«Нива». Юбилейный тест-драйв

Я много раз пытался найти тестовую «Ниву», но дилеры Lada всегда отвечали одинаково: а что ее тестить? «Нива» — она и есть «Нива». Ее берут без тест-драйва. Однако подростковая мечта прокатиться на вазовском полноприводнике оказалась живучей, а тут помог календарь. 5 апреля 2017 года исполняется 40 лет с момента выпуска первой серийной «Нивы» ВАЗ-2121, а значит, во что бы то ни стало надо исполнить задуманное.

 

«Нива», кстати, запала в детскую душу не тремя дифференциалами и соцветием рычагов. Просто при моем тогдашнем росте в «Волге» ГАЗ-21 я был едва виден из-за руля, а в «Ниву» сел как влитой.

Тридцать лет спустя эргономика «Нивы», понятно, далека от идеала. Но не бесконечно. Мешает невозможность подтянуть руль поближе и высоковатый пол, из-за чего сидишь слегка «кузнечиком». Зато сиденье стало удобнее, а базовое расположение руля и рычагов кажется вполне естественным. Ну разве что с непривычки я разок пытался включить понижайку вместо передачи. Из других необычных открытий — гидроусиленный руль, который усиливает ощущение проворности автомобиля на бездорожье.

Хороша, чертовка!

«Нива» вызывает у меня приступ ура-патриотической гордости. Среди подборок фотографий иностранных машин и сделанных по их лекалам советских вы не найдете «Нивы». Она не только не является копией чего-то известного, она была настолько прогрессивной, что в 70-е годы у нее в принципе не было аналогов.

Суди сами: постоянный полный привод вошел в массовый обиход уже в 80-х, и, кстати, знаменитые Audi Quattro появились на три года позже «Нивы», уступив пальму первенства в категории «полноприводник с тремя дифференциалами и несущим кузовом». Во времена «Нивы» внедорожники чаще использовали подключаемый привод (part-time), то есть на асфальте оставались заднеприводными. Постоянный полный привод использовал в те годы Land Rover, но, например, Toyota Land Cruiser перешла на фул-тайм только к началу 90-х.

В производственном плане «Нива» была ранним примером «платформенного мышления», когда создатели постарались максимально унифицировать автомобиль с существующей продукцией АвтоВАЗа — «Жигулями» ВАЗ-2101/ВАЗ-2103. От них она получила силовой агрегат (модернизированный), ходовую часть, интерьер и легковую закваску.

Независимая передняя подвеска и пружинная задняя тоже были весьма нетипичными решениями для проходимцев того времени, скажем, Toyota J50 (выпускалась до 1984 года) опиралась на неразрезные мосты и рессоры.

И, конечно, главная фишка — несущий кузов. В те годы и много лет спустя абсолютной догмой считалось наличие у внедорожника рамы. Рама обеспечивает выживаемость в тяжелых условиях, рама за счет скручивания увеличивает ходы подвесок. Но она же раздувает вертикальный габарит автомобиля, поднимает центр тяжести, увеличивает массу и вообще делает внедорожник ближе к грузовикам, чем обычным машинам.

А «Нива» в самом деле воспринимается нормальной легковушкой, и поэтому вполне допустимо считать ее предтечей современных паркетников.

Владелец этой четырехмесячной «Нивы» Женя взял ее ради экстремальных путешествий. Даже завидно.

При езде по асфальту «Нива» допекает назойливым гулом трансмиссии и достаточно жесткой подвеской, сварливость которой усугубляет коротка база. В общем, на фоне ГАЗ-66 она комфортна, на фоне современных автомобилей… скажем так, ты слишком отчетливо слышишь километры, оставленные позади.

Зато она компактна и является одним из самых малоразмерных внедорожников на рынке. Спорить с ней могут разве что японские рамники, вроде Suzuki Jimny, который работал на тесте «техничкой» (но трос так и не пригодился).

Впрочем, как раз малоразмерность «Нивы» едва не приговорила концепцию в первые годы серийного производства. Ведь что такое «Нива»? Автомобиль для советского села. Но в Союзе автомобиль покупали раз и на все случаи жизни, поэтому трехдверный внедорожник с тесными задними сиденьями и формальным багажником в почтенном деле перевозки картошки уступал даже «Жигулям».

Альтернативный проект от АЗЛК — Москвич-2150. Сегодня о нем вспоминают лишь в контексте юбилея «Нивы». Рамный внедорожник был слишком близок по концепции к УАЗам и отчасти ЛУАЗам, поэтому комиссия склонилась в пользу более легковых вариантов
Основной соперник «Нивы» в борьбе за место на конвейере — Иж-14. Концептуально он был близок к «Ниве», имел несущий закрытый кузов и хитрую трансмиссию, которая позволяла делать автомобиль передне-, задне- или полноприводным. Не пошел в производство из-за низкого интереса к проекту оборонщиков, которые тогда контролировали ИжМаш

Непритязательный и стройный советский селянин мог бы простить и это, однако «Нива» стоила в полтора раза дороже ВАЗ-2101 — 9000 рублей против 5500-6000 рублей. Поэтому в первые годы страна восприняла новинку прохладно, и оживление внутреннего спроса началось к середине 80-х.

А в первые годы «Ниву» спас экспорт. Изначально ее планировали поставлять в ряд дружественных развивающих стран, но разведка боем в Европе в 1979 году завершилась убедительной победой наших. Как часто бывало в истории, помогла аномально снежная погода, на фоне которой «Ниве» был обеспечен шикарный продакт-плейсмент в европейских теленовостях. В итоге география поставок превысила 100 стран, включая Японию, где «Нива» вообще остается единственным представителем советского автопрома.

Тот случай, когда я не хочу отмывать автомобиль перед съемкой

И я понимаю, за что ее любили. Потрясающее чувство габаритов можно списать на винтажность — тогда все машины были прозрачны, как аквариумы. Но вкупе с компактностью и честным полным приводом это окрыляет похлеще газировки из рекламы.

Скажем, едешь по талому снегу, который до поры до времени держит легкую «Ниву» на плаву, но вдруг предательски просаживается, топя ее до порогов. Газу, газу, газу — помним мы основной рецепт вождения честных полноприводников. И «Нива», будто маленький катер в шторм, дрожа, выгребает лопастями и чуть косолапо одолевает очередной вал. Фантастика.

Иногда она застревает. Но это не равноценно застреванию среднестатистического паркетника, потому что «Нива» не садится сразу и намертво. Чуть откатимся назад, чуть повернем руль, чуть разгонимся — и пройдет.

Мысленно я сравнивал ее даже не с внедорожниками, а с модными сейчас квадроциклами схемы side-by-side, а-ля багги. «Нива» чуть менее бесшабашна на бездорожье, зато на фоне квадриков ослепительно практична.

«Крокодил» — первый прототип «Нивы» имел раму и тентованный кузов. Слава богу, до серии не дошел

И еще. Я люблю «Ниву» не только за обаяние ее ТТХ. В ней светится личность создателей. «Нива» не есть продукт маркетинга, скорее, это результат победы в техническом холиваре, который шел на АвтоВАЗе с 1972 по 1977 годы. Консервативная ячейка АвтоВАЗа не мыслила полноприводник без рамы и открытого кузова, поэтому первые прототипы «Нивы» были похожи, скорее, на «уазики». Однако молодежь гнула свою линию: надо делать легкий полноприводник с закрытым несущим кузовом. И хотя открытый рамный макет был более проработан в деталях и вообще менее рисковым, решено было дать карт-бланш молодым.

В числе которых был Петр Михайлович Прусов: ведущий инженер-конструктор проекта ВАЗ-2121 не дожил до юбилея своего детища три недели. Автор концепции безрамного внедорожника умер 19 марта 2017 года. Светлая память.

Вспомним добрым словом и дизайнера проекта Валерия Семушкина: даже сегодня «Нива» выглядит правильно и фотогенична.

Сороколетняя «Нива» не является самым возрастным серийным автомобилем России: уазовскую «буханку» выпускают с 1965 года. И в обоих случаях конструкция не менялась радикально в течение жизненного цикла. «Нива» прошла несколько апгрейдов, рестайлинг и обзавелась удлиненными версиями, но по-существу осталась тем же автомобилем. С одной стороны, это говорит о живучести концепции — сегодня она занимает второе место по продажам среди полноприводников России (после Chevrolet Niva). С другой, многие врожденные недостатки «Нивы», например, недостаточно тяговитый мотор, не устранены до сих пор. Как не исчезла опасная запаска из-под капота, как не решена проблема коррозии и трансмиссионного гула.

В современных реалиях такое расположение запаски — дикость. При фронтальном ударе колесо бьет прямо по водителю

Прогресс идет медленно: во время последнего рестайлинга редуктор переднего моста отстыковали от силового агрегата для снижения вибраций, сделали ступичные подшипники нерегулируемыми, амортизаторы — газонаполненными. Но глобальной модернизации «Нивы» (строго говоря, Lada 4×4) уже не будет — не рентабельно. АвтоВАЗ «доносит» нынешнюю модель, а на смену ей придет что-то радикальное новое и, не исключено, на платформе легковушки или паркетника.

«Нива» — автомобиль шедевральный. Как любое выдающее явление, ее нельзя оценивать в мелочах:она красива во всей совокупности своих качеств. И никем не повторена, кстати.

Благодарю владельца «Нивы» Евгения и его брата Антона (antonio_1985) за эксклюзивный тест

Раздатка «Нивы»

И бонус-трек:

12 Comments

  1. Отл! А что значит у этой нивы раздатка и коробка еще вместе? Они же не вместе. Вон даже промвал видно.

    1. Спасибо, что-то я поторопился. Там передний редуктор в новых Нивах крепят к кузову, а не силовому агрегату, я чет раздатку приплел впопыхах. Убрал

      1. Кстати, Прусов рассказывал, почему раздатка через короткий промвал. Изначально планировалась моноблочная трансмиссия, но потом решили план выпуска Нивы (75 000 машин в год) снизить до 25 000, чтобы выпускать машину «класса ФИАТ-127» (дословно), и естественно, что с такими объемами с окупаемостью оригинальных агрегатов (пришлось бы менять валы КПП, отливку картера, вводить дополнительные операции мехобработки) возникали проблемы. Прусов настаивал на изначальном варианте трансмиссии, но на свои возражения получил, дескать, и так много оригинального в вашей машине, довольствуйтесь этим. В итоге «ФИАТ-127» уехал в Запорожье и сгинул там в виде Таврии, а Нива все равно выпускалась тиражом за 70 000 машин в год.

    1. Там глина в основном ))) Хотя, кстати, выхлопные могут ржаветь, это даже у иномарок часто так

  2. Жентос спасибо передает, у него на селе(Селянкино, напомню) интернетов этих ваших еще не завезли :))))

    1. Ему тоже большой привет и спасибо! И, кстати, надо будет еще вылазку организовать, видишь, как ваши машины в кадре классно смотрятся )))) Попозже. Только цель достойную придумаем. Чтобы харкдор.

  3. Эх, Тема, мог бы и ко мне обратиться. Я вообще других машин не признаю — у меня уже третья Нива. Много чего рассказать бы мог. А в материале ты не указал, что помимо гидроусилителя у современных Нив еще есть инжектор и регулируемые из салона зеркала заднего вида.

    1. Вот блин)) Редко общаемся. Забыл. А так да, я для авточела сделаю более подробную техническую подбивку об этапах модернизации Нивы. Здесь, скорее, просто личные впечатления. Инжектор сейчас обязателен, без него не выполняются требования экологии, поэтому даже как-то не акцентировал.

Добавить комментарий для Артем КрасновОтменить ответ