Новый формат ГИБДД

В перспективе двух лет Госавтоинспекция может быть полностью реорганизованна. Расскажу, какие идеи обсуждаются в данный момент.

Камеры видеофиксации

Долго не расписываю. Уже сейчас соотношение автоматических и «рукописных» постановлений — 2:1, и тенденция к росту числа «камерных» штрафов сохранится. Превышение скорости, проезд на запрещающий сигнал, непропуск пешехода и так далее будут фиксироваться только автоматическими комплексами.

Видеорегистраторы вместо засад

Самая интересная для нас часть реформы связана с приданием видеорегистраторам и смартфонам статуса средств автоматической видеофиксации нарушений.

Идея обсуждается с прошлого года, и есть два готовых законопроекта (Минкомсвязи и МВД). Причем второй предлагает не только штрафовать водителей по записям, но и лишать их прав в случаях, предусмотренных КоАП (сейчас за нарушения, зафиксированные камерами — только штрафы).

Первое рассмотрение инициативы Госдумой состоится в ближайшее время, и, по данным «Российской газеты», концепция уже сформулирована.

Основной технической сложностью станет разработка приложения, которое исключит редактирование видеозаписи и ее быструю отправку в центр обработки ГИБДД.

Уточню также, что наказать водителя по видеозаписи формально можно и сейчас, но процедура забюрократизирована настолько, что трудоемкость процесса не оправдывает результат. Главное отличие нового подхода в том, что штраф будет выписываться в заочном режиме на имя владельца автомобиля, который вправе оспорить его адекватность или предъявить полиции истинного виновника.

Расформирование ГИБДД

И, наконец, самая глобальная идея, которую никто не подтверждает официально, но все активно обсуждают в кулуарах. ГИБДД как независимая подструктура МВД может прекратить существование уже с 2018-2019 годов. Речь о ее объединении с ППС (патрульно-постовой службой), увеличении таким образом численности и «функциональности»: объединенные экипажи смогут действовать на широком фронте, от ловли нарушителей ПДД до бытового криминала.

Курс на внедрение камер и регистраторов лишает ГИБДД самой наглядной их функции — ловли мелких нарушителей. С другой стороны, потребность в «пехотинцах», которые работают в поле, нисколько не снизилась, например, их задачей будет выявлять машины с поддельными номерами, пьяных водителей, нелегальных гонщиков и так далее. Поэтому взаимное усиление ДПС и ППС считается перспективной идеей на верхах, хотя большая часть экспертов на местах высказывают крайне скептически. В первую очередь, потому что ДПС и ППС — структуры совершенно разные, как с точки зрения законодательства и нормативов, так и уровня подготовки личного состава.

Как выглядит дорожная полиция будущего

Стереотипному гаишнику в жилетке с жезлом и радаром, судя по всему, грозит скорое вымирание. Контроль за рутинными нарушениями отдадут профессиональным и любительским камерам. Если с появлением соцсетей размылась грань между писателями и читателями, то с появлением регистраторов-стукачей исчезнет водораздел между контролерами и нарушителями.

По серьезным нарушениям и преступлениям будет работать полиция на основе экс-сотрудников ДПС и ППС. Причем специфически дорожные нарушения будут обрабатываться единым потоком с нарушениями другого генезиса.

От структур ГИБДД останется специфический функционал, например, регистрация автотранспорта, прием экзаменов, разбор ДТП и т. д. Впрочем, эти услуги, по большому счету, не связаны непосредственно с «силовой» составляющей МВД и при желании могут быть поручены гражданским структурам, как в свое время произошло с техосмотром. Например, оформление ДТП — задача для страховых, а прием экзаменов не прочь взять на себя сами автошколы.

Главной инновацией станет усиления отделов, которые обрабатывают записи с камер видеофиксации, как автоматических, так и любительских. Поэтому гаишник будущего может выглядеть, как офисный сотрудник: монитор, компьютер и пакетный чай.

Все к лучшему?

Любые попытки остановить прогресс как правило выглядят комично и не приводят к успеху. Поэтому ставка на электронику в стратегическом плане оправдана, более того, скоро сами автомобили научатся избегать нарушений за счет электронных помощников водителю. И да, мне сложно представить человекообразного гаишника образца 2030 года, который стоит вдоль дороги с радаром.

Более спорным выглядит объединение ДПС и ППС, поскольку даже при засилье видеокамер остаются нарушения, которые невозможно выявить по картинке — пьяная езда и подложные номера как самое очевидное. Плюс сотрудники ДПС сегодня — это, если можно так выразиться, самая воспитанная и клиентоориентированная часть МВД, и разбавление ее заточенными на бытовой криминал ППС-никами, возможно, породит ряд ненужных конфликтов.

Плюс любую хорошую идею можно испортить исполнением, а главное, столь глобальные изменения подразумевают долгий переходный период.

Но в целом я верю, что вопреки воплям недовольных, порядка на дороге год от года будет все больше.

5 Comments

  1. камеры новые перестали вешать, а зря.
    проблема парковки на тротуарах и газонах также никак не решается. все что я вижу — это эвакуаторы в центре усиленно таскают машины, припаркованные под знаком «инвалид». при этом рядом может стоять машина на тротуаре, на ПП — насрать.
    любое дтп в че приводит к пробке, а разбор дтп, если привлекать гибдд, по прежнему занимает несколько часов.
    так что поводов для оптимизма не вижу. даже в городе. межгород же вообще непочатый край работы.
    вангую, что гибдд 2030 года ничем принципиально не будет отличаться от гибдд 2017. )))

    1. Думаю, отличаться будет. Решит это обозначенные проблемы или нет — другой вопрос) Скажем, передали техосмотр страховщикам, и он тупо помер.
      Разумно, наверное, разбор ДТП передать страховым компаниям, но когда они станут безальтернативным оформителем ДТП, тоже могут возникнуть сурпризы.

      1. Техосмотр как таковой туп и бесполезен, т.к. ничего не дает с точки зрения безопасности транспортного средства.
        сейчас он просто выкачивание очередного бабла, т.к. без него не сделать страховку.
        оформление дтп я бы повесил на бизнес — страховые или отдельные лицензированные компании.

      2. Техосмотр вообще — вещь весьма нужная (впрочем, мне лень это доказывать), и есть во всех странах с высокой автомобилизацией. Хотя если делать через жопу…
        И здесь мы уже вынуждены расписаться в административном бессилии, потому что в России очень сложно создать эффективный институт контроля чего бы то ни было.

      3. не то чтобы «очень сложно создать эффективный институт контроля чего бы то ни было», а просто никто в этом не заинтересован. )))

Добавить комментарий для Артем КрасновОтменить ответ