Словарь холиварщика

Этот пост написан в шлейфе колонки моего коллеги Валерия Чусова «Нецелевое использование слов» (рекомендую). Вкратце, автор сетует на вящую безграмотность современных журналистов, не исключая автомобильных, например, неправильное написание слова каско или аббревиатуру несуществующего термина КПП.

Помимо откровенных мутантов есть ряд безобидных на первых взгляд слов, в которые холивар зашит с рождения. Меня, например, ставит в тупик толкование термина «автомат».

Раньше я обозначал автоматами все коробки передач, которые делают автомобиль двухпедальным: роботы, вариаторы, роботы с двумя сцеплениями… Потом возник жуткий холивар, и с полдюжины читателей доказывали мне, что «автомат» — это исключительно гидромеханическая трансмиссия, тогда как робот — это робот, а вариатор — это вариатор. Небо голубое, а вода мокрая. Есть аксиомы, не требующие доказательств.

Не согласившись с ними в душе, я все же избегаю употреблять в статьях «автомат» в качестве обобщающего понятия, хотя это удобно. Ведь многим не важно, сколько планетарных передач и сцеплений в той или иной трансмиссии. Первичный признак для них — это две педали и наличие селектора. К тому же такая трактовка не противоречит определению слова «автомат» в Большом толковом словаре как самодействующего устройства, производящего работу по заданной программе без непосредственного участия человека.

Или вот термин «кроссовер». Я думаю, нам поднагадил (еще один спорный термин) Dodge, который окрестил переднеприводный хетч Caliber паркетником лишь потому, что тот напоминал внедорожник. А там пошло-поехал. АвтоВАЗ вполне официально считает Lada X-Ray кроссовером, хотя из первичных половых признаков оного есть разве что увеличенный просвет и мужеподобная внешность. С тем же успехом можно считать Меркель дедушкой. Фанаты Suzuki напротив часто называют Grand Vitara внедорожником, на что намекает постоянный полный привод с понижайкой. А можно ли отнести к кроссоверам, например, Audi A6 Allroad?

На мой взгляд, холивары тут вообще бессмысленны, ибо термин «кроссовер», а тем более внебрачное слово «паркетник», не определены в авторитетных русскоязычных источниках, а их происхождение стихийно, как зачатие в подъезде. А виной путанице, конечно, маркетологи, которые наплодили автомобилей-кентавров с усеченным набором качеств, отчего мы вынуждены спорить: кастрированный кот — это все еще кот? Я не встречал гостовского набора признаков кроссовера, где бы утверждалось, что обязателен полный привод с автоматическим подключением, отсутствие рамы, такая-то высота кузова и такой-то просвет. Так что назовите кроссовером хоть универсал Lada Vesta — бог простит. Холиварщики при этом изотрут три клавиатуры, но это, в общем, неплохо.

А минное поле под названием классификация автомобилей? Деление на классы по габаритам устарело, когда машины стали расти год от года, а полукровки забили промежуточные ниши с такой плотностью, что зарево холиваров реет над любым сравнительным тестом. Сам я пользуюсь в уме литерной классификацией (А, B, C, D, E, F) с той лишь поправкой, что класс определяется не только размером автомобиля, но и совокупностью технических и маркетологических параметров. Скажем, весьма габаритый Peugeot 408 я отношу все же к классу C+, хотя он крупнее D-классника VW Passat двадцатилетней давности.

После теста нового Solaris мне позвонили из дилерского центра: дескать, его сравнение с «Вестой» в принципе некорректно, потому что это машины вроде как разных классов. А в чем разница? Размеры совпадают с точностью до сантиметра, максимальный объем двигателя у Vesta даже больше, типы подвесок схожи, багажники идентичны.

С таким подходом можно нашинковать модельные ряды на столь узкие ниши, что каждая модель будет лидером в классе имени самой себя, а холивары исчезнут. Этого мы допустить не можем.

Я могу продолжать. Слово премиальный автомобиль столь же спекулятивно, как причисление себя к не-быдлу. Например, Toyota Land Cruiser 200 мы не относим к премиум-классу, коль скоро бренд Toyota не попадает в пул избранных (для этого предусмотрен Lexus). Но среднестатистический владелец LC200 в России, подозреваю, не меньше похож на барина, чем хозяин Lexus СT200 или BMW 1-серии. И если Hyundai Equus мы относили к премиум-классу шёпотом и наедине с собой, то Genesis G90 снял все вопросы. Для премиум-бренда важнее не объективные критерии, а отсутствие однофамильцев, которые пользовались бы спросом у таксистов. Впрочем, это тоже неофициальная позиция.

А вообще, друзья, к черту эти холивары. Чаще всего как мы договоримся, так и будет. В теории машин и механизмов был странный термин «камень», который обозначал, если не ошибаюсь, ползун кинематического механизма. И кто придумал назвать его камнем? И почему? А почему коробка передач — коробка? А пусть будет ящик? Или пачка? Авоська? Шестиступенчая авоська передач.

Я за грамотность. Техническую, грамматическую и все прочие. Но иногда она стоит на столь вязких болотах новояза, что чрезмерное увлечение грамотностью вгонит авторов в творческий ступор. И главное, лишит нас возможности похоливарить, что само по себе есть грех и попрание свобод личности.

10 Comments

  1. Артём, спасибо за рекомендацию!

    А к каким классам по мнению дилера «Хёндэ» относятся «Солярис» и «Веста»?

    И ещё при случае хотелось бы задать полудюжине читателям вопрос, как называть трансмиссию, в которой есть и вариатор, и гидротрансформатор и ещё двухступенчатый редуктор )))

    1. Я так думаю, Солярис они хотели бы позиционировать как конкурента С-классу, что, в общем, с некоторыми оговорками допустимо. Если, например, не учитывать скидки, то за 1 млн рублей Ford Focus будет в средней комплектации, Solaris — нафаршированный, и при таком сравнении, думаю, тесноватый FFIII окажется в проигрыше по большинству обывательских характеристик.

      А что до второго вопроса, меня слегка охладил тот факт, что Авторевю тоже называет «автоматом» гидромеханику. Ну, по крайней мере не нашел у них статей, где бы робот назвали автоматом.

      1. если они тянут сову, т.е. солярис в цэ-класс, то куда они потянут элантру? тянулка у них не порвется интересно

      2. Не знаю, в С-класс полноценно тянуть Солярис опасно, но, видимо, имелось в виду, что ему конкуренты — ну хотя бы Поло Седан
        Что, в общем, справедливо, но у нас сейчас технические возможности не позволяют сделать тест, например, пяти машин сразу, а так Веста наиболее интересный конкурент для Соляриса.

      3. Я тоже считаю, что автомат — это гидротрансформат. Ты в меньшинстве:)

      4. Автомат или не автомат — это классификация по методу управления.
        Гидромеханическая передача, вариатор, механическая коробка — это конструкция.

        Многие немцы блондины, но это не значит, что всех блодинов можно назвать немцами.

      5. Московские автожурналисты вот сошлись во мнении, что все-таки автомат — это общее название автоматических трансмиссий. Да это и логично, на самом деле. Ибо у тебя нет авторитетного пруфа, где было бы написано, что автомат — это только гидромеханическая коробка с гидротрансформатором и планетарными рядами и никак иначе. А у меня пруф есть, ну хотя бы Большой толковый словарь )

  2. у хундая пукано бомбарда от сравнения. если их начать напрямую сравнивать и они оказываются примерно равны то тут фактор переплаты действует негативно на продажы. вот и рвутся увести в другой «класс» дабы не нервировать покупашку.

Добавить комментарий для Valeri TchoussovОтменить ответ