Моральный ущерб взыскали с ГИБДД

Немного, но достаточно — 5000 рублей. В десять раз больше, чем сумма несостоявшегося штрафа. А прицепом МВД заплатит 5300 рублей в счет компенсации расходов (в том числе судебных).

История случилась в августе 2016 года. Жительница Еманжелинска Ольга шла возле своего дома (Энгельса, 16) по дворовому проезду.

— Навстречу направлялся сильно пьяный мужчины, и когда появился экипаж ДПС, я обрадовалась — думала, сейчас его заберут, — рассказывает Ольга. — А экипаж остановил меня и попытался привлечь за то, что я шла по проезжей части спиной к потоку.

Формально это нарушение п. 4.1 ПДД, которое влечет штраф 500 рублей по ч. 1 ст. 12.29 КоАП.

Тонкость в том, что у въезда на отрезок дороги, по которому шла Ольга, есть знак 5.21 «Жилая зона», который распространяет «дворовые» правила на всю прилегающую территорию. А они, в числе прочего, разрешают движение пешеходов по проезжей части, отдавая им приоритет перед автомобилями (п. 17.1 ПДД).

Выделенный участок дороги в Еманжелинске обозначен знаками «Жилая зона»

Ольга подала жалобу в ОГИБДД Еманжелинского района Челябинской области. Пусть не быстро, но жалобу удовлетворили, и постановление было отменено за отсутствием состава административного правонарушения. Казалось бы, хэппи-энд и всем спасибо, но Ольга решила идти дальше.

Она подала в суд исковое требование о компенсации морального ущерба, запросив 30 тысяч рублей, а также 5 тысяч на компенсацию услуг юриста и 300 рублей — на госпошлины.

Большинство россиян уверено, что суды никогда не встанут на сторону простых граждан в спорах с ГИБДД, тем более в данном случае речь не идет об откровенном беспределе. Однако Еманжелинский городской суд удовлетворил иск Ольги, а впоследствии судебная коллегия по гражданским делам Челябинской области отклонила апелляционную жалобу МВД Еманжелинского района.

Моральный ущерб — категория весьма неоднозначная. Хотя бы потому, что «прайс-листа» на моральный ущерб не существует. Сколько стоит оскорбление? Публичное высмеивание? Удар по лицу? Потеря родственника? Никаких «тарифов» и даже ограничений на испрашиваемый моральный ущерб нет, и сумма определяется самим истцом исходя из его субъективных оценок страдания. Можно ли заломить неадекватно много? Это право истца. Впрочем, суд все равно будет исходить из требований разумности, которые зачастую приводят к снижение реальной компенсации в сотни и тысячи раз. При это судебная практика пестрит противоречивыми решениями, когда за потерю родственника назначают компенсацию в 3 тысячи, а за словесный конфликт — 100 тысяч.

В случае с Ольгой суд назначил сумму в 5 тысяч вместо 30 тысяч, что все равно немало на фоне общей практики.

Как обосновать моральный ущерб? По сути, лишь описать суду те духовные страдания из-за действий ответчика. Ольга указала, что разбирательство с экипажем проходило на глазах у соседней и друзей, вызвав чувство унижения и позора, усиленного вопросами знакомых о том, зачем ее остановил экипаж. Кроме того, Ольга, по ее словам, слышала плач своего ребенка в квартире, что нервировало ее.

Во время апелляционного рассмотрения представители МВД указали, что истица не могла слышать плач ребенка из-за удаленности от ее дома, а сам плач не вызван действиями сотрудников ГИБДД (трогательный довод). Они также подвергли сомнению доводы о расспросах соседей, как ничем не подтвержденные.

Впрочем, суть морального ущерба такова, что его не всегда надо доказывать — первостепенным критерием является истец, и весь вопрос в том, сумеет ли он убедить суд в своей искренности.

В данном случае, судья признал правоту Ольги. Более того, возложил на МВД компенсацию судебных расходов, хотя представители структуры заявляли, что расходы эти относятся к финансовым рискам лица. Но суд сослался на решение Верховного суда РФ от 24.03.2005, которое обязывает компенсировать соответствующие траты, если жалоба гражданина на исходное дело удовлетворена.

Юрист Юрий Панченко, который вел дело, подытоживает:

— Чтобы добиться компенсации морального вреда в описанной ситуации, нужны два условия. Первое — отсутствие события или состава административного правонарушения, которое отражено в решении по жалобе гражданина. Второе — обоснование моральных страданий. Но есть и «третья часть Марлезонского балета»: поскольку компенсировать издержки будет МВД из бюджета РФ, есть возможность написать в прокуратуру заявление, чтобы эти затраты были компенсированы из кармана инспектора, допустившего незаконное привлечение к ответственности. Для Челябинской области подобный исход дела — прецедент, однако мы опирались на более раннее решение Верховного суда. Такая практика законна и возможна.

И она открывает ящик Пандоры: не только водитель может ответить за свои ошибки, но и инспектор — за свои. Причем ответить вполне осязаемо.

Для большинства из нас пределом мечтаний является отмена несправедливого постановления, но из уравнения незаметно вычитается стресс от самой ситуации и последующей бумажной волокиты.

— Но я пошла до конца просто потому, что инспекторы заняли такую позицию: ты никто, мы всегда правы, это не обсуждается, — говорит Ольга. — Сам принципе уродлив и никак не соответствует понятию правового государства. Наши граждане не столько даже безграмотны, сколько ленивы, мало кто доводит дело до логического завершения. Но чем больше будет таких прецедентов, тем тщательнее будут разбираться дела.

В общем, хороший отрезвин для инспекторов и их начальства. Другое дело, что подобным подходом легко злоупотребить. Субъективность морального вреда позволяет притянуть его к любой конфликтной ситуации, а общение с ГИБДД многие считают именно таковой. И если по каждому поводу, даже мелкому, люди начнут требовать компенсацию морального вреда, возрастет ненужная нагрузка на суды, что лишь усугубит известную проблему — их нежелание вникать в детали. На мой взгляд, важно избежать другой крайности, когда инспекторы предпочитают не связываться с «грамотными», чтобы не нарваться потом на «моралку». Тем более, если истец лукавит.

Впрочем, инспекторов спасет их собственная грамотность без кавычек. И пока риск нарваться на моральку стимулирует ее, да будет так. Что делать — вы теперь знаете.

12 комментариев

  1. Ух ты! Оказывается, гайцы умеют и пешиков штрафовать! Удивительно! Я-то думала, что данная категория участников движения их мало интересует в свете невозможности контроля. У водителя есть машина, которую можно загнать на штраф-стоянку, и права, коих можно лишить. Либо можно попортить жизнь автовладельцу во время регистрации или сдачи экзаменов на новую категорию. На пешеходов рычагов воздействия не так много. Почти нет.

  2. Антон Л.

    Я как-то раз переходил дорогу на красный свет, там он минуты 2 горит, а все машины проехали уже давно, надоело ждать. Смотрю мент идёт ко мне прямо и жезлом машет, они там ловили тех, кто пешеходам дорогу не уступает, в общем, я недолго думая убежал от него :))) А он не погнался за мной. Такой вот экспириенс:)

    • Антон Л.

      Будни плохиша, хахах:)

      • Артем Краснов

        Хулиганье! ))
        Иногда заставляю себя стоять на красный, когда никого нет и пешики идут толпой.
        К слову, организм отчаянно сопротивляется такому стоянию. Так что чисто для тренировки делаю. Но на велике иногда проезжаю.

        • Серегин

          C дочкой, стою… Один… тоже (и покраснел)

          • Артем Краснов

            С сыном это вообще мастхэв, чтобы привыкал видеть даже «невидимые» светофоры

  3. Когда я была молодой и дерзкой первокурсницей, меня поймал гаец при переходе в неустановленном месте (возле пединститута). Потребовал студенческий, но я соврала, что у меня его с собой нет, потому что я на него взяла книгу на ночной абонемент. Соврала я и о том, на каком курсе и факультете учусь. И фамилию назвала не свою. Гаец, конечно, не дурак был и отпустил меня, но это был один из самых сильных педагогических моментов в моей жизни. С тех пор — только по светофору или подземке. А если приходится нарушать (бывает и такое, особенно в непогоду, когда приходится переходить там, где луж меньше или сугробы пониже), то чувствую сильный дискомфорт.

    • Артем Краснов

      Пешикам чаще всего и достаточно душевного разговора)

  4. ТотЧувачок

    Меня штрафовали за переход дороги в неположенном месте, году этак в 2010. так что бывает. и такое. )))

Добавить комментарий