Что у вас с лицом?

У фотографов есть шутливое правило: не фотографировать людей, у которых что-то с лицом. Потому что они все равно потом спросят: «А что у меня с лицом?». И если бы кто-то показал людям фотографии самих себя, когда они правят своими недешевыми колесницами, вопрос бы витал в воздухе. В самом деле, что у нас с лицом?

Особенно наглядны женщины за рулем кроссоверов, и зачастую даже не важно, говорим ли мы о Range Rover или Hyundai Creta. Типичное выражение: уголки губ вниз, рот плотно сжат, щеки стали парафиновыми, взгляд (если не скрыт за темными очками) выражает безразличие, презрение или усталость. В общем, маска фараона вместа лица и «как вы меня достали» в незаметной артикуляции губ.

Я, может, многого требую. Но когда видишь женщину симпатичную или просто с обаятельной внешностью, по привычке ожидаешь живости лица и той особой милоты, которая располагает нас даже к некрасивым людям. Но регуляторы милоты откручены до минимума, и вместо полноцвета видишь лишь черно-белые скульптуры за дымчатыми стеклами.

Эти каменные лица в кроссоверах при всех очевидных признаках успеха иногда кажутся мне несчастными. Они как инфанты на посольском приеме, которые хотят дурачиться, но по указке зоркого учителя сохраняют надменность, чтобы не уронить королевское достоинство. За тонкой коркой непроницаемости я с большей вероятностью предположу неуверенность в себе и дикий страх хоть чуть-чуть отпустить вожжи. Может, они не хотят выглядеть дурами. Или дешевками на фоне дорогой кожи Nappa. Или отливают свои лица по успешным скальпам из дорогих журналов, которые читали в ожидании выдачи автомобиля. Эти каменные лица призваны распугать тех, кто мог бы сказать им человеческое слово, потому что человеческие слова наводят на дурные мысли.

Я понимаю, что все это звучит нелепо. У всех бывает плохое настроение и желание замкнуться в себе. Я сам не лучше, и страдаю синдромом каменной морды. Каждый имеет право подавать себя так, как считает нужным.

Просто иногда это достает. Мы не любим встречаться с чужими взглядами. Взгляд из соседей машины — это, как правило, недобрый знак. Или претензия, или насмешка, или зависть. Улыбки мы считаем фальшивыми, чрезмерную любезность — признаком мошенничества, даже банальная учтивость у нас выглядит как слабость.

У людей, купивших кроссовер или какой-нибудь VW Passat CC к этому добавляется странное высокомерие, этакий аванс в адрес тех критиков, которые мысленно задают вопрос, каким местом данный чел работал на эту тачку.

Но я не верю в людей с надменными рожами. Между успехом и надменностью нет прямой взаимосвязи. И в этих каменных лицах есть что-то неестественное. В них больше стремления соответствовать, чем соответствия.

И, наверное, это проблема поиска нашего общего «Я». Как плохой актер переигрывает, не чувствуя персонажа, так и эти каменные лица копируют с ролевых моделей лишь то, что могут воспринять и воспроизвести. Они воспитаны на кирпичных мордах и носят их, как флаг.

Иногда мне кажется, что мы, россияне, еще слишком боимся быть собой. Мы не знаем, что есть мы сами. Потомки недобитых аристократов? Или лагерного поколения? Или советских тружеников? Или мы уже европейцы? Или есть что-то еще, совершенно особое, что делает нас — нами?

Сергей Довлатов в единственном оставшемся интервью на английском языке говорил, что когда он работал в советской газете, по каждому пункту была четкая инструкция — это хорошо, а это плохо. Работая главредом в США он подобных инструкций не имел, и это, по его словам, гораздо сложнее — по каждому вопросу определяться самому.

Вот и мы так же. С какой рожей ездить в машине? Как реагировать на хамство? Чем отвечать на случайный взгляд?

А вообще всегда приятно видеть в потоке автомобиль с людьми, которые не боятся чужих взглядов, не нуждаются в тонировке, подпевают вместе с радио и не смотрят на всех вокруг, как на пыль. Какая-нибудь девчонка на старой «копейке» в кепке набекрень — это всегда поднимает настроение. Ну или наводит на грустные мысли о своей собственной роже.

32 Comments

  1. Не гоже, дворянам, коня персонального имеющего, особливо из конюшен заморских, среди всяких смердов достоинство терять…. Кроссовер, а это почти жЫп, есть почти тоже самое, что высшее образование в годы Сталинских строек. Обладатель сего, умен, красив, и более успешен… Так что все просто. Эта маска-высокомерие. Банальное. Bydlos-vulgaris.

  2. Из личных наблюдений. Та категория водителей, что живо реагирует на окружающее, чей взгляд можно поймать, взглядом попросить пропустить, кивнуть в ответ — вот все эти люди нормально себя ведут на дороге, даже если торопятся и едут достаточно быстро.
    Но есть и вторая категория. Эти смотрят прямо, лицо каменное, выражение на нем полубрезгливое, полуравнодушное, и поймать их взгляд, чтобы о чем-то попросить, невозможно. Это люди, которые ни за что никому не уступят, но сами при случае подрежут, срежут по обочине, зажмут выезжающего из двора и т.д.
    Обе категории встречаются и среди мужчин и среди женщин.

    P.S.А чего на сайте регистрации по вк-профилю нету? 🙂

    1. По фейсбуку вроде есть, по вк нет, движок забугорный, написал им, грят, всякие мелкие соцсети пока не подключили)

  3. Есть в каменных застывших мордах и плюс. Меньше желающих метнуться к такому человеку что бы чтото впарить или выпросить .

  4. Мы часто недооцениваем влияние социума. Нам хочется быть собой, но социум нас не воспринимает таковыми. Он сам заточен под шаблоны. Как, например, происходит разговор со слесарями. Ты им «условия договора», а они тебе «ммм», ты им «ну сделайте, пожалуйста», а они тебе «ммм». Тогда ты набираешь полную грудь воздуха — и как лупанешь по ним ху@ми! И все! «Хозяйка, че сразу не сказала?»
    Мне вот нравится быть веселой и жизнерадостной хохотушкой, нравится быть вежливой, нравится правильно говорить, но когда ты такая, большинство воспринимает тебя как дуру, лохушку. Тебя можно обвесить, обсчитать, влезть впереди тебя в очереди, возможно, даже подрезать или запереть на стоянке. Но ты вот выйдешь с таким похер-фейсом, про которое Артем написал, и как минимум половина попыток на тебе нажиться сразу отсеевается. Так что я думаю, это не причина, а следствие, увы.
    И кстати, когда ты, Артем, написал про лицо в кроссовере,я прям сразу его представила. Еще даже до твоего описания. Видимо, в автошколах так учат: ремень, поворотник, зеркало, лицо.

  5. Для многих автомобиль — это некое личное пространство. Такие люди пользуются автомобилем потому, что автомобиль как бы гарантирует, что в это личное пространство никто не будет вторгаться. В автобусе, трамвае, метро от личного пространства ничего не остается, и для некоторых это невыносимо настолько, что они предпочитают автомобиль. Да, дорого, долго (из-за пробок), опасно, энергетически затратно (вождение в крупном городе не сахар!)… Зато в личное пространство никто не лезет. Такой человек, если хотите, идет на определенные немалые жертвы для того, чтобы избавиться от того самого пресловутого чужого взгляда (и локтя в спину, конечно). Я убежден, тут никаких ролевых игр. Человек сел в автомобиль для того, чтобы ото всех избавиться. Приедет в офис — и начнутся ролевые игры: улыбки опротивевшим соратникам и ненавидимому шефу и пр. и пр. Вернется домой — там то же, и надо, к примеру строгого родителя из себя корчить, или, скажем, свекрам кланяться. Единственное место, где человек ощущает себя хозяином — автомобиль, и чужие взгляды ему тут не нужны…

    И да, специально я не проверял, но уверен: мое лицо во время управления автомобилем — исключительно презрительное, ни в каких других обстоятельствах его столь презрительным не застать:-) Извините мне эту слабость?

    1. Никогда не видел, но думаю, что оно не презрительно, А просто спокойное. Без эмоций. Когда сам собою. А Артем пытался написать, как я понял, о кривой зависимости окаменелости выражения от марки авто. Причём в кроссоверах диаграмма собственной значимости в пике 🙂

  6. А вообще всегда приятно видеть в потоке автомобиль с людьми, которые не боятся чужих взглядов, не нуждаются в тонировке, подпевают вместе с радио и не смотрят на всех вокруг, как на пыль

    Я, опять я, снова я :)))))

  7. Кстати, об автомобилях. Сегодня вечером , стоя на светофорах, наблюдал за потоком машин и заметил такую закономерность. Из десяти машин не более двух имеют какую-нибудь веселую расцветочкутипа желтый , голубой , зеленый красный. Цветовую гамму всех остальных автомобилей можно описать фразой » пятьдесят оттенков серого», От белого до черного включая металлики таких же оттенков. Такая расцветочка органично сочетается с важным » каменным » лицом. Все хотят выглядеть солидней и строже. То ли для того чтобы чувствовать себя увереннее, то ли что бы дороже себя «продать»( работодателю , например).

    1. Буквально на днях прочитал у одного парня в ФБ, что он не понимает людей, которые готовы купить красный автомобиль. Просто не понимает. А по мне, так цвет должен быть к «лицу» автомобиля. Ты же не можешь представить себе синюю «Чайку». А красный «Москвич» можешь. Так же как и красная Волга смотрится нелепо, на мой взгляд. Недорогие машины могут позволить себе светить красками. Более «продвинутые» в разноцветье выглядят нелепо. И если красный, то «бордо», а не пожарной машины. Ну, это я так думадю…

      1. феррари и прочие ламборджини для вас недорого? или они непродвинутые? )))

      2. Еще хотел отдельно написать про «спортивные»…. А Феррари для меня ни дорого, ни недорого, они для меня «фиолетовы » не мой типаж. Но вот красный мереседес и зеленый в кузове W123 меня не впечатлил

      3. А вот зеленый Jaguar это аутентично 😉

      4. У 123 много зеленых. Я бы с удовольствием взял зеленый с коричневым или бежевым салоном. Жена из отпуска прислала фотки красного 123, ей очень понравилось состояние и внешний вид. А мне в очередной раз достался белый автомобиль. Плюнул на цвет, главное состояние и комплектность.

      5. Артему: а мне нравится шестерки в зеленом цвете, я так понимаю, последних лет выпуска. Очень яркий, насыщенный. Прямо мой)

      6. Красным может быть только один автомобиль. Остальные — это лишь попытка примазаться. Даже если ты сделаешь сто тысяч пластик и внешне будешь походить на Мерилин Монро, ты не станешь ею.

    2. Когда я продавал автомобили, один покупатель объяснил выбор цвета так: «Мне нравится красный, а жене зелёный. А берём серебристый, потому что нам же его продавать через три года, а все же ездят на серебристых! Так что на цветную машину очень долго придётся покупателя искать».
      Белый, кстати, общая европейская мода последних нескольких лет.

  8. пешком то идти и улыбаться опасно — подумают что дебил, или гадость какую задумал. девушке улыбнешься — подумает маньяк какойта. )))
    а уж за рулем улыбаться — сразу в дурку сдадут, или на горячую линию гибдд позвонят — мол пьяный за рулем. суровый город, суровые нравы. xDD

    1. Полгода холодильник и 4 сезона погоды….Всюду грязь, г..но и пыль (с) как пелось в песне. Какие тут уж веселые радужные цвета авто и улыбки на лицах? Онли серость, онли морда/кирпичом, онли хардкор!

  9. Артему: а мне нравится шестерки в зеленом цвете, я так понимаю, последних лет выпуска. Очень яркий, насыщенный. Прямо мой)

    Ваз,мазда или бмв? Я застал те времена когда шестерка ваз была пределом мечтаний автомобилиста. И я тоже мечтал о ней. И ,хотя шестерки у меня не было , на вазе я проездил много лет. И на 2121 и на 21099. Я много лет был предан советскому автопрому, но один раз попробовав новую иномарку , да и старую тоже, я больше в ваз ни ногой. Я никого не агитирую, просто мнение.

    1. ВАЗ-2106. Причем цвет этот я увидел уже после того, как свою шестерку продал и уже не мечтал о ней.

  10. Да бог с ними с машинами , вернемся к лицам. 🙂 так вот еще несколько лет назад заметил печальную тенденцию. Девушки и молодые женщины перестали носить платья. Носят костюмы, джинсы, и вскую другую одежду, а платья не хотят. Беда!

Добавить комментарий