Нелепые повороты направо

В автошколе я жутко боялся поворотов налево, потому что всегда был риск заглохнуть на перекрестке или не заметить встречную машину. Правые повороты я считал легкими, как и большинство из нас. Поэтому и связанные с ними правила выветрились из головы быстро. Между тем, последние полгода регулярно получаю жалобы от читателей на неумение других водителей поворачивать направо. Вспоминаем несколько простых догм.

Держаться правее

Правило, которое забывают перманентно: при повороте направо нужно не только занять крайнее правое положение (кроме проезда перекрестков с круговым движением), но и держаться как можно правее во время самого поворота.

Вот пример маневра, который сбил с толку водителя позади: плохо видимый поворотник и не крайнее положение создали иллюзию, что водитель планирует что угодно, но не поворот направо. Что, впрочем, не оправдывает автора видео, имевшего возможность избежать ДТП.

Смотреть с 3:08

Еще одно спорное ДТП, где водитель перед поворотом оставил справа столько места, что приманил туда спешащего на «Гранте».

Формально прижиматься к правому краю нужно настолько, чтобы не протиснулись даже двухколесные, потому что, например, велосипед, двигающийся вдоль обочины прямо (имеет право) будет иметь приоритет, если ваши траектории пересекутся. Понятно, что границы проезжих частей часто разбиты, но оставляя большой зазор до обочины, в любом случае нужно контролировать происходящее справа.

Это же требование разряжает обстановку на перекрестках: поворачивающие направо должны занять правый ряд, позволяя тем, кто поворачивает налево, занять остальные (если полос две и более). На видео выше водитель Kia нарушает, но убежден, что приоритет на его стороне.

Что делать, если повернуть направо вдоль скругления невозможно по объективным причинам — яма, препятствие, аварийная машина? Правила не требуют невозможного: если у правой кромки стоит трактор, вы имеете право объехать его, взяв левее. Но в любом случае не настолько левее, чтобы между вами и препятствием поместилось другое транспортное средство.

Кроме того, разметка и знаки могут требовать от вас поворачивать, например, из второй полосы во вторую полосу, и в этом случае, естественно, держаться как можно правее не нужно. Однако поглядывать на тех, кто едет в соседней полосе стоит: на видео ниже — пример типичной аварии. В происшествии больше виноват водитель синей Lada, однако и Hyundai совершал маневр в несколько непредсказуемой манере.

Когда направо поворачивает целый поток с двух-трех, а то и с пяти рядов, двигаться необходимо по разметке. Если ее нет, имейте в виду правило правой руки: при пересечении траекторий уступает тот, у кого соперник — справа.

Коварные пешеходы

О том, что нужно уступить дорогу пешеходам и велосипедистам при повороте направо, кажется, знают все. Но есть и два нюанса. Во-первых, уступать нужно вне зависимости от того, идут ли они по пешеходному переходу (см. п. 13.1). Во-вторых, сама трактовка термина «уступить дорогу» в российских реалиях такова, что вы должны пропустить даже пешеходов, которые только начинают движение от дальнего края дороги. Иногда маневр не создает им помехи даже при строгом рассмотрении, но практика такова, что если сотрудник ГИБДД вменил нарушение п. 13.1, суды с большой вероятностью поддержат его точку зрения.

На видео хорошо проиллюстрировано описанное противоречие: пешеход еще на встречной полосе, однако водителю вменяют непропуск.

Куда смотреть при повороте направо

Выезжая из дворов и со второстепенных дорог, мы частенько смотрим налево, и если нет машин, смело выезжает на проезжую часть. А смотреть нужно и направо, причем не только из-за пешеходов.

В ситуации на видео нарушал и обгоняющий водитель, коль скоро разметка запрещает выезд на встречную полосу. Но если обгон не запрещен, те, кто стартует со второстепенной дороги, должны пропускать машины с обоих направлений.

Ехали на стрелку

Наконец, поворот направо на стрелку дополнительной секции светофора разрешен, однако если на основном светофоре горит желтый или красный, уступать дорог нужно всем, включая тех, кто поворачивает налево со встречной полосы.

Обратите внимание: в момент пересечения границы перекрестка автором видео на светофоре уже горел желтый.

Заблаговременно

И напоследок акцентирую внимание на важном слове — занять крайнее правое положение перед поворотом направо нужно заблаговременно. Иначе…

4 комментария

  1. Т.е. получается, если движение в 8 рядов, и слева вдали ногой на переход вступил пешеход, то лучше постоять пару минут и дождаться таки ковыляющую бабку. Потому как наказание зависит лишь от милости и благодушия инспектора.

    • Артем Краснов

      Более того, с недавних пор даже если есть разделительная полоса, на которой пешеходы могут переждать красный, нужно пропускать даже тех, кто идет с противоположной стороны. В принципе, это бред, но в ПДД просто нет четкого критерия удаленности пешехода, поэтому считается, что если он на дороге, то любая проезжающая машина МОЖЕТ вынудить его изменить траекторию или направление.
      Так что как минимум не стоит ехать под гаишников, когда пешики идут даже далеко

  2. ТотЧувачок

    ну так направо поворачивать это пипец конечно. сильно «опытные» водители видимо, настолько опытные, что правила читали 15 лет назад. )))

  3. Добрый день.
    Артём, подскажите, немного не по теме, но тоже связано с «правым движением». При движении по проспекту Ленина от площади Революции около Детского мира после перекрёстка кто куда должен перестраиваться и кто кому уступает в 3, 4 и 5 рядах. До перекрёстка 5 рядов, а после — 4 широких, и 3-4 ряды смещаются в 4. https://yandex.ru/maps/56/chelyabinsk/?ll=61.411363%2C55.160272&z=18&l=stv%2Csta&panorama%5Bpoint%5D=61.410667%2C55.160527&panorama%5Bdirection%5D=87.487046%2C0.000000&panorama%5Bspan%5D=120.000000%2C69.775738. Даже на панораме это видно — траектории пятнашки (4 ряд) и белой японки (3 ряд) пересекаются и вливаются в 4 ряд.

Добавить комментарий