Фиаско российских изобретателей

Делал для autochel.ru подборку автомобильных проектов, которые долго будоражили общественность, но тихо померли. Поводом стал анонс [вроде бы] скорого начала производства внедорожника «Сталкер» на базе «Нивы», а также новая порция информации о родстере «Крым». А сколько их уже было: «Лаура», Marussia, «Мишка», «Аквелла», Ё-мобиль… Проекты были разные, но роднило их одно: они лишь укрепили нашу веру в то, что мы не можем. Неужели в этом правиле не может быть исключений?

Главная причина всех фиаско не в том, что мы не можем. Просто нам этого не нужно. У нас есть лишь застрявший в зубах скрежет насчет «создания чего-то своего», но объективной потребности нет.

Чего хотят россияне? Если убрать статистические погрешности, они хотят современных авто по разумным ценам, выпуск которых сегодня под силу лишь глобализованным корпорациям. Закон суров, но это закон. Сто лет назад собранные в гараже машины могли быть конкурентоспособными на массовом рынке, сегодня тиражи успешных моделей исчисляются сотнями тысяч и никак иначе. Корпорации продолжают штамповать свои «Логаны» и «Креты», и влезть в этот рынок как в старые времена, на голом энтузиазме, нельзя уже лет 70 как.

«Мишка» мне нравился — он должен был занять нишу, освободившуюся после кончины «Оки»

Поэтому в первую очередь обречены на провал проекты, которые пытаются влезть на территорию большого автопрома. «Мишка» был инкарнацией «Оки», но малолитражка, собираемая на стапеле, проигрывала бы по относительной себестоимости конвейерной «Оке», которая сама оказалась не слишком рентабельной. Рынку не нужен бюджетный автомобиль с плохим сочетанием цены и характеристик, а на фанатов «Мишка» и не рассчитан.

«Сталкер» с дизайном почти как у «Гелика» даже спустя 20 лет после старта проекта выглядит неплохо (как и «Гелик»), но вопросов к нему больше, чем ответов.

Подобный же скепсис уместен в отношении «Сталкера»: будучи теснее «Нивы», с уровнем качества самоделки (предполагаю) и дизайном из 90-х годов он привлечет разве что отчаянных автогурманов. Кои, скорее, запилят тюнингованный УАЗ или «Ниву», чем рискнут с непроверенным «Сталкером». Из той же оперы ТагАЗ Аквелла, которая кроме необычного (но вряд ли красивого) дизайна не имела других достоинств перед серийными конкурентами.

Что до выпуска настоящей экзотики, то сколь бы патриотично не звучала идея суперкара с девичьим именем Marussia, убедить реальных клиентов в его достоинствах перед Porsche 911 было бы крайне проблематично. В этом контексте Porsche 911 можно только запретить указом сверху.

Marussia не выглядела чистым шарлатанством, и предсерийный образцы были вполне солидны. Однако дальше них дело не пошло

В России не любят автомобили с той страстью, которую демонстрируют итальянские тиффози в адрес Ferrari или англичане к своим Lotus, TVR (покойному) или Jaguar.

Большинство таких фирм выросло из проектов «для души», а Колин Чэпмен нарисовал легендарную Lotus 7 на салфетке и сделал прототип за неделю. Но эти зерна высевались в благодатную почву коллективного помешательства на феномене автомобиля. Россияне же в этом смысле скучны, прагматичны и зажаты стереотипами, вроде «красные машины для баб».

Некоторый спрос русскому эксклюзиву могли бы обеспечить богачи-экспериментаторы, которые не прочь оставить предоплату с той же легкостью, что они жертвуют миллионы на благотворительность. Однако в России нет пиетета к подобным проектам, и нет веры в их успех, что подтверждается их перманентным неуспехом. Замкнутый круг.

Авторам стартапов эти самые стартапы нужны больше, чем почтенной публике. Публика не готова платить лишь за непохожесть новинки на существующие автомобили (есть же еще индустрия тюнинга), а эта непохожесть, как правило, и является главным козырем проекта.

Говорят, если человеку сказать абсолютную чушь, но сделать это очень уверенно, он поверит. Создатели Ё-мобиля знали эту особенность людской психики. Композитный кузов, гибридный привод, ионисторы, роторно-лопастной двигатель… Люди с техническим образованием сразу назвали Ё-мобиль прожектом (я даже коньяк выиграл на спор), но были и те, кто чуть ли не предоплату готов был нести.

И словно заранее программируя себя на фиаско, отцы «нового российского автопрома» брали на себя несусветные обязательства, напоминая человека, который оформляет кредит под 150% годовых. Лозунги обеспечили таким проектам настолько крутой «паблисити», что под брендом Ё стоило выпустить хотя бы китайский самокат — все равно бы покупали.

Плюс мы живем во время бездельников, блогеров, нарциссов и демагогов. В половине случаев проекты нужны были для самопиара авторов и пускания пыли в глаза. Фоменко всегда любил авантюры и был склонен распылять усилия. Прохоров, вероятно, прельстился идеей позиционировать себя олигархом, которые не только пилит наследие СССР. Аквелла была нужна ТагАЗу, видимо, для получения отсрочек перед кредиторами, которых нужно было убедить в скором оздоровлении предбанкротного завода.

К Аквелле у меня по-своему теплые чувства: ТагАЗ был в предсмертном состоянии, и спасти его мог лишь дерзкий Брусиловский прорыв. Что ж, хорошая попытка… Но нет.

Впрочем, есть и более приземленные причины фиаско. Законодательство в отношении мелкосерийных машин забюрократизированно. Нет развитой системы смежников. Нет опыта работа с мелкосерийной продукцией. Нет культуры производства (опыт ВПК не в счет). Нет развитого автоспорта, который всегда был удобной площадкой для промоушена мелкосерийных шедевров.

Но если проблему можно решить за деньги, это не проблема, поэтому перечисленное в предыдущем абзаце не является главной причиной отсутствия интересных автомобильных проектов в России. Главное, для них нет рынка сбыта. Мы не хотим иметь оригинальный автопром настолько, чтобы заплатить за него адекватную цену. Это не чья-то вина, это объективная реальность.

«Крым» выглядит вполне реалистичным проектом. Хотя бы потому, что иррациональный класс родстеров в принципе нельзя судить чересчур серьезно.

Некоторые надежды я возлагаю на родстер «Крым». Пустующая ниша, неплохой дизайн, разумная конструкция, бауманские спецы в качестве авторов. Пожелаю проекту удачи и мысленно запишусь на тест-драйв. Если бы проект поддержал АвтоВАЗ хотя бы с маркетинговой точки зрения, мог бы получиться интересный симбиоз двух подходов: авторского и мейнстримового.

Впрочем, даже в случае успеха «Крыма» вряд ли продажи превысят сотню автомобилей в год. Но он хотя бы наш.

3 Comments

  1. На ССП (сварка) в Бауманке учился — хорошее заведение 🙂 Желаю удачи «Крыму», какой бы позицией по нему у мен не было 😉

Добавить комментарий