Россияне и автомобили: это не любовь

На открытии автосалона Subaru мы разговорились с главой марки в России Кисимото Есики. Я спросил, сохранит ли марка верностью постоянному полному приводу (сохранит) и почему Subaru нянчится с неудобной, в общем, оппозитной компоновкой мотора (низкий центр тяжести и традиции). После серии таких вопросов господин Есики сощурился и в азиатской манере погрозил пальцем: «А-а, я вижу вы любите автомобили».

Я задумался. Я, наверное, люблю автомобили, хотя и не так преданно, как те, о ком пойдет речь ниже. Но если брать россиян в целом, то автомобили они не любят и не понимают вообще. И если в последние лет двадцать отношения россиян и автомобилей можно определить, как некую страсть, то это максимум влюбленность. Жесткая, односторонняя, подростковая похоть.

Разницу ощущаешь достаточно остро за границей, общаясь в теми, кто машины любит по-настоящему. С фанатичными коллекционерами, которые могут часами рассказывать, чем Jaguar E-Type с карбюраторами Zenith был лучше предыдущих моделей. С инженерами, которые помимо «чисто бизнеса» могут до такой степени включиться в разговор о настойках подвески, что ты понимаешь — тут что-то личное. С людьми, которые заглядываются на старый Ferrari не потому, что это так дорого и престижно, а потому что чувствуют в нем частицу души его создателей, пыль истории, отзвуки своего детства. В общем, я говорю о всех, у кого любовь к авто встроена в обмен веществ.

Россия тоже любила автомобили где-то в советские годы, хотя наша любовь была злее — в противофазе невысокому качеству советских машин. Но, начиная с 90-х, любовь стала уступать место потребительству и, в конце концов, проиграла в пух и прах.

Мы не любим автомобили. Они — наши крепостные. Мы используем их для перевозки нового телевизора и обозначения уровня своих доходов. В нас полно тщеславия, тяги к комфорту, любопытства, но не любви.

А откуда берется любовь? Я не знаю. Думаю, возникает и все. Складывается из запаха бензина, из тембра выхлопа, из рукопожатий руля, из единственного постера на стене.

Но у россиян мало предпосылок к любви. Отсутствие своего автопрома, незнание истории чужих автопромов, быстрое насыщение рынка новинками, «бездушность» современных авто, ужесточившиеся ПДД — все это, понятно, настраивает на прагматичный лад. Купил — продал. «Как машина?» Да нормально.

К тому же в России лучшие образцы автомобильной техники часто попадают к худшим представителям общества, которые злоупотребляют их возможностями и создают настолько говнистый имидж, что восхищение каким-нибудь Porsche 911 становится моветоном. Меня это в самом деле волнует, потому что тот же 911 — это живая легенда и бездна обаяния, но любой разговор на эту тему в России заканчивается сентенциями «а где на нем ездить» и «сколько нужно украсть, чтобы заработать». И все это справедливо, но любовь слепа и ей неведомы эти мелочные упреки.

Из-за отсутствия искренней любви к автомобилям в России не развивается автоспорт. Только поэтому. Ибо есть и деньги, и гонщики, и трассы, но нет подлинной страсти, которая гонит любителей автоспорта в мороз и зной к ограждениям трасс, чтобы быть причастными.

Я даже больше скажу: в россиянах вообще мало любви. Любви к искусству, к книгам, к своему делу, к соседям и, самое главное, к сами себе. Возможно, это самая большая нематериальная проблема России. Мы все делаем ради денег, ради статуса, ради лайков, ради безопасности, но не ради чистого наслаждения процессом. Напротив, нам чуть ли не вбили в голову, что все хорошее в жизни должно вызывать раздражение задницы и красноту в глазах.

Старую любовь из нас вытравили за пару предыдущих веков, а новую мы еще не нашли. И может быть, уже не найдем. Может быть, все, что остается нашему поколению — это дать возможность любить нашим детям, и не важно, говорим ли мы о любви к машинам, лошадям или другим людям. Это разные проявления одного и того же.

15 комментариев

  1. beerkeen

    Не перегибай палку, Артем. Не все так плохо.Тембр выхлопа и рукопожатие руля жиробаса (нисмо так у нас зовется,ибо толстенький на внешний вид) весьма будоражат меня по сей день. Кстати, проехали 15 тысяч, движок начал раскрываться. Он топит на зимней резине и в режиме Eco так, что дух захватывает. Предвкушаю, как переобую его в летнюю спортивную резину, заправлю 98 бензом и включу режим Спорт!

    • Артем Краснов

      Согласен, есть исключения. Именно исключения. В массе своей россияне автомобили не любят, и тот же Джук большинство считает страшным, хотя я вот не разделяю это позицию, потому что Джук — автомобиль-тролль, и за этого его тоже можно любить, а ездит он и вовсе прекрасно.

  2. Daniel

    Артём, а что происходит с продажей электромобилей в Норвегии? Интересно как там с эксплуатацией….
    Цитата:»Половина от всех продаж новых легковых машин в Норвегии с начала 2017 года приходится на авто с электрическими или гибридными двигателями»

    • Артем Краснов

      Ага, Норвегия — самая электромобилизованная страна Европы, на 5 млн жителей приходится 100 000 электромобилей, для сравнения, в Германии — 25 тысяч на 80 млн жителей. Однако этот ажиотаж отчасти искусственный, в Норвегии очень дорого обходится автомобиль, и владелец электромобиля не несет многих расходов (налоги, стоянка, бензин). Климат на побережье сравнительно мягкий, экстремальных морозов в том же Осло не бывают, поэтому ездят. Ну визуально, да, бросается в глаза обилие электромобилей. Как-то писал на тему http://akrasnov.ucoz.ru/blog/diskriminacija_po_motornomu_priznaku/2014-03-02-1178
      Как я понимаю, самое интересное начнется лет через пять, когда у электромобилей будет заканчиваться ресурс батарей. Впрочем, Европа решительно переходит на электро-, поэтому, видимо, лет через пять появятся батареи более дешевые и с большими возможностями.

  3. ТотЧувачок

    перемен слишком много на наш короткий век. весь 20 век в России — сплошные войны, потрясения и перемены, в том числе и госстроя. все это отражается на людях, на их жизненных ориентирах. лет хоть сто прожить спокойно, а там глядишь и любовь появится.
    я вот например мотоциклы люблю. машины не очень, только если с V8. )))

    • Артем Краснов

      Да, все так — и не только войн, а вообще перемен и сломов.

  4. Артем Краснов

    Насчет любви к авто и вообще, в фейсбуке под ссылкой про фотки моделек Володя Капитонов (дизайнер GM из Челябинска) написал:
    «Мой начальник- большой фанат [моделей]. Он в зимние праздники строит четырёхполосную трассу у себя в гараже. И целый город вокруг- здания разные, деревья, заправки, кафе, колесо обозрения. Приходят знакомые папы с детьми и начинается рубилово. Есть даже ночной режим, когда зажигаются уличные фонари, окна, и фары у машин. Вообще это автомобильно-игрушечное хобби намного более обширно, чем люди себе представляют.»
    С рациональной точки зрения этого не понять, но как представлю… ну круть же. Наверное, это и есть любовь. Где-то на грани безумия.

  5. Партизан

    Все же отношение большинства россиян к автомобилю, в корне отличается от отношения к нему европейцев. Для россиян автомобиль друг а зачастую и член семьи, которого нежно любят всей семьей, а для среднестатичного европейца это всего лишь полезная штуковина на колесах.

    • Артем Краснов

      Мне кажется, ты говоришь не о россиянах, а о советских людях. Там да — член семьи. А сейчас что за член семьи, которого через три года уже нужно продать и обменять по трейд-ину на новый? Неееее….
      У европейских обывателей, наверное, отношение к машине сугубо прагматичное, но встречалось мне там и полно автомобильных романтиков. Понятно, что объекты их вожделения — не Hyundai i20, но это может быть и Ferrari F40, и Subaru Impreza или Triumph или AC Cobra или Caterham и т.д.
      В Англии меня поражало вот что: стойка с автомобильными журналами. Есть обычные, а-ля наш За рулем (автокар, скажем). А есть, например, журнал, посвященный исключительно «Ягуарам». Ежемесячный. Или журнал про машины 50-60-хх годов. Или журнал для самоделкиных. В России такие фанатские издания обречены на провал, а там существуют.

      • Серегин

        Просто есть машины для передвижения. А есть для души. Но кормить свои мании очень дорого. А так бы я с удовольствием собрал автопарк. Начиная от Волги ГАЗ 21 и Победы, до ЗИМ-12 и ГАЗ 69. Вот где круть… А ЗИС -110 это просто мечта!

  6. Я вот люблю не машины, а скорость и драйв, получаемые посредством них. Т.е. конечный результат. Ну и картошку довезти. 🙂

    • Артем Краснов

      И еще чувство свободы

      • Чебурашка

        пигня
        чувство свободы дает не машина, а человек себе сам. авто это инструмент, тому кому он нужен.
        есть люди свободны и без него

  7. Артем

    За бугром невероятное разнообразие автомобилей на протяжении последних ста лет, а у нас только последние 25. Если вы не фанат москвича, газа или ваза , то ретроавтомобиль надо тащить из-за границы, а это растаможка и прочий гемор. Из-за этого то что в британии стоит 5000 фунтов в России будет стоить в 5 -10 раз дороже.

Добавить комментарий