Автогоночный кастинг: разыскиваются юные «шумахеры»


До 11 июня 2017 года дети в возврате от 9 до 17 лет, не имевшие прежде автоспортивного опыта, могут принять участие во Всероссийском картинговом турнире «SMP Racing / Газпром – детям». А в случае успешного выступления – попасть в программу подготовки молодых пилотов. Турнир проходит второй раз, но Челябинск попал в пул городов-участников впервые.

Как стать участником

Все что нужно – это проехать хронометрируемый круг по крытому картодрому Kartex и показать время, которое позволит попасть в шестерку лучших в своей возрастной группе на дату окончания соревнований (11 июня). Дети соревнуются в трех группах: 9–11 лет, 12–14 лет и 15–17 лет. Количество попыток, равно как и количество предварительных тренировок, не ограничены, и главным условием является отсутствие у ребенка гоночной лицензии любого типа. Подобные ограничения отсекают относительно опытных пилотов, позволяя проявить себя тем, кто действительно делает в автоспорте первые шаги.

Предстартовый инструктаж

Карьерная лестница

18 лучших (по шесть в каждой возрастной группе) попадут во вторую часть турнира, где их ждет сначала 24 часа тренировок с опытными наставниками. Затем будут соревнования зонального уровня, и те, кто пройдет сито, сумеют попасть в финал, где встретятся участники из 21 города, принимающего участие в отборе.

Львиную долю последующих расходов берут на себя организаторы турнира, цель которых – найти среди российских детей и подростков тех, кто в перспективе нескольких лет сможет представлять Россию в высших категориях автоспорта.

Глеб тоже прокатился, но на рекорды он пока не претендует

Оцениваем шансы

О перспективах челябинских пилотов мы поговорили с тренером картодрома Kartex Юрием Шаульским.

– Турнир добрался до Челябинска впервые, поэтому предыдущей статистики выступления челябинцев просто нет, однако, учитывая прозрачность этого отбора, шансы есть абсолютно у всех, кто имеет талант, – объясняет Юрий. – Наставником команды SMP Racing в Челябинске является известный гонщик Алексей Басов, возможно, он станет одним из тренеров на этапе подготовки тех, кто пройдет во вторую часть турнира. С учетом того, что правила запрещают участие тех, кто уже имеет гоночную лицензию, шансы пробиться в шесть лучших в своей возрастной группе высоки: пока количество участников разных группах составляет 10-15 человек. И даже если ребенок не пройдет дальше второго этапа, он получит целый месяц бесплатной квалифицированной подготовки.

Как проходит обучение

«Автоспорт — не шахматы. Тут думать надо», — есть такая присказка у гонщиков. Обучение молодых спортсменов включает не только заезды, но и теоретическую подготовку. Какая траектория оптимальна? Что такое апекс? Почему нежелательно тормозить и поворачивать одновременно? Начиная с азов и закрепляя знания тут же, в режиме «боевых вылетов», ребята постепенно переходят к более сложным дисциплинам, например,  обучению езде по переменным покрытиям (частично мокрым или обледенелым), тактике обгонов, психологической подготовке. Вопреки мнению, что успешный гонщик ездит исключительно на рефлексах, автоспорт — техническая дисциплина, которая требует хороших знаний физики. Ребят учат работать с шинами, правильно настраивать карт (а он имеет множество настроек), работать с телеметрией — информацией, записанной датчиками в момент прохождения быстрых кругов.

Обучение включает как индивидуальное наблюдение за гонщиком на трассе, так и последующий разбор полетов, например, изучения онборд-записей с камер, установленных на шлемах пилотов.

Разбор полетов

Позитивный опыт

В прошлом году победителем первого турнира «SMP Racing \ Газпром-детям» стал москвич Алексей Несов. Следующим шагом стало его участие в профессиональных картинговых чемпионатах.

– Руководители программы подготовки молодых пилотов SMP Racing очень тщательно подходят к построению карьеры своих подопечных, – говорит Юрий Шаульский. – Сначала Несову предложили проехать одну гонку, и он сразу заехал в призы. Потом проехал еще одну гонку, и так далее, в итоге, стабильно добиваясь хороших результатов, он откатал весь сезон и фактически доказал, что турнир является хорошей стартовой площадкой для автоспортивной карьеры.

 

Вплоть до «Формулы 1»?

Программа подготовки молодых пилотов команды SMP Racing – самая масштабная в России. Из ее подопечных ближе всего к «Формуле 1» сегодня Сергей Сироткин, который в этом году участвует в тестах вместе с командой Renault F1, а в следующем имеет шансы стать боевым пилотом. В программу входят как молодые таланты, например, Егор Оруджев, так и состоявшиеся гонщики – первый российский пилот «Формулы 1» Виталий Петров, участник американской серии Indycar Михаил Алешин, успешный картингист и участник гонок на выносливость Кирилл Ладыгин из Екатеринбурга и т. д.

Из Челябинской области в программу SMP Racing попала… девушка Милена Пономаренко, которая, показав убедительные результаты в картинге, этот сезон проведет в «Формуле-4».

Автоспорт – крайне дорогое увлечение, поэтому программы подготовки молодых пилотов являются самым реалистичным путем для попадания в высшие категории автоспорта для тех, кто не имеет родственников-олигархов. Благодаря подобным программам в «Формулу 1» попали Льюис Хэмильтон, Себастьян Феттель, Даниэль Рикьярдо, Даниил Квят.

О картинге

Карты были изобретены случайно: по одной из версий, скучающие американские военные приделали моторчик к грузовой тележке для подвоза авиабомб. Полноценным видом спорта картинг стал в середине пятидесятых.


В современном пелатоне «Формулы 1» через картинговые чемпионаты прошли 100% пилотов – последним исключением был россиянин Виталий Петров, попавший в королевские гонки, минуя картинг. С картодрома в родном городе Керпен начинался путь Михаэля Шумахера, семикратного чемпиона «Формулы 1».

Простота картов делает их относительно доступными, при этом картинг прекрасно оттачивает гоночные навыки: зрительно-моторную координацию, умение чувствовать предел и выстраивать оптимальные траектории. В некоторых аспектах картинг даже более требователен к пилоту, чем полноценные автомобили: скажем, малая масса и верткость обостряют реакцию, а борьба в миллиметрах от соперника развивает чувство локтя.

Если начинается все с картов мощностью 4 л.с., которые разгоняются до 40-60 км/час, то карты высших классов имеют максимальную скорость за 200 км/час.

Где пройти отбор

В Челябинске потренироваться и проехать хронометрируемый заезд нужно на картодроме Kartex по адресу ул. Шадринская, 100 (картодром на третьем этаже здания).  Скажите администратору, что хотите принять участие в турнире «SMP Racing / Газпром-детям», и заполните анкету участника. Финальный день – 11 июня. Подробнее о турнире на сайте команды SMP Racing.

5 комментариев

  1. А тренировочные и хронометрируемый круг платные?

    • Артем Краснов

      Ну да. Тренироваться можно не только здесь, если найдешь удобнее/дешевле.
      Хронометрируемый заезд — 400 рублей за 10 минут, это примерно 15-20 кругов, вполне достаточно, чтобы показать талант.

    • Артем Краснов

      А вот если попадет ребенок в ТОП-6, то потом месяц интенсивных тренировок бесплатно

  2. Сергей

    Наш ребенок классно гоняет на картинге, папе не уступает. Но нам 7,5 лет. Очень интересно поучаствовать в таком мероприятии, мы из Севастополя.

Добавить комментарий