Машина есть. Прав нет.

Во время теста багги FunCruiser Lite мы были уверены, что для него достаточно прав категории B1. На деле же все оказалось сложнее: права нужны категории AII по классификация Гостехнадзора, потому что FunCruiser относится к самоходным машинам.

С категориями прав и классификацией транспорта вообще в России есть определенная чехарда. Во-первых, с апреля 2014 года традиционные литерные категории прав A, B, C, D, E дополнили промежуточными вариантами, например, A1 (скутеры) и B1 (квадрициклы).

Во-вторых, квадрИциклы не стоит путать с квадрОциклами и прочими самоходками. Первые являются «облегченной» разновидностью автомобилей со снаряженной массой 400-550 кг, например, индийский микромобиль Bajaj Qute, который худо-бедно продается в России.

Но помимо дорожных транспортных средств, включая квадрициклы, есть понятие «самоходных машин». Если права на первые получают в ГИБДД и там же ставят на учет автомобиль, то самоходками заведует Гостехнадзор, и вместо прав здесь выдают удостоверение тракториста-машиниста. Категорий также несколько — А1-А4, В, C, D, E, F, причем последние категории — это уже «права» на гусеничные будьдозеры, экскаваторы и комбайны. Для частников интереснее разновидности категории А, где А1 — это квадроциклы, А2 — легковые вездеходы.

Вообще под самоходками изначально понимали сельскохозяйственную и строительную технику, но по мере распространения внедорожных спецмашин, их отнесли в эту же категорию: она включает снегоболотоходы, легковушки на шинах низкого давления, квадроциклы, снегоходы и, собственно, такие вот багги .

Чтобы получить удостоверение категории А2 в Гостехнадзоре, необходимо пройти месячное обучение, стоимость которого, по информации владельца «фанкрузеров» — 14,5 тысяч рублей. Впрочем, за опт обещали скидку (если идти группой). Сдавать на «тракторные» права категории А2 могут лица старше 19 лет и после года владения легковыми правами.

На первый взгляд, у водителей не должно возникнуть проблем с переучиванием на самоходки, но подвох в том, что теоретическая часть экзамена отличается существенно. Скажем, как бы вы ответили на такой вопрос: «При каком минимальном буксовании на стерне разрешается эксплуатация самоходной машины с колесной формулой 4х4?». Ответ — 14%. Так и знал. Или другой вопрос: «Всегда ли нужно шплинтовать штырь прицепного или буксирного устройства при работе самоходной машины в агрегате с прицепными машинами?». Само собой всегда.

В получении гостехнадзоровского удостоверения нет ничего сверхъестественного, но это как минимум головняк на месяц. И главное, применительно к машинам, типа FunCruiser Lite, бульдозерно-тракторная романтика малоприменима, потому что он ближе к легковым автомобилям, чем к сельхозтехнике. Кроме необходимости ездить в шлеме, честно говоря, я не заметил специфических особенностей «фанкрузера», которые не позволяли бы использовать его с легковыми правами. Ну, может быть, минут пять вы потратите на освоение многоточечных ремней.

Логика законотворцев мне понятна, скажем, снегоболотоходы, вроде «Трэкола» — слишком специфические аппараты, чтобы нагружать ими ГИБДД. А квадроциклы изначально являются сельхозмашинами — минитракторами.

Комизм возникает, когда под сельхознормативы пытаются подвести технику для досуга, вроде спортивных квадроциклов или таких вот багги. Ну то есть не то чтобы я был за беспредел на дороге, но, сходив на курсы машиниста-тракториста, человек больше отдаст, чем приобретет в контексте покатушек на фанкарах.

Почему производитель, «Ф-МоторСпорт» не сертифицировал FunCruiser Lite как автомобиль? Потому что это совершенно иной (и запредельный) уровень расходов на сертификацию, который сделает и без того немаленькую цену «Лайта» совсем оглушительной.

Подобная забюрокраченность, к слову, здорово мешает развитию «исконно российского» автопрома, потому что не оставляет воздуха небольшим производителям. Для мелкосерийного производства нет разумных нормативов, которые бы не допускали на дороги откровенного самопала, но и не драконили отрасль.

Альтернатив две: либо с натяжкой проводить автомобиль, как самоходку, что не слишком удобно для клиентов, либо тратить на сертификацию деньги, которые рентабельны лишь для большого автопрома (а тут еще ЭРА-ГЛОНАСС).

По факту, конечно, все решается просто. Если правила сложны в исполнении и абсурдны, их просто не выполняют. Излови-ка юркий фанкрузер в полях и оврагах.

6 Comments

  1. «FunCruiser относится к самоходным машинам, НЕ предназначенным для движения по дорогам общего пользования.»

    Ну вот теперь как то логично что ли. А то в прошлом посте смущало это:

    » К черту классификации: главное, эта штуковина имеет право ездить по обычным дорогам….»

    Не представлял я себе этого монстрика ни в городском потоке, ни на трассе. Поля и буераки его удел, как ни крути.

    1. Кхм, не хочу тебя расстраивать, но эта штуковина имеет право ездить по обычным дорогам. 😀

      1. противоречие какое то. она не предназначена для движения по дорогам общего пользования, но ездить по дорогам общего пользования имеет право?

      2. Да, неточно я сформулировал. Ну то есть основной функционал — это езда по полям, но перемещаться по дорогам им не запрещено. Неужели никто не видел трактора на дороге? 😉

  2. На такую технику права, ОСАГО и номера получают только закоренелые ботаны:)

Добавить комментарий