        Так вот, я, в целом, признаю, что вся совокупность таких критиков имеет свою правду в отношении объекта их критики. Я знаю, что они часто вполне искренни. Иногда даже желают тебе добра. И что критика нужна для развития.
        Но после некоторых размышлений и рефлексий я пришел к выводу, что человеку для его развития критика нужна в очень ограниченном объеме. Совсем не в том, в котором вываливают ее полукомпетентные знатоки всего. У каждого своя правда, и если автор пытается реагировать и подстраиваться под всю критику, он просто будет похоронен под ее руинами.И, кстати, те же самые критики скажут: а мы так и говорили.
        Вывод: в жопу 99% критиков, будь они хоть 1000 раз правы. Если и совершать ошибки — то свои.
        Я знаю, что мне, грубо, на месяц работы нужно одно замечание от доброжелательного критика. Остальное — лесом. Жестко. Без апелляций. Иногда выплескивая рациональное зерно, но зато сохраняя энергию для работы. Ибо быть наставленным на путь истинный, ощущая полную скованность и падение самооценки — это, пожалуй, самое худшее.
        Иногда я мыслю в таком ключе: возможно, завтра сдохнешь. Ну мало ли. И вот представь, что у тебя остались считанные месяцы, а ты боишься написать что-то только потому, что какой-то высоколобый критик не найдет в этом смысла. И ты в самом деле отложишь на потом, будешь пытаться угадать ход его мыслей. лишь бы не разочаровать? Да черт с ним. Что за упадничество. Возможно, сейчас последний шанс разрушить в себе какие-то барьеры внутри себя, сделать что-то, что хотя бы тебе самому доставляет облегчение.
        И да, будет критика, будет неприятие. Также как с новым дизайном блога. Мы с женой аккурат накануне запуска смеялись, что придет Сиплый с Парящим и все обосрут.Мы были к этому готовы. И вы как по нотам — раз, два, три… Если чересчур сильно прислушиваться ко всему, действительно помрешь «старой девой»
        PS: допускаю, что ты опять ничерта не понял )))) Ну держись там.

      24. Всё понял! Это было действительно важно. Теперь осталось узнать только одно: моя критика тебе нужна или нет? Если нет, то я «пойду лесом», и буду изредка почитывать тексты без замечаний.

      25. Если быть до конца честным, то нет, не нужна

    2. Ты правда «машина» или «хочешь быть ей… Просто ты всегда говоришь, что все должно быть измерено, размечено, функционально и т.д. Понятие красивости не существует для тебя. Но тем не менее тебя зацепило и ты написал коммент. Просто объясни, зачем ты пытаешься воспринимать мир, как биоробот?

      1. Это заблуждение…я никакая не машина…просто в нашем мире слишком много штампов, условностей и ярлыков за счет которых людей вводят в заблуждение и манипулируют ими…однажды я почувствовал что это опасно лично для меня (в 2011, во время болотных шатаний и в 2013 году во время укропиздеца)…и с тех пор стараюсь посильно развеивать мифы и легенды, которыми нас пичкают с самого детства, их количество реально впечатляет…вокруг нас создают волшебную сферу непознанного, недосказанного, «глубинного» и пр…нас давно уже разучили думать рационально…только хардкор, только эмоции…насчет понятия красивости я могу лишь сказать, что по настоящая красота не подвержена изменениям моды и другим субъективным факторам…т.е. меняющийся раз в 2 года эталон красоты мне не понятен…эталон на то и эталон, чтобы быть неизменным…природа например красива, а машины — нет! Восхищение красотой машин — один из многих прививаемых стереотипов, потому я его стараюсь избегать.

  3. Какой щемящий рассказ Несбыточная мечта, что-то ускользающее, манящее, но очень неясное. Такое томление возникает весной, когда ожидаешь чего-то очень важного, но никак не уловить это ощущение. Это просто импрессионизм в литературе. Очень понравилось! Пиши дальше.

    1. Интересно… Импрессионизм. Просто вчера тоже поймал себя на мысли, что получилось чистое «впечатленчиство», и решил оставить его, как есть

  4. Впечатленчество описать труднее всего! А ведь верно подмечено: мы стараемся вести себя как все, чтобы никому не подумалось, что мы странные. А здесь в рассказе такие обнажённые чувства, что и страшно, и завидно.

  5. Отличный рассказ, считаю что тебе надо сборник уже выпустить и продавать, правда остается открытым вопрос объема продаж и финансовой целесообразности этого. Также интересно было почитать комментарии, они правда обычные, но тоже норм заходят)

    1. Спасибо на добром слове! Я последнее время думаю, а надо ли вообще что-то издавать. Ну то есть в классическом виде. Мне нравится новый дизайн блога, пусть здесь лежат. С точки зрения потенциального охвата аудитории, интернет сейчас гораздо перспективнее, чем розничная книготорговля. Насчет заработка нули и там и там )))

  6. Критика нужна, имхо, только в одном случае, когда ты за неё специально платишь, т.е. покупаешь услуги критики(или просишь оказать их бесплатно). А бесплатная, хаотичная критика — нах не нужна, никогда 🙂

    1. В корень зришь. Именно платная. Ибо настоящая критика — это нормальная тренерская работа, весьма сложная (неблагодарная), требующая опыта, знаний и т.д.

  7. Артём Михайлович, не слушайте никаких сиплых голосов. Пишите. У Вас великолепно получается. И я надеюсь, ещё в этой моей жизни, взять в руки Вашу книгу.

    1. Спасибо, Валерий Михайлович! Ради такого случая я ее издам хоть даже в 10 экземплярах (кстати, надо подумать).

  8. Товарищ Сиплый заставил меня перечитать рассказ Артёма второй раз. Первый раз отвлекали, уловил только канву. Решил перечитать на предмет наличия смысла. Перечитал. Прекрасный, тонкий, атмосферный рассказ, совершенно осмысленный, понятный, хотя сильно грустный. У меня только одно пожелание Артему, объяснить за какие грехи он посадил своего героя в желтый дом.

    1. Благодарю Вас! Насчет желтого дома… Будет время — продолжу рассказывать его историю.

  9. Прочитала батл с Сиплым — прям как хороший матч посмотрела. Болела за Артема. Кто победил — не скажу 🙂 Единственное, меня восхищает, как Артемий смело сказал то, нужно было сказать. Я сама вообще довольно прямолинейный человек, но в некоторых моментах все же пасую. А вот он — нет, не спасовал. Может, просто последняя капля была, а может, просто время пришло. В любом случае мне понравилось. Я возьму себе на заметку.

  10. Хочу подмешать к понятию критики понятие авторитетности. Если человек — авторитет для тебя, твой Учитель или наставник, то его критика идет тебе на пользу в любом количестве. Потому что ты его выбираешь для себя ориентиром и принимаешь его взгляд на вещи, в том числе на СВОИ вещи, т.к. доверяешь.

    Если и когда тебя критикуют люди, не играющие в твоей жизни роли наставника, пусть даже они на нее вольно или невольно претендуют, то замечания таких людей — как мосек лай. Они лают, ты идешь. Даже если по жизни это твой друг или первый читатель всего тобой написанного )))

    Еще есть понятие «пути сердца», по-моему, из Кастанеды. Если то, что ты делаешь, лежит на том пути, которым идет твое сердце, то оно — правильно, каким бы несовершенным оно ни было (или кому бы это таковым ни казалось).

    У меня есть с десяток ребят, для которых, я так подозреваю, я являюсь наставником в определенной системе координат. Они прислушиваются к моим словам, ловят мои реакции — и как только это было мной понято, мои слова изменились. Я чувствую свою персональную ответственность за то, ЧТО и, главное, КАК я им говорю и за ПОСЛЕДСТВИЯ сказанного. И даже если есть во мне желание что-то в них или их поведении изменить (а оно есть), я найду для этого такую форму, чтобы наше доверие друг ко другу не разрушилось. Наставники дорожат своими последователями не менее, чем они — наставниками. А когда дорожишь кем-то, не станешь обесценивать то, что он делает, не так ли? ))

    1. +1 Хотя даже с наставником нужно иметь в виду, что рано или поздно дороги могут разойтись, и ты встанешь перед выбором: либо продолжать воспринимать критику, суть которой — в неприятии твоего нового образа, либо снизить коэффициент значимости и решиться на эксперименты, не одобренные наставником. Ибо всегда есть риск стать хорошей, качественной копией наставника. В принципе, хороший наставник знает это и умеет вовремя отпустить.

  11. Херасе! такой холиварище! столько сочувствующих…А еще говорят принцип «злой-хороший полицейский» уже не работает! Артем, я твое пожелание понял и принял, больше надоедать не буду! Но, неужели это того не стоило? Сколько людей отписались бы тут если бы не я? Два? Три?…кто-то даже из-за этого !два раза! прочитал! Два раза Карл! Ёптить это ж основа пиара…это была фишка…людям была интересна именно такая вот острая, ожесточенная беседа, на грани ругани, Малахова чтоли ни разу не смотрел? Теперь же у тебя будет несколько похвальных, может нейтральных отзыва и ВСЁ. НО это твой выбор, я его уважаю. Спасибо, было интересно.

    1. Я не против дискуссий и холиваров. Просто с тобой они все чаще получаются тупиковыми. Ты слишком загнал себя в образ спасителя мира от невежества, стереотипов и клипового мышления. Впрочем, если он тебе по душе — упражняйся. Просто оставь мне и другим право идти своим путем, пусть даже ошибочным.
      Что касается рассказа, ты ранее сказал, что в этой теме для тебя обсуждать нечего — я не против, не обсуждай. Я готов обсудить с тем, кто прочитал и проникся. Если кто-то прочтет просто так, не высказываясь, я тоже буду рад, потому что комментарии не являются самоценностью, особенно в таких, более личных темах.

    2. Владимир, что у вас за странная тактика, ей-бо! Прийти, дать человеку по морде, а потом: «Смотри, сколько людей за тебя заступились! Да если бы не я!» Ну что? Что, если бы не вы? У Артема убавилось бы читателей? Убавилось бы друзей? В чем рациональность? В чем логика, которой вы так кичитесь? Очень напоминает анекдот, когда девочка подходит к отцу-алкашу и говорит: «Папа, можно я сдам бутылки и куплю хлебушка?» А он такой: «Конечно, сдай! Да что бы вы жрали, если бы не я!»

      1. Надежда…вы меня не отпускаете…я и так уже злоупотребляю терпением Артема, а вы опять заставляете меня развеивать мифы и ломать догмы…давайте по порядку:
        1. «Дать по морде» — это ваше эмоциональное определение, я этого не делал…и судя по распределению мнений по морде дали именно мне…я ж кругом не прав…и вы об этом пишите…так что мне теперь обижаться? На вас тоже?
        2. Друзья и читатели — это практически не пересекающиеся множества…они могут пересекаться, но крайне незначительно, отсюда следует, что никакие мои комментарии не способны ни лишить друзей, ни прибавить! Но оспаривать тот факт, что чем острее противостояние, тем оно интереснее — глупо! Отделите же уже мух от котлет…я никоим образом Артема не пытался оскорбить или обидеть…если вам так показалось, то это ваша личная эмоциональная незрелость.

  12. На мой взгляд, подобные рассказы — это камерные вещи, подразумевающие понимание через погружение и требующие как минимум закрытой двери. Вот убейте — не могу представить адекватное восприятие «Мятежных душ» через экран телефона на ходу в промежутке между маршруткой и сосиской в тесте; это не развлекалово типа «Последнего дракона». Значит, мимо потенциальных читателей блога. Ну эт я так, в форматную дуду опять подудел…
    Артём, помнится, однажды был разговор о пользе форумных троллей в качестве катализаторов обсуждения. Не хочу даже сравнивать мелкие провокации симпатичного Вам Адольфа с развёрнутыми комментариями Сиплого, но в качестве активатора наших сонных дискуссий мнения Володи (пусть иногда с демагогическим душком, порой с нелогичной аргументацией — никто не совершенен)) подходят как нельзя лучше. Теперь, в отсутствие тепличных условий, когда границы блога открыты для всех, пришла пора учиться побеждать противника, а не прятаться от него с обиженным видом)). За что боролись, как грицца…

    1. >>>На мой взгляд, подобные рассказы — это камерные вещи, подразумевающие понимание через погружение и требующие как минимум закрытой двери.
      Если так, что Вы конкретно предлагаете? Вычислить всех читателей по ip и приехать к ним прикрыть поплотнее дверь? 😀 Каждый сам решает, как он будет читать, дело автора предложить. Кто-то, может, сидя на толчке прочитал: ну и все равно спасибо, что потратил… сколько там обычно тратят? Минут 20.
      Да и потом, по себе знаю: когда видишь что-то, что тебя цепляет, всегда находится возможность прочитать спокойно. В этом смысле показателен сайт газеты The Guardian, на 80% он новостной, 19% фуфло-блоги, но 1% материалов там — это классные лонгриды, написанные профессиональными авторами. Я просто делаю закладку на работе и читаю дома, иногда по 2-3 дня. А вообще есть произведения, которым ты просто хочешь дать жизнь без каких-либо соображений насчет их трафиковости.

      >>>>Артём, помнится, однажды был разговор о пользе форумных троллей в качестве катализаторов обсуждения. Не хочу даже сравнивать мелкие провокации симпатичного Вам Адольфа с развёрнутыми комментариями Сиплого, но в качестве активатора наших сонных дискуссий мнения Володи (пусть иногда с демагогическим душком, порой с нелогичной аргументацией — никто не совершенен)) подходят как нельзя лучше.

      Я не вижу смысла плодить спор ради спора, но если кого-то зацепил какой-то момент и он хочет высказаться — всегда велкам. Конкретно в случае с Сиплым спор не приведет никуда. Поэтому я готов задушевно побеседовать, но не ради чистого холивара.

      >>> Теперь, в отсутствие тепличных условий, когда границы блога открыты для всех, пришла пора учиться побеждать противника, а не прятаться от него с обиженным видом)). За что боролись, как грицца…

      А победа в Вашей интерпретации — это что? В общем, на все вопросы Сиплого я ответил, в остальном всё так, как оно есть. И оно будет так. Я могу лишь еще раз повторить свои тезисы, не знаю, нужно ли, по-моему, мы уже всех тут за..ли))))

      1. >>>Вычислить всех читателей по ip и приехать к ним прикрыть поплотнее дверь?

        Видимо, недостаточно понятно выразился. Конечно же, имеется ввиду собственная дверь, закрытая с целью уединения. И это не туалет)))

        >>>Я не вижу смысла плодить спор ради спора

        Я и не возражаю. Решил слегка заступиться за Сиплого, уж больно резко Вы с ним… Хотя, конечно, он и сам в состоянии. По моим наблюдениям, многих новисов привлекает его бескомпромиссность, упёртость в хорошем смысле. Сиплый стал неким брендом блога и его пора уже писать в кавычках)).

      2. Резко — может быть. Но ему придется смириться. В этом вопросе позиция такова и таковой останется.

      3. Ребята, не нужно представлять меня обидчивой барышней. Резкостью тут и не пахнет. Я вот прям щас читаю ваши камменты и улыбаюсь…это так мило…спасибо вам за такое вот трогательное отношение…

  13. Так он и не прячется. На все вопросы я вам прямо отвечаю — как в песне. Я думаю он ищет родственные души а не ходи вар разогнать. Как-то так.

  14. Вот, кстати, хороший вопрос. Нужно ли выкладывать столь личное на столь публичное обозрение. Понятно, что читатель сам решает, читать ему или нет. Я сама очень часто на второй странице бросаю многие опусы, которые нахожу в Интернете. Ну если не зашло, не всосало — зачем тратить силы и время.
    Но вот нужно ли выкладывать туда, где большинство не поймет и даже не посочувствует? С одной стороны, автор сам решает. Сам берет на себя ответственность. Но с другой… если ты знаешь, что прочтут 100 человек, а из них поймут двое… Тут нужна смелость и даже некоторая отчаянность, чего Артему не занимать. Мне эта его черта сильно импонирует, но вопрос все же остается: надо ли?

    1. Да, хороший вопрос. Но, как я писал уже выше, наш век короткий, и когда ты окажешься лицом к лицу со старухой, многие из сомнений обыденной жизни покажутся нелепыми. Может быть, это наш последний шанс что-то изменить в своей жизни. Хочу ли я до конца жизни писать репортажи про ОСАГО или пойти дальше — решается сейчас, в данную секунду.
      В конце концов, кто я? Исчезающая частица мировой истории. И в глобальном смысле мировой истории без разницы, напишу я или нет, опубликую или нет.
      Боязнь не вписаться в интернет-канву — лучший способ испытать сожаление потом, позже. Недостатка в авторах, которые вписываются в интернет-реалии нет, поэтому я не совершу большого преступления, если не впишусь с какими-то вещами.
      И да, они будут многим непонятны, с другой стороны, есть очень много понятного всем, но те 20%, для которых я пишу, могут не хотеть того, что понятно всем.

      1. Я все чаще понимаю, что прям вот изменить ничего нельзя. Можно сдвинуть мертвого мамонта, но не оживить его. И я думаю, не зря во все века создавались клубы и тайные общества мертвых поэтов. Не я это придумала, но это единственный формат, позволяющий нестандартной личности раскрыться. Каким бы сильным и решительным ни был поэт (сейчас употребила слово в глобальном смысле, а не только в сфере стихосложения), как бы он ни готовился отражать удары троллей, все равно ему не выстоять. Его можно сломать и растоптать.
        Так вот к чему я? Может, назрела уже необходимость в таком закрытом клубе? Тайном обществе…

      2. Не знаю, я проще, что ли, на эти вещи смотрю. Есть у меня желание что-то написать — я пишу. Есть желание выложить — выкладываю. Сколько там троллей прочтет, а сколько близких по духу людей, честно говоря, я контролировать не могу, поэтому стараюсь переключаться на другие задачи, чтобы и не думать о таких вещах. Это все лишнее.
        Тролли будут, критики будут, это абсолютно нормальное явление, вроде трения в природе. Для меня самое важное не дать себя отвлечься на них, и все. В остальном. пусть существуют где-то вне пределов моего сознания.
        Иногда намеренно не читаю отзывы на свои статьи/ролики на других ресурсах и чувствую себя прекрасно.
        PS: мертвого мамонта двигать, наверное, действительно бесполезно. Так что задача не дать ему помереть)

      3. В этом есть некое лукавство, согласись. Как неизбежно лукавят люди, которые пишут блоги или выкладывают фотки в соцсети «для себя». Типа я это делаю для себя, а кто прочтет или не прочтет — меня это не волнует. Если не волнует — пиши в тетради, храни фотки на компе. А если выкладываешь на всеобщее обозрение, то значит — волнует. И вот в этом есть некая уловка, что ли. С одной стороны, хочется быть выше бренного, выше всех троллей и критиканов, но с другой стороны — хочется признания. Любому творческому человеку хочется признания, одобрения, кому-то — восхищения и преклонения. Потребности у всех разные. Но причина далеко не в самолюбовании, нет. Это нормальный, естественный обмен мыслями, эмоциями, энергией, идеями с другими людьми. Просто творить, не находя отклика ни в ком — невозможно. По крайней мере, несколько лет подряд — невозможно.
        А что касается статей… Это работа. Если ты вложил в нее душу и понимаешь, что придут тролли и обосрут все с ног до головы, но и не публиковать ты не можешь, то только и остается — не читать отзывы. Я сама часто так делаю. Но с творчеством иначе. Там всегда есть выбор.

      4. Я не писал, что меня это не волнует. Я сказал, что не могу контролировать количество троллей/понимающих, поэтому предпочитаю не думать об этом аспекте слишком много.
        Мне не хочется быть выше троллей и критиканов, опять же, нигде не писал такое. У меня есть понятие «другости», то есть критик — он зачастую просто другой по психологии, темпераменту, жизненному опыту человек. Не твоя аудитория. И я должен признать его «другость», равно как и он должен признать мою. Здесь, в принципе, нет конфликта, аяврик там о каких-то победах заговорил, но для меня это не спорт и не война. Я понимаю, что любой блогопост апеллирует к одним участникам блога и не апеллирует к другим, и это нормальное явление, с которым не надо никак бороться и тем более не надо никого побеждать.
        А отклик мне важен. Просто если человек изначально обозначает, что ему это не близко, я могу лишь согласиться «Тебе это не близко», и не нужно ничего пояснять, никого побеждать. Нормальный процесс. А кому близко — я буду рад. И может быть, мы с ними найдем общий язык.
        Некоторым критикам очень важно, чтобы их замечания признали в высшей степени ценными. Я готов. Если они ценные. Если это обычное балоболство, то пусть оно живет здесь в таком статусе, это его право — быть опубликованным.

      5. >Я не писал, что меня это не волнует.
        Ты не писал, да. Это я немного вперед забежала. Тоже своего рода стереотип, да. Жду появления мячика с другого конца трубы. А мячик куда-то свернул по пути 🙂
        В общем, я с тобой, конечно, соглашусь. Сражения тут быть не может. То, что Сиплый считает эмоциональной незрелостью, я называю опытом и интуицией. И не имеет смысла переубеждать другого в обратном.

      6. Да дело даже не в Сиплом, есть еще миллионы и миллиарды человек, которых не заберет то, что ты или я завтра напишем. И это нормально. Но если постоянно думать об этих миллиардах и зацикливаться только на них, впадешь в депрессию и творческий ступор. Я впадал, знаю. Ты, наверное, тоже.
        Но есть и другие миллионы людей, которым то, что ты делаешь, может быть интересно и близко. И я думаю, что автор не должен давать себе установок «отбрехиваться от критиков», доказывать им что-то. Напротив, он должен думать о той аудитории, для которой он, собственно, и пишет, искать ее. Подобная позиция обычно вызывает бурю негодования у критиков, им кажется, что автор непременно должен внять им, сломать себя и писать так, как им видится. К сожалению, праздные критики — весьма неустойчивые создания, и даже если ты сломаешь себя и начнешь потрафлять им, они обвинят тебя в конформизме, вторичности и чем угодно.
        А так есть, безусловно, толковые критики, но, как выше сказал Антон, это, скорее, тяжелая работа, чем удовольствие — критиковать кого-то конструктивно.

      7. Мне кажется, ты немного недопонял меня. Или я тебя. Я-то как раз не призывала ни подстраиваться под критиков, ни сражаться с ними. Я как раз и говорила о том, что надо искать свою аудиторию. Но делать это не там, где ареал критиканского обитания. Грубо говоря, ловить форель в Волге бессмысленно. Хотя, чем черт не шутит, может, как раз тебе одна и попадется. Но вероятность низка.
        И если ты видишь, что в данном месте аудитория в принципе не расположена тебя понимать и принимать, то ты будешь искать другую аудиторию. Или ты все же останешься в первой и будешь упорством пробивать себе путь к тем двум читателям, что тебя услышали?
        Я не спорю ни в коем случае, я просто хочу узнать твою тактику и, возможно, использовать ее и для себя. Понятно, что это твой блог. И когда кто-то перейдет границы, ты имеешь ресурс воздействия на этого читателя. Но вот если взять совершенно абстрактный ресурс, где публикуются многие и читают его многие, то как ты определишь степень полезности его для поиска своих читателей? Какое число станет критическим, чтобы понять: тут рыбы нет (с)?

      8. Я бы тебе рассказал про свою тактику, будь я успешным писателем)) А так даже поделиться особо нечем. Да и тактики нет.
        Я, честно говоря, редко задумываюсь над тем, надо ли конкретно это публиковать или нет. Изначально была установка писать то, что волнует. Со временем профессиональная деформация немного перекосила блог в автомобильную сторону, но принцип остался. Поэтому когда у меня есть желание что-то опубликовать, я, признаться, не долго думаю. Вообще автор должен прогибать реальность под себя, иначе он скучен.

        >>>>И если ты видишь, что в данном месте аудитория в принципе не расположена тебя понимать и принимать,

        Как раз я считаю, что на блоге собралась очень классная тусовка. Я признателен аудитории за интеллигентность и терпимость, многие вещи хорошо заходят, я в личку часто получаю хорошую обратную связь. Ну бывает, да, кто-то что-то не понял, не воспринял, так это везде будет.
        И вообще, чем меньше думаешь о подобных вещах, тем больше возможностей что-то сделать. Да и альтернатив особо нет. Где еще публиковать?

      9. Артем, мне поэтому и интересен именно твой опыт, твоя тактика, ибо ты не именитый-маститый. Ты такой же, как я, поэтому мне хочется обмениваться с такими же, как я, своими мыслями, удачными или неудачными тактиками.
        По поводу твоего блога — я тут даже не заикаюсь. Во-первых, да, аудитория тут довольно интеллигентная и, скажем так, комфортная. Во-вторых, как ни крути, это твоя вотчина и у тебя в руках масса рычагов — как поощрительных, так и карательных. Я знаю, что это, когда сама была одним из создателей и администраторов сайта.
        Но я-то, скорее, о другом. Хотя… наверное, у тебя и опыта такого нет, поэтому я не в кассу тут. Вот ты публикуешься на другом сайте — фикбуке, прозе.ру, самлите или самиздате — на любом. Вот ты опубликовал первый рассказ. Вот второй. Третий… Когда и при каких обстоятельствах ты поймешь, что данный ресурс для тебя мертвый? Когда из 100 прочитавших только один напишет отзыв? Когда из 20 отзывов ни одного не будет от тех, кто понял и прочувствовал твой мир? Почему именно нужно прочувствовать? Потому что это важно. Я на фейсбуке не так давно опубликовала пост — крик души. Это была моя боль, моя рана. У меня было дохрена просмотров и 50 человек отписались в комментах «Ой спасибо, поржал от души». Вот для такой аудитории нет смысла выкладывать свои произведения. Ну я так думаю… А ты?

      10. Ну да, я нигде никогда не постил, но сайты аля прозы.ру всегда избегал, не знаю почему. ну а так, думаю, если есть желание писать для ресурса — не надо его душить. желание исчезло — можно взять творческий отпуск) для меня самого тут вопросов больше, чем ответов, и часто думаешь, в чем твоя цель, но нет ответа, есть только желание что-то еще сделать

      11. Да уже было что-то вроде. Сидели в своей песочнице, развлекали друг друга, игрушками делились, никто посторонний особо не лез, чем не клуб? Для меня, если честно, это было отдушиной. Но если уж пришла пора открыться навстречу переменам, то чего ж делать… Тенденция, однако.

  15. А вот сейчас уже схлестнулись позиции нравственные. Нужно ли выкладывать? Можно ли резко и чётко обозначить свою позицию? Но если одному участнику можно (я имею ввиду Сиплого) бескомпромиссно говорить неприятные вещи автору, пусть даже из лучших побуждений, то может автор вернуть перчатку в той же манере. Я считаю, да! Может эта оголённость нерва и есть самое ценное в этом блоге. Меня всегда поражает его нестандартность восприятия жизни, его поиски смысла. А когда ради холивара лезут под кожу — то нужно быть готовым к таким резкостям.
    Я сюда захожу всегда за новизной. И я её получаю. И пусть он продолжает так непохоже на других.

    1. Спасибо вам! Вы исчерпывающе правы! Если я кого-то бескопромиссно критикую, я жду такого же отношения к себе. Это единственно возможный путь развития. Именно за этим я сюда и приходил. «Мятежность духа» не значит ничего если её может разбить любой, мимо проходящий, тролль…только целостное, непротиворечивое восприятие дает такой результат…такую целостность может дать только кропотливый сбор и анализ недостатков…чем глубже критика, тем устойчивее после неё будет результат…но можно и отгородиться от этого и уповать на кулуарность, на избранность аудитории, для которой всё пишется, в надежде, что «кому надо, тот поймет», тоже тактика.

  16. Вот вы вроде бы правы, с одной стороны. А с другой — бескомпромиссная критика — это безжалостная, убивающая вещь. Есть ведь души хрупкие, их разбить можно неуклюжим движением. Затоптать то, что ещё только ищет свой путь. Вы с этим оружием поосторожнее, а так, кто ж против…

    1. Да нее…я фсё…вот добьем эту тему и баста! Так что насчет меня можно не волноваться…а хрупкие души нужно укреплять…в суровом мире живем…снисхождение — проявление слабости и т.д.

  17. Добрый день!) Очень обрадовалась новому рассказу в пятницу. Прочитала его в первый раз во время перерыва на работе и даже оставила для себя несколько цитат, чтобы ещё раз их обдумать на досуге, и перечитать всё целиком снова. Хотела было вечером того же дня написать отзыв, но прочитав первые несколько комментариев, передумала)) Так получилось, что почти в это же время в соц.сетях общалась с человеком — активным критиком. Сфера интереса совсем другая, но какие-то аналогии всё же были. Я не хочу говорить о критике, так как об этом уже много было сказано. Но есть ещё другая сторона реакций на чьи-либо действия — похвальные отзывы, которые этот человек (мой знакомый) назвал подхалимством. И я надолго задумалась. Неужели, стараясь сказать что-то приятное человеку или поддержать его за его труды — это просто твоя бесхребетность, неумение трезво оценивать ситуацию и желание выглядеть в приятном свете? И тем самым ты не даёшь развиваться человеку, стремиться к чему-то большему, лучшему. На эту тему тоже можно развить огромную дискуссию, но я не хочу, так как единого ответа не найти.

    Поэтому я хочу просто сказать спасибо за рассказ 🙂
    За мартовский авитаминоз и необъяснимую тоску. За яркие образы, которые возникали в голове при прочтении: за коров (честно говоря, фантазия сильно разыгралась, когда они начали разбредаться по милому личику героини))); за образ Саши — она мне представилась почти ангелом; за картины, которые жили своей стремительной жизнью, успевая родиться и умереть за короткое время -они стали для меня аналогией человеческой жизни; за постаревшее кресло, которое почему-то было очень жаль; за неудавшийся спор пациента психо-неврологического диспансера и профессора — мне бы очень хотелось послушать их разговор. И отдельное спасибо за фонарики, которые и заставили меня прочитать весь рассказ от начала и до конца ещё на работе. Ох, сколько в этом образе! И яркого, и недосказанного… И то чувство, когда ты, вроде бы, находишь в них столько близкого и родного, но в то же время открещиваешься от них всеми руками, пытаясь отыскать хоть один признак несхожести.
    Возможно, я подхалимка (я уже почти смирилась с этой ношей за выходные))), но, Артём, Ваши произведения находят отзыв в моём мировосприятии. И, я уверена, в душах многих людей. Далеко не все об этом напишут или скажут вслух. Поэтому, пожалуйста, пишите дальше, даже если нет как-то оформленной положительной обратной связи. Ведь, говорят, молчание — знак согласия)

    1. Марина, ну прям от души спасибо за отзыв, причем я, честно, удивлен, насколько у нас с Вами совпало восприятие образов. Для меня это важно вот по какой причине: есть произведения, которые идут от аудитории, и ты пишешь, стараясь как бы угадать запрос, а есть произведения, которые идут от тебя самого. И тут не факт, что их поймут (что и видим). Ну и конечно, любой автор рискует скатиться к классической мысли: а может все проще, может, просто ты мудак? Вроде и душой не кривил, а тебе эту мысль навязывают, что, мол, все дартаньяны, один ты тут такой. Поэтому для меня очень важно понимать, что кто-то, пусть 1%, чувствует также. В этом вся химия, весь смысл. Так что спасибо!

    2. Марина, можно я про подхалимаж выскажусь? Я просто как раз тоже недавно имела разговор на эту тему. Ведь первое значение слова «критика» в любом словаре — это «Обсуждение, разбор чего-н. с целью вынести оценку». Обсуждение и разбор, а не разнос и не суд. Поэтому если ты прочитал и тебе понравилось — искренне, от души, это тронуло тебя — так напиши об этом. Скажи спасибо человеку, пожми ему руку. Это искренняя критика, которая как раз и помогает расти.
      Но есть и другой момент, когда вступает в силу лесть. Кукушка хвалит петуха за то, что хвалит он кукушку. Вот такой критике, таким отзывам не должно быть места. Вот они как раз и не дают автору развиваться, потому что оплетают его, убаюкивают. Они не вдохновляют, не дарят уверенность, не вселяют надежду.
      В то же время негативная критика может быть конструктивной. Ну об этом мы выше уже говорили.

      1. Надежда, извините, что поздно отвечаю. Я с вами согласна. Конструктивная критика нужна, как положительная, так и отрицательная. Только вот грани этой критики настолько тонки, что бывает очень сложно выразиться так, чтобы, с одной стороны, донести то, что хочешь, а с другой стороны, не нанести душевную рану человеку или, наоборот, не надеть на него корону своей лестью. А ещё одна грань — понять, нужна ли этому конкретному человеку критика — может ему и так хорошо живётся. Уравнение с кучей неизвестных)) Может, конечно, только для меня)

  18. Ну вот, можно сказать доказано, что новый формат блога никак не влияет на потенциальный объем обсуждений 🙂

Добавить комментарий для СиплыйОтменить ответ