Россияне и автомобили: это не любовь

На открытии автосалона Subaru мы разговорились с главой марки в России Кисимото Есики. Я спросил, сохранит ли марка верностью постоянному полному приводу (сохранит) и почему Subaru нянчится с неудобной, в общем, оппозитной компоновкой мотора (низкий центр тяжести и традиции). После серии таких вопросов господин Есики сощурился и в азиатской манере погрозил пальцем: «А-а, я вижу вы любите автомобили».

Я задумался. Я, наверное, люблю автомобили, хотя и не так преданно, как те, о ком пойдет речь ниже. Но если брать россиян в целом, то автомобили они не любят и не понимают вообще. И если в последние лет двадцать отношения россиян и автомобилей можно определить, как некую страсть, то это максимум влюбленность. Жесткая, односторонняя, подростковая похоть.

Разницу ощущаешь достаточно остро за границей, общаясь в теми, кто машины любит по-настоящему. С фанатичными коллекционерами, которые могут часами рассказывать, чем Jaguar E-Type с карбюраторами Zenith был лучше предыдущих моделей. С инженерами, которые помимо «чисто бизнеса» могут до такой степени включиться в разговор о настойках подвески, что ты понимаешь — тут что-то личное. С людьми, которые заглядываются на старый Ferrari не потому, что это так дорого и престижно, а потому что чувствуют в нем частицу души его создателей, пыль истории, отзвуки своего детства. В общем, я говорю о всех, у кого любовь к авто встроена в обмен веществ.

Россия тоже любила автомобили где-то в советские годы, хотя наша любовь была злее — в противофазе невысокому качеству советских машин. Но, начиная с 90-х, любовь стала уступать место потребительству и, в конце концов, проиграла в пух и прах.

Мы не любим автомобили. Они — наши крепостные. Мы используем их для перевозки нового телевизора и обозначения уровня своих доходов. В нас полно тщеславия, тяги к комфорту, любопытства, но не любви.

А откуда берется любовь? Я не знаю. Думаю, возникает и все. Складывается из запаха бензина, из тембра выхлопа, из рукопожатий руля, из единственного постера на стене.

Но у россиян мало предпосылок к любви. Отсутствие своего автопрома, незнание истории чужих автопромов, быстрое насыщение рынка новинками, «бездушность» современных авто, ужесточившиеся ПДД — все это, понятно, настраивает на прагматичный лад. Купил — продал. «Как машина?» Да нормально.

К тому же в России лучшие образцы автомобильной техники часто попадают к худшим представителям общества, которые злоупотребляют их возможностями и создают настолько говнистый имидж, что восхищение каким-нибудь Porsche 911 становится моветоном. Меня это в самом деле волнует, потому что тот же 911 — это живая легенда и бездна обаяния, но любой разговор на эту тему в России заканчивается сентенциями «а где на нем ездить» и «сколько нужно украсть, чтобы заработать». И все это справедливо, но любовь слепа и ей неведомы эти мелочные упреки.

Из-за отсутствия искренней любви к автомобилям в России не развивается автоспорт. Только поэтому. Ибо есть и деньги, и гонщики, и трассы, но нет подлинной страсти, которая гонит любителей автоспорта в мороз и зной к ограждениям трасс, чтобы быть причастными.

Я даже больше скажу: в россиянах вообще мало любви. Любви к искусству, к книгам, к своему делу, к соседям и, самое главное, к сами себе. Возможно, это самая большая нематериальная проблема России. Мы все делаем ради денег, ради статуса, ради лайков, ради безопасности, но не ради чистого наслаждения процессом. Напротив, нам чуть ли не вбили в голову, что все хорошее в жизни должно вызывать раздражение задницы и красноту в глазах.

Старую любовь из нас вытравили за пару предыдущих веков, а новую мы еще не нашли. И может быть, уже не найдем. Может быть, все, что остается нашему поколению — это дать возможность любить нашим детям, и не важно, говорим ли мы о любви к машинам, лошадям или другим людям. Это разные проявления одного и того же.

16 Comments

  1. Не перегибай палку, Артем. Не все так плохо.Тембр выхлопа и рукопожатие руля жиробаса (нисмо так у нас зовется,ибо толстенький на внешний вид) весьма будоражат меня по сей день. Кстати, проехали 15 тысяч, движок начал раскрываться. Он топит на зимней резине и в режиме Eco так, что дух захватывает. Предвкушаю, как переобую его в летнюю спортивную резину, заправлю 98 бензом и включу режим Спорт!

    1. Согласен, есть исключения. Именно исключения. В массе своей россияне автомобили не любят, и тот же Джук большинство считает страшным, хотя я вот не разделяю это позицию, потому что Джук — автомобиль-тролль, и за этого его тоже можно любить, а ездит он и вовсе прекрасно.

  2. Артём, а что происходит с продажей электромобилей в Норвегии? Интересно как там с эксплуатацией….
    Цитата:»Половина от всех продаж новых легковых машин в Норвегии с начала 2017 года приходится на авто с электрическими или гибридными двигателями»

    1. Ага, Норвегия — самая электромобилизованная страна Европы, на 5 млн жителей приходится 100 000 электромобилей, для сравнения, в Германии — 25 тысяч на 80 млн жителей. Однако этот ажиотаж отчасти искусственный, в Норвегии очень дорого обходится автомобиль, и владелец электромобиля не несет многих расходов (налоги, стоянка, бензин). Климат на побережье сравнительно мягкий, экстремальных морозов в том же Осло не бывают, поэтому ездят. Ну визуально, да, бросается в глаза обилие электромобилей. Как-то писал на тему http://akrasnov.ucoz.ru/blog/diskriminacija_po_motornomu_priznaku/2014-03-02-1178
      Как я понимаю, самое интересное начнется лет через пять, когда у электромобилей будет заканчиваться ресурс батарей. Впрочем, Европа решительно переходит на электро-, поэтому, видимо, лет через пять появятся батареи более дешевые и с большими возможностями.

  3. перемен слишком много на наш короткий век. весь 20 век в России — сплошные войны, потрясения и перемены, в том числе и госстроя. все это отражается на людях, на их жизненных ориентирах. лет хоть сто прожить спокойно, а там глядишь и любовь появится.
    я вот например мотоциклы люблю. машины не очень, только если с V8. )))

  4. Насчет любви к авто и вообще, в фейсбуке под ссылкой про фотки моделек Володя Капитонов (дизайнер GM из Челябинска) написал:
    «Мой начальник- большой фанат [моделей]. Он в зимние праздники строит четырёхполосную трассу у себя в гараже. И целый город вокруг- здания разные, деревья, заправки, кафе, колесо обозрения. Приходят знакомые папы с детьми и начинается рубилово. Есть даже ночной режим, когда зажигаются уличные фонари, окна, и фары у машин. Вообще это автомобильно-игрушечное хобби намного более обширно, чем люди себе представляют.»
    С рациональной точки зрения этого не понять, но как представлю… ну круть же. Наверное, это и есть любовь. Где-то на грани безумия.

  5. Все же отношение большинства россиян к автомобилю, в корне отличается от отношения к нему европейцев. Для россиян автомобиль друг а зачастую и член семьи, которого нежно любят всей семьей, а для среднестатичного европейца это всего лишь полезная штуковина на колесах.

    1. Мне кажется, ты говоришь не о россиянах, а о советских людях. Там да — член семьи. А сейчас что за член семьи, которого через три года уже нужно продать и обменять по трейд-ину на новый? Неееее….
      У европейских обывателей, наверное, отношение к машине сугубо прагматичное, но встречалось мне там и полно автомобильных романтиков. Понятно, что объекты их вожделения — не Hyundai i20, но это может быть и Ferrari F40, и Subaru Impreza или Triumph или AC Cobra или Caterham и т.д.
      В Англии меня поражало вот что: стойка с автомобильными журналами. Есть обычные, а-ля наш За рулем (автокар, скажем). А есть, например, журнал, посвященный исключительно «Ягуарам». Ежемесячный. Или журнал про машины 50-60-хх годов. Или журнал для самоделкиных. В России такие фанатские издания обречены на провал, а там существуют.

      1. Просто есть машины для передвижения. А есть для души. Но кормить свои мании очень дорого. А так бы я с удовольствием собрал автопарк. Начиная от Волги ГАЗ 21 и Победы, до ЗИМ-12 и ГАЗ 69. Вот где круть… А ЗИС -110 это просто мечта!

      1. пигня
        чувство свободы дает не машина, а человек себе сам. авто это инструмент, тому кому он нужен.
        есть люди свободны и без него

  6. За бугром невероятное разнообразие автомобилей на протяжении последних ста лет, а у нас только последние 25. Если вы не фанат москвича, газа или ваза , то ретроавтомобиль надо тащить из-за границы, а это растаможка и прочий гемор. Из-за этого то что в британии стоит 5000 фунтов в России будет стоить в 5 -10 раз дороже.

  7. Если вы понимаете, что вашей потребностью является благотворительная помощь, то обратите внимание на эту статью.
    К вам обратились за помощью те, кто без вашего участия может лишиться увлекательного дела.
    Многие дети, мальчишки и девчонки, мечтают стать пилотами на трассе.
    Они ходят на занятия, где под руководством опытного тренера изучают приемы скоростного вождения.
    Только постоянные упражнения позволяют правильно обгонять, выстраивать траекторию и выбирать скорость.
    В основе победы на трассе лежит хорошая квалификация. И, конечно, профессиональный карт.
    Дети, которые занимаются в кружках, полностью зависят от взрослых, потому что отсутствие денег и сломанные запчасти не позволяют участвовать в соревнованиях.
    Сколько удовольствия и новых ощущений испытывают ребята, когда они попадают за руль и начинают управлять машиной.
    Может быть, именно в таком кружке растут не только чемпионы России, но даже будущие чемпионы мира в этом виде спорта?!
    Вы можете помочь детской секции картинга, которая находится в городе Сызрань. У них в настоящее время просто бедственное положение. Все держится на энтузиазме руководителя: Краснова Сергея.
    Прочитайте моё письмо и посмотрите фотографии. Обратите внимание на то, с каким увлечением работают мои воспитанники.
    Они любят этот развивающий вид спорта и очень хотят продолжать обучение.
    Обращаюсь к вам с просьбой помочь выжить секции картинга в городе Сызрани.
    Раньше в городе было ДВЕ станции юных техников, и в каждой была секция картинга. Картинг был ещё и во Дворце пионеров. Сейчас в городе нет ни одной стации, и кружок во Дворце пионеров тоже уничтожили. Закрыли — не поворачивается сказать, просто уничтожили!
    Мы боролись, писали письма, везде ответ у них один. Лет пять тому назад я ездил к губернатору Самарской области на прием. Он не принял, а приняла меня заместитель.
    Вот после этого нам дали помещение, где мы и базировались. У нас очень много детей хотят заниматься картингом, но очень плохая материальная часть не позволяет набирать детей.
    Да и большая часть картингов требует ремонта. Вот в таком положении находится наш кружок.
    Мы обращались и к мэру города Сызрань за помощью. Второй год ждем помощи. Решили обратиться через интернет к вам за помощью.
    Связаться со мной,адрес для посылок,446012 Самарская обл.г.Сызрань,ул.Новосибирская 47, можно через соцсети СЕРГЕЙ ИВАНОВИЧ КРАСНОВ.или пишите на почту xxUbahbi4xx@yandex.ru Ютуб канал https://www.youtube.com/channel/UC4AHkKA-LDAwjALyHr0JzEw/videos?view_as=subscriber Всегда, находясь на волне успеха, надо творить дела милосердия, подавать милостыню. А если Господь помогает в тяжелых обстоятельствах, то не забывать после о благодарности. Тогда и Он не забудет о ваших нуждах.

Добавить комментарий для beerkeenОтменить ответ