1 : 43

Если психиатр захочет проследить, с чего началось мое обсессивно-компульсивное увлечение автомобилями, то началось оно вот с чего — модели 1:43. И, думаю, не только у меня: в 80-х это был нереальный культ
Масштаб 1:43 довольно мелкий, однако в те года почему-то самые крутые, увесистые, детальные модели выпускали именно в таком размере. Вот так они соотносятся со своими прототипами.
Для фотосессии я выбрал лучшие модели из своей детской коллекции, состояние многих, увы, за 30 лет ухудшилось, отлетели мелкие детали, некоторые крышки и т.д. Но пусть будет, как есть
Сын уже не понимает моего увлечения, у него подобных машинок было с полсотни, и он не знает их ценности. Сегодня весь день смотрит на меня, как на сумасшедшего — чего папаня над ними чахнет?
В Советское время иномарки были редкостью, и мы с удовольствием разглядывали их на улицах. Но в качестве моделей иномарки ценились меньше, чем машины, которые встречались каждый день. Такой «Мазератти» был у многих, но особенно не возбуждал
Самыми крутыми считались модельки машин, которые окружали нас. Вот они действительно будоражили.
Один из признаков качества — открывающиеся двери, капот и багажник. Были модели, у которых не открывалось ничего (фуфло), были те, где только передние двери. Поэтому истинный восторг был от моделей, где открывалось все. На такую иные готовы были обменять велик не глядя.
Эта Alfa Romeo стояла на три ступени ниже, чем, например, «Нива» с прицепом «Скиф», о которой я мечтал, но так и не получил
Мое личное увлечение модельками началось с такой же «Волги», которую кто-то дал мне в садике, когда мне было года четыре. Я до сих пор помню очарование тяжелой, цельной игрушки, сделанной настолько филигранно, словно большую машину в самом деле уменьшили. Я был так очарован, что тут же ее расколотил (любовь зла). Это уже другой экземпляр, мой личный
Сделан, кстати, великолепно — по сей день, это одна из самых достоверных моделей, которые я держал в руках
Сейчас бы я сказал: багажник большой, проем удобный, но погрузочная высота великовата. Крышку, каюсь, потерял — слабое место у таких моделей.
Она прекрасна

 

Внутри — руль, рычаг КПП, сиденья, даже приборы
В иных ракурсах можно принять за настоящий авто
Интересно, что модели «Волги» чаще встречались в кузове универсал, хотя в реальности ГАЗ выпустил гораздо больше седанов.

 

Достойный образец для Левши
Эту «пятерку» я увидел в магазине Алма-Аты в конце 80-х и сразу заболел ей. Но мама, к моему огромному сожалению, купила мне…
Вот этот ИЖ, у которого открывался только капот. И вообще в те года «Лады» были на порядок престижнее. Я жутко переживал.
И каково было мое удивление, когда в Новый год я получил ту самую красную «пятерку», которую мама купила-таки, но припрятала до праздника. Она была и остается моим фаворитом до сих пор.
Много раз у меня пытались ее выменять, но отдать ее!!! У меня не было даже сомнений.
Интересно, что олицетворял красный прозрачный куб под капотом?
У другой моей любимицы, копейки, он потерялся после того как с ней поиграл брат. Я опечалился.
Made in USSR (маде ин юсср). Чем-чем, а качеством моделей Союз мог гордиться.
Жаль, решетка радиатора потерялась
С этой «копейки», купленной в Павловском Посаде, началась моя коллекция. Поэтому я ее очень ценю, хотя двери не открываются.
И цвет такой правильный
Был у меня еще микроавтобус РАФ
Он ценился меньше, но двери у него тоже открывались. А вот капот — нет
Было и два членовоза — ЗИЛ и Чайка
С Чайкой связана душевная травма. Это вторая машина, а первую я еще совсем маленький взял в детский сад, где психованная воспитатель зачем-то швырнула ее об пол. Я до сих пор помню, как Чайка разлетается на куски, точно ваза. Но вторую я сумел сохранить
Патриотический лимузин позирует на фоне Вечного огня
Мелкие детали потерялись, включая чайку на задней двери и фонари.
ЗИЛ тоже был офигенный, но почему-то ценился меньше Чайки. Возможно, мы его реже видели вживую.
Проекту «Кортеж», по-моему, стоило скопировать пропорции ЗИЛа.
У ЗИЛа тоже открывалось все, а стекла дверей были безрамочными (видимо, заготовка под кабриолет для встречи парадов).
Камазов у меня три штуки, бортовой, цистерна и самосвал. Для фотосессии выбрал последний.
У Камаза откидывалась кабина, но рычаг коробки передач от этого сминался
И все-таки дело в масштабе. Это было счастье, которое можно положить в карман. А металл я всегда ценил — он, в отличие от пластмассы, вечен (казалось)
И спасибо, конечно, наши родителям, которые понимали нашу страсть и покупали эти маленькие шедевры. Стоили они, кстати, довольно дорого.

14 Comments

  1. Интересно, что олицетворял красный прозрачный куб под капотом?
    — на этом месте расширительный бачок.

  2. Как то в детстве, родители поехали в гости в Челябинске и взяли меня. У паренька было как раз не меньше 50 моделек, Вся маленькая детская была забита машинками на полочках. Я завидовал страшно. Нет нет так. СТРАШНО ЗАВИДОВАЛ!!! У меня не было ни одной и не было даже в перспективе. Наверное это я у тебя побывал. 🙂

    1. Кстати, в Павловском Посаде в доме напротив жила подруга моей сестры, мы как-то были у нее в гостях, а той брат, наверное, собирал коллекцию. Тоже с полсотни моделей. Я был совсем мелким, попросил подарить парочку, отказали. Но образ остался.

  3. Тебе хорошо… А я вот тоже с детства была очарована машинами. У меня двоюродный брат собирал коллекцию. Машины стояли у него на полке над кроватью, и добраться до них было проблематично, а попросить я стеснялась (он был старше меня на 9 лет). Однажды тетя (его мама) сказала: Дим, ну дай Наде хоть одну машинку подержать… И он дал как раз ту самую пятерку. Видимо, оценив, как я с придыханием ее рассматриваю, стал другие давать смотреть.
    И да, я очень хотела собирать такие же, но брат сказал, что для этого нужно выписывать журнал «За рулем». А тем, у кого нет машины, его выписывать нельзя. Я ужасно расстроилась. Но потом, спустя год или два, увидела такую же вот «Волгу-универсал» в магазине в Москве. Выпрашивала у мамы в слезах, но ответ был один: «Нааадя, ты же девочка!»
    Однако мечту свою я все-таки осуществила в 9 классе. Купила себе «Шевроле». Пусть не такое крутое, как те машинки, но тоже с открывающимися дверцами и капотом.

    1. Офигеть, вот так удивила ))) Я тоже считал, что девчонкам модели как-то неинтересны. Ну, по крайней мере, не помню, чтобы кто-то интересовался. А вот у пацанов глаза горели.
      Кстати, где-то уже ближе к 90ым купили в Белоруссии «Волгу-седан», но качество резко снизилась. Она до сих пор у меня, надо было сфотать, но там уже просто игрушка, не модель.

  4. Это прекрасно 🙂 Всегда любил материалы, которые, как машина времени, переносят в далекое детство. Большой коллекцией «моделек» я в детстве похвастать не мог, но были, помню и «Чайка» ГАЗ-13, «Камаз», и «Мазератти» 🙂 Если не ошибаюсь, модель называлась «Мистраль — купе» 🙂

    1. Все верно,Мистраль Купе. У меня еще был «Лотос Мебетоус». Это я уже взрослый понял, что слово MEBETOYS — это название компании-производителя, а не модели ))))

    1. А я в детстве, помню, боялся — вот вырасту и расхочется играть в модельки. И давал себе обещание не бросать. Но… блин, не выполнил. Хотя страсть к моделям сохранилась. В ФБ накидали фоток крутых моделей, аж загорелся идеей обновить коллекцию

  5. Сейчас можно купить все! И модели советского производства начиная с 70-х годов и современного производства. Причем сейчас по всему миру каждую неделю в продажу поступают десятки новых моделей. И модели советских автомобилей в том числе. Качество и соответствие прототипу намного лучше чем у моделей 80-90-х годов. Но и цена тоже подросла. Если раньше коллекция из ста моделей казалась фантастической, то сейчас такое может позволить себе почти каждый школьник. А коллекции взрослых коллег исчисляются многими сотнями и нередко за тысячу переваливают.
    А свою коллекцию мы с братом продали для того чтобы открыть магазин масштабных моделей. Дома на полочке сейчас есть несколько старых советских моделей и в магазине несколько сотен современного производства. Вот такие дела.

    1. Да, сам я выпал из темы в последние 30 лет, а тут коллега-товарищ из Ростова Макс Черкашин огорошил — у него коллекция автобусов и грузовиков, детализация…. блин, ну просто слов нет. По фотке понять, что это модель невозможно. И цена у каждой 5-6 тысяч и выше.

  6. Сейчас ассортимент моделей растет как на дрожжах, особенно грузовиков и автобусов. Причем модели одних и тех же автомобилей можно купить за 1000, 2000 , 4000 и тд. Бурный рост начался с выхода журнальной серии «автолегенды СССР» , а сейчас выходит серия «грузовики СССР». Стоимость модели грузового автомобиля 900 руб. А лет пять назад ценники на модели грузовиков были от 3000 до 10000, с выходом моделей ssm цена снизилась до 1500-4000 руб, а с выходом «автоистории» и «наш автопром» цена упала до 800-2000 за модель грузового авто. Теперь у многих коллекционеров голова болит не о том где взять модель и даже не о том, где взять деньги, а о том куда поставить полку или шкаф для новых моделей.

Добавить комментарий