Lada Vesta CNG. Запах метана

Lada Vesta стала первой российской легковушкой, которая получила ГБО для работы на метане в заводской комплектации.

Метан перспективен. Чистый, с высоким октановым числом (до 130 единиц), а главное, дешевый — по нынешним ценам километр пробега газовой Lada Vesta обойдется в 1-1,5 рубля, бензиновой — 2,5-4 рубля. Я как-то писал, что метан — это, по сути, идеальное автомобильное топливо для России.

Работы над метановыми «Ладами» АвтоВАЗ ведет не первый год. Сначала донором была «десятка», позже Lada Granta, которую сменила более перспективная Vesta CNG. Менялась и концепция: так, протестированный в прошлом году изданием «Авторевю» вариант имел два баллона по 46 литров под полом багажника на месте запаски, но сейчас АвтоВАЗ показал более изящную конструкцию.

Баллон емкостью 90 л размещен за спинками задних сидений в недрах багажника и, якобы, почти не уменьшает его объем. На деле, думаю, треть от 480-литрового багажника уйдет, но на фото конструкция не выглядит громоздкой.

По давлением 200 атмосфер в баллон входит 18 кубометров метана (в пересчете на атмосферное давление), что, по моим оценкам, эквивалентно примерно 230 км пробега по трассе и 150 км по городу.

Бензобак сохранен в полном объеме, поэтому АвтоВАЗ заявляет суммарный пробег свыше 1000 км. Заводится и прогревается Vesta CNG на бензине, на него же переходит автоматически после кончины метана.

Штуцер для заправки метаном расположен около лючка бензобака. Что интересно, штуцеры бывают разных типов, поэтому на некоторых АГНКС потребуется переходник

Динамика на метане снижается — мощность двигателя ВАЗ-21129 снижается со 106 л.с. до 98 л.с., что на деле приводит к потере пары секунд в разгоне до 100 км/час. Метановый режим — он больше для города, чем для дальнобоя по трассе.

При всех прелестях метана есть у него и недостатки, и главный сегодня — это неразвитость сети АГНКС (аналог АЗС), что, с учетом малого пробега на метане, делает его почти непригодным для частного использования.

По данным сервиса http://agnks.ru/ близ Челябинска лишь четыре АГНКС, по области — 11

Несмотря на создание компании «Газпром Газомоторное топливо» и планы по активному развитию сети АНГКС, идет оно весьма неспешно. Если по состоянию на прошлый год их было порядка 250, то в планах до 2020 года — увеличение до 500 АГНКС.

ГБО у Vesta — импортное

Тревогу у многих вызывает надежность баллонов высокого давления, но эти страхи во многом преувеличены: композитные многослойные резервуары весьма прочны. Активное использование метановых машин в Европе не выявило каких-то принципиальных проблем, а с точки зрения риска пожара летучий метан и вовсе безопаснее пропан-бутана или бензина.

Оборудование для метана дороже пропан-бутанового, поэтому, несмотря на меньшую стоимость самого топлива, срок окупаемости как правило получается выше. В случае с Vesta CNG цена пока неизвестна, но можно предположить, что надбавка составит порядка 80-100 тысяч рублей. Срок окупаемости при регулярном использовании газа будет сравним с таковым у дизеля — 50-100 тысяч километров.

Первыми покупателями Vesta CNG станут не частники, а корпоративные парки: им проще организовать регулярную заправку автопарка метаном. Но все же начинание интересное: с прошло года владельцев «кустарного» ГБО прижали бюрократией, тогда как заводское оборудование имеет необходимые сертификаты с рождения.

И все-таки чтобы метановая тема стала интересна частникам, нужны глобальные усилия. Например, чтобы использовать высокое октановое число метана, требуется доработка конструкции двигателя. Степень сжатия можно поднять до 13 единиц, улучшив и экономичность, и приемистость, но тогда модернизации потребует цилиндро-поршневая группа и клапанный механизм. А это оправдано при высоких объемах выпуска, для которых нужен большой спрос, а для его возникновения — масштабная сеть АГНКС, развивать которую невыгодно из-за редкости метановых легковушек. Типичный замкнутый круг, разрубить который можно лишь усилиями государственного масштаба.

Но тут вдруг тема уходит в политическое русло: быстрый переход на метановые машины невыгоден прежде всего нефтеперерабатывающему сектору, и кому какое дело до экологии, экономии и прочих прелестей метана.

11 комментариев

  1. Павлов

    Расчет пробега на газу в этом отчете неверный. Расход газа немного больше чем бензина, примерно 10-20 %, в зависимости от условий эксплуатации и проч. Если легковушка в среднем потребляет 10 л бензина на сотню, то газа она будет кушать 12. То есть баллона 90 л хватит более чем на 700 км.

    • Артем Краснов

      Ага, а чего не 1000 сразу))) Ваши бы расчеты — да богу в уши 😀
      Когда речь о сжатом газе, мерной величиной является куб при атмосферном давлении, а не литр при давлении в баллоне (как у пропан-бутана). Таких кубов в 90-литровый баллон входит всего 18. Расход зависит от условий, но по трассе у «Авторевюшников» получилось 288 км на 22 кубах газа, то есть расход 7,63 куба/100 км. В данном случае баллон на 18 кубов, то есть пробег составит порядка 235 км, и это — по трассе. Ну если совсем уж тошнить, наверное, 300 можно проехать. По городу будет порядка 150 км.

      • Павлов

        Спасибо за посыл на сайт авторевю, давненько я там не был. Теперь буду чаще туда заглядывать.

  2. Олег

    насчет цены, тема, ты ошибаешься. метан дешевле СЕЙЧАС, пока не развит рынок заправок. если газомоторное оборудование пойдет в серию и распространится и на частный парк, то цена на метан (как и на пропан-бутан) резко пойдет вверх, а значит, все преимущества (почти все — экологичность останется) уйдут. а минусы в виде сокращения места в багажном отделении останутся. так что… в нашей стране для народа никогда ничего не делается. увы…

    • Артем Краснов

      Я соглашусь, что ценой любого топлива при наличии сильны госмонополий можно манипулировать. Тем более в бензине налогов больше, чем себестоимости.
      Другое дело, что сам по себе метан дешев, если бензин — это вечная гонка за суперстандартами по чистоте от серы, смол и прочей дряни, что требует дорогого оборудования, то метан, по сути, из-под земли идет в готовом к использованию виде (ну почти).
      Поэтому и написал последний абзац — вопрос уходит в политическую плоскость. При желании можно сделать его сравнительно недорогим, а заодно избавиться от зависимости от запада в области оборудования для глубокой нефтепереработки.

      • Чебурашка

        по большому счету все это можно зарегулировать так, что цена останется невысокая, а прибыльность повыше чем на бензине (за счет минимализма. кстати нефтепереаботчики не будут обижены имхо. они этот бенз могут отправить на экспорт. и как по мне будут даже больше рады, нежели сейчас. другой вопрос — сколь десятилетий надо чтобы создать инфраструктуру по всей стране на уровне бензозаправок. а без этого — не взлетит.
        ну и вариант — «впихаем в неподготовленный корпус баллон куда придумаем» меня как пользователя — не устраивает. кузов должен изначально проектироваться под возможную установку в него баллона.

    • Станислав

      Тарифы на природный газ регулируются государством. Их два, для физ.лиц и юр.лиц (независимо как используются газ — отапливают помещения или заправляют им автомобили). Если стоимость поползет вверх, пострадают все без исключения.

  3. Александр

    А ты правильно посчитал расход топлива? У меня вызывает сомнения. 8 лет ездил на ланосе на метане. При заправке 13 кубов метана пробег составлял 160-170 км. Это баллон 57 литров. Объем движка 1.4л
    Я понимаю что объем движка немного меньше,но и движок 8 клапанов и система евро2 у меня была
    Сколько там баллон? 90литров? Хотя не выглядит он на 90 честно говоря, выглядит на 55 литров. Так что или неверно указан объем баллона или ты неправильно посчитал
    С уважением таксист со стажем

    • Артем Краснов

      Александр, я, собственно, сам не ездил на метане, поэтому личного опыта не имею, брал данные из замеров журнала «Авторевю», они в таких вещах довольно дотошные. Потом расход зависит все же от режима движения, автомобиля и т.д.

  4. Александр

    Доброго дня всем !Купил значит я весту газовую в москве.Еду на заправку газом и….Тут первая подлянка от автоваза нет переходника в комплекте не идёт!!!ладно ,поехал на бензине расход москва коломна 108км 10.7литра на 100кмч.Поехал в муром по делам ,а там и заправка есть и переходник на метан(всё как у людей спасибо хозяевам заправки!!!) заправили 19кубов проехал я на них 337км!!!Итог 300км на бензине 18.5 литровуможенно на 36.80=около 700руб,337кмна газе за 330 руб Вообщем экономия минимум в 2 раза потери мощности вообще не почувствовал!!!Машина очень нравиться я доволен,если б не подлянка с переходником!!!Так что кто будет покупать cngвесту сразу покупайте переходник к ней для заправки.

  5. Александр

    Итак 0 ТО проехал 2700!
    Замечание №1 мокнет газовый балон конденсат приходится класть памперс.
    №2 купил в Муроме переходник 4500 с паспортом (там производсттво).
    №3 машина реальноБИтопливная даже при движении на газу подьедает бензин.на 350 км литров 5.Как объяснили механники у дилера если давить педаль в пол то после 80 % начинает добавлять бенз для мощности(трогание ,обгоны)бензин
    №4лучше лить 95 т.к.чувствительны датчик адсорбера.
    №5 масло не менял,как залью шелл расскажу
    Итог полный газовый балон 19 литров(а не кубов прошлый комент. ошибся)300км трасса+70 город=310руб.скорость100-130 по трассе.
    P.S.Диванных спецов свои коменты прошу не оставлять а держать при себе!!!

Добавить комментарий