Челябинск — Черное море. На автомобиле

Ниже – эскиз статьи для autochel.ru о поездке из Челябинска на юга. При подготовке мне помогали Даниил Соломатов (Daniel), Эдуард Белкин (Аяврик), Андрей Семак (Anry) и другие. Но все же решил заранее выложить на блог, чтобы все, кто ездил на Черное море на машине, могли добавить свои комментарии — дельные замечания внесу в текст. Особенно интересны мнения тех, кто ездил в 2016-2017 годах, потому что качество дорог меняется постоянно.

Выбираем маршрут

 Самый головоломный вопрос — как ехать? Ситуацию усугубляет не только низкое качество дорог, но и непредсказуемость, потому что латания асфальта идет в «прямом эфире».

Маршрутов, на самом деле, десятки, но глобально их можно свести к двум альтернативам: от Самары можно ехать вдоль Волги в направлении Волгограда или уйти в сторону Воронежа, чтобы часть маршрута одолеть по федеральной трассе М-4 «Дон».

Челябинск-Самара

До Самары самый популярный маршрут — пресловутая трасса М-5. Первые 70 км от Челябинске проедете с ветерком по шоссе, часть которого является автомагистралью с разрешенной скоростью 110 км/час. Но еще перед Чебаркулем начнется «настоящая М-5», порядка 200 км которой придется на сложный горный участок. По нашим подсчетам, если ехать его днем со средней скоростью порядка 70-80 км/час, придется совершить по меньшей мере 100 обгонов. Настоящий бич на этом участке — медленные фуры.

За 100 км до Уфы дорога распрямится, однако высокий трафик в дневное время по-прежнему будет ограничивать скорость.

От Уфы до Самары дорога сравнительно хорошая и позволяет поддерживать высокий темп, однако в пиковый сезон она нередко изобилует ремонтами дорог и перегружена, поэтому не будьте слишком оптимистичны при расчете средней скорости.

Альтернатива 1: Вдоль Волги

От Самары в сторону Волгограда есть два основным маршрута. Первый — через Тольятти, Жигулевск на Сызрань и далее на Саратов. Либо же можно проехать по восточному берегу Волги через Пугачев на Балаково, где есть мост, и далее все также на Саратов. Обе альтернативы имеют свои плюсы и минусы, но в целом большинство склоняется к маршруту через Пугачев.

Саратов-Волгоград — нагруженный участок трассы, который еще пару лет назад отличался высокой аварийностью и плохим качеством асфальта. После нескольких ремонтов ситуация улучшилась. В этом году, по крайней мере, в начале туристического сезона, трасса не вызвала особенных нареканий у путешественников, хотя плохие участки и ремонты встречаются.

Альтернатива 2: Курс на М-4

Если ехать через М-4, крюк от Самары до Ростова-на-Дону составит порядка 250 км, но некоторые считают его оправданным из-за меньшего трафика и более интересного маршрута. От Самары берем курс на Балашов и Борисо-Глебск, чтобы южнее Воронежа выйти на федеральную трассу «Дон» М-4.

Дороги лучше, средняя скорость выше, поэтому разница во времени пути получается относительно скромной. Те, кто не торопится к морю, могут посетить по пути достопримечательности, например, музей Лермонтова (Тарханы) или меловые столбы (Дивногорье).

Некоторые участки трассы М-4 являются платными, однако сумма незначительная: в зависимости от места, где вы попадете на М-4, заплатите порядка 150-200 рублей.

Помимо лучшего качества дороги еще одним плюсом является обход Волгограда, который не имеет полноценной объездной дороги — часть ее все равно проходит через город.

Южная часть маршрута

 Многие ездят на юг через Ростов-на-Дону, куда приходит трасса М-4. От Волгограда к южному городу ведет трасса через Калач-на-Дону.

Но если ехать через Волгоград, можно взять южнее и направиться сразу в Краснодар через Тихорецк, только имейте в виду, что дороги в Волгоградской глубинке весьма плачевные.

Один из опрошенных нами путешественников выбрал путь через Элисту, где меньше трафик и достаточно прямые шоссе — оттуда он взял курс на Крым.

Дороги после выезда из Волгоградской области, в целом, неплохие, после Краснодара — еще и живописные. Однако их узость и сложная конфигурация в пиковый сезон создает пробки. Зато близость цели добавляет сил.

Пробки по пути

К сожалению, появление пробок во многом непредсказуемо: ремонты дорог и перекрытия мостов возникают тут и там регулярно, например, в прошлом году много сложностей было под Самарой. Планируя маршрут, оставляйте каждый день запас 2-3 часа на подобные сюрпризы.

Вполне традиционны пробки близ крупных городов, например, Волгограда, где большой трафик, отсутствие полноценной объездной и разбитые дороги снижают скорость.

Но еще больше пробок в Краснодарском крае, и к этому нужно быть готовым. Тем, кто едет в Крым, нужно иметь в виду возможные «хвосты» на железнодорожном переезде в Тимошевске и, конечно, на подступах к Керченскому проливу.

Некоторые путешественники советуют проезжать крупные города в ночное время — сэкономите несколько часов. Однако ночная езда — занятие на любителя, поэтому учитывайте свои предпочтения.

Расчет маршрута

От Челябинска до Самары 860 км, которые без особого напряжения можно проехать за один день. Поэтому, разумно запланировать остановку в радиусе 100 км от Самары.

Следующий перегон, если ехать вдоль Волги, будет до окрестностей Волгограда, а при желании можно остановиться на день для осмотра города-героя. Расстояние от Самары до Волгограда — порядка 800 км.

Если брать курс на М-4, ночевка будет в районе Воронежа — расстояние составляет 950 км, но за счет меньшей загруженности дорог устанете вряд ли больше.

Наконец, от Волгограда или Воронежа  —  прямой путь до самого моря. Финальный перегон составит около 1000 км. Разумно сместить точки остановок, чтобы оставить на последний день несколько меньший отрезок ввиду возможных пробок.

Некоторые едут со сменным водителем без остановок, но здесь уж решайте сами, выдерживает ли ваша семья такие марафоны. Плюсы круглосуточной езды — меньшее время в пути: некоторые доезжают за 30-40 часов против примерно 70 часов с ночевками. Но рисков и нервотрепки при этом больше.

Ночевки

 С чем нет сейчас проблем — с придорожным сервисом. Магазины, заправки и кемпинги встречаются регулярно, а в районе узловых точек маршрута как правило стоят люди, агитирующие заехать к ним в село или город для ночевки. Но имейте в виду, что после шести вечера большая часть кемпингов и съемного жилья может оказаться занята, причем проблема более актуальна уже в южной части маршрута.

Стоимость ночлега сильно зависит от условий, но ориентируйтесь на 1-3 тысячи рублей за номер (комнату). Сэкономить можно, снимая квартиру (800-1500 рублей в сутки), забронировать которую удобно прямо в дороге через популярные онлайн-сервисы за пару часов до прибытия. Вариант хорош и наличием кухни, что позволяет сэкономить на питании.

ГИБДД и камеры

 По пути встретите много и тех, и других, например, немало камер работают под Уфой, где дорога располагает к скоростным утехам. Подробная карта расположения камер видеофиксации есть в интернете.

Опрошенные нами путешественники разошлись во мнении относительно корыстности инспекторов южных регионов. Кто-то проехал весь путь без штрафов или с единичными и «дешевыми» нарушениями, кто-то жаловался на разводы, например, завышение скорости радарами (расчет — на месте).

Однако за последние годы ситуация улучшилась, и если не терять концентрации и не торопиться, шанс приехать без штрафов есть. В любом случае сотрудники ГИБДД проявляют наибольший интерес к самым нетерпеливым.

Расходы

Мы приведем лишь ориентировочные прикидки для семьи из четырех человек, путешествующих на автомобиле среднего класса.

Общее расстояние составит порядка 5000-5500 км в обе стороны, и при расходе топлива 7 л/100 км и цене топлива 35 рублей за литр получится 12-15 тысяч только на горючку.

К этому нужно добавить порядка 10 тысяч рублей на ночевки и питание в дороге.

Непредсказуемые расходы — ремонт колес, штрафы ГИБДД, прочие случайности. На них можно зарезервировать еще 3-5 тысяч рублей.

В период пиковых пробок в Краснодарском крае предлагается, например, такая услуга: за 300-500 рублей местный житель покажет вам объезд по сельским дорогам. Немало денег по пути могут выманить придорожные сувениры, мед, ягоды, грибы и прочие народные промыслы.

Экстренные ситуации

Многие дилеры предлагают карты помощи в дороге, причем иногда они идут в качестве бонуса — если у вас относительно новый автомобиль, узнайте о наличии подобных программ. Сервис позволяет, например, вызвать бесплатный эвакуировать для доставки автомобиля до ближайшего официального дилера.

Карты помощи предлагают и коммерческие организации, например, «Российское автомобильное товарищество», причем некоторые из них не откажут вам в помощи (правда, не бесплатной), даже если вы не имеет карты. Они подвезут запасное колесо и помогут устранить незначительную поломку, либо же организуют эвакуацию автомобиля в случае серьезной проблемы.

Перед поездкой обязательно узнайте телефоны вызова экстренных служб у своего оператора, но в любом случае можете пользоваться универсальным номером 112.

Делитесь опытом

Если вы ездили в юг, особенно в этом году — расскажите о своем маршруте в комментариях, а также о сложностях, с которыми столкнулись. Ваш опыт будет очень полезен тем, кто собирается в поездку.

20 Comments

  1. На море не ездил, ездил в казань и питер без маленьких детей. Выезжать из челябы лучше всего часов в шесть. Уже светло и на дорогах минимум авто. В этом случае первые 400 км легко проехать соблюдая пдд за 5 часов ,если ехать без остановок. При наличии опыта это несложно Дальше ,конечно, все будет не так быстро. При таком старте в первый день можно проехать 1000 км без особого напряга за 14-15 часов с учетом ремонта дорог и других задержек.

  2. Ездил в прошлом году, с ребенком 4 лет, до Азовского, потом еще в Севастополь. Вроде все нюансы в статье учтены.
    Хорошо помогает в пути навигатор. Навител последних версий пиликает при превышении скорости, если дорога хорошая и увлекся, а штрафов не хочется. И таки рация. Сейчас много ездят легковушек, не только дальнобойщики. Всегда и причину остановки можно спросить, если пробки там или ремонты, или даже попутчика найти (слышал, как 3 машины тупо договорились вместе ехать).
    Ехал без превышений. Штрафов — ни одного. ГИБДД остановили 2 раза. Один раз ехал без ближнего (покаялся, включил тут же, отпустили с пожеланием счастливого пути). И второй раз облава какая-то была, проверили документы.
    Кстати, насчет остановки в Волгограде, если кто не был, то действительно можно заехать, посмотреть, Родина-мать впечатляет. Тем более, что памятник — часть триптиха, состоящего еще из памятников в Магнитогорске и Берлине. Нам с Магнитогорском проще, останется только Берлин )).

    1. Насчет раций добавлю, особенно тем, кто частенько ездит — полезная штуковина

  3. Т.к. недели две назад совершил перегон Челябинск- Краснодар, считаю нужным поделиться тем что изменилось за год (в прошлом году июль-август поездка была).
    1. Выезжать из Челябы желательно утром: 4-5 утра. Т.к. дальнобойщики еще спят, на улице уже светло, то можно ехать с комфортом и с хорошей видимостью. Таким образом мы остановились ночевать на первую ночевку не в Ивантеевке а на объездной Саратова.
    2. При выборе развилки Самара-Пугачев или Самара-Жигулевск , выбирайте вторую. Качество дороги Самара-Пугачев-Энгельс- Саратов ухудшилось значительно за год. В прошлом году дорога была убитая (дальнобои отговаривали но я поехал) но стратегия «больше скорость меньше ям» оправдывала. То в этом году данная стратегия не реализуема. Ползут все: джипы, легковушки и некоторые бесстрашные фуры. Если на Самарском участке ремонт провели то Саратовская область в разрухе. Дорога очень убитая.
    3. По Волгограду. Всегда выбирал проезд через Волгоград, город глянуть, перекусить, ну и ехать короче через Сальск если на Краснодар-Сочи. Дорога после Волгограда терпима, ехать 100км/ч можно и нужно (плюс ночевка после Волгограда). через 100 км дорога резко улучшается, особенно это заметно как только проехать границу Ростовской области с Волгоградской. Дороги отличные. До Сальска куча кемпингов. После уже сложней. По-этому ночуйте до Сальска. А там уже и до юга рукой подать.
    Отдельно:
    Гибдд — проблем и остановок не было ни в том году ни в этом.
    Рация — в этом году была бесполезна. Патрули стоят только на запрещающих обгон знаках (а я под них не суюсь), про камеры на дорогах дальнобои молчат т.к. с платоном едут теперь как правило не превышая.
    Камеры — очень много в сравнении с прошлым годом — нужен радар-детектор.
    Вроде все, пишите вопросы, ответить постараюсь.

  4. Счастливые вы люди. Можете позволить себе потратить 6 полных дней отпуска на дорогу до места назначения и обратно. Непозволительная роскошь. Я как-то раз эту романтику ощутил, с тех пор вопрос поездки на море на машине для меня не стоит. Мне интересно другое, как там на югах в эти моменты обстановка в плане трафика? Я бы по своей старой доброй традиции въезд на автомобилях в курортные регионы запретил вообще или продавал на въезде какой-нить «transport pass» по цене билета на поезд (скоро ждите эту законодательную инициативу в госдуме…))), там от людей-то спрятаться негде, а если они еще и на машинах приедут, то вообще туши свет…напишите кто был пж-та, чувствовали ли вы:
    1. Неудобство от сложностей проезда связанные с превышением расчетной пропускной способностей магистралей всех типов;
    2. Неудобство от того, что создаете своей машиной неудобство для местных;
    3. Ощутимый негатив местных по поводу «понаехали тут на машинах».

    1. тут в инете недавно видео было про пробку в сочи длиной скоко то там хренову тучу км. так что неудобство от понаехавших есть конечно.
      но местные, по моим наблюдениям, готовы эти неудобства терпеть, ибо понимают, что их заработок чуть менее, чем полностью зависит от понаехавших. )))
      по поводу сбора с машин поддерживаю! с машин брать сбор, а тем, кто приехал на поезде, его выдавать. )))

      1. Если местные не совсем упоротые, то должны понимать, что понаехавшие на машинах создают им больше убытков чем прибыли. После превышения допустимой пропускной способности, средняя скорость проезда падает сильно нелинейно, скорее всего по экспоненте. Т.е. условно превышение максимальной пропускной способности трассы на 10% дает снижение средней скорости на 60%, превышение на 20% дает снижение на 180% и .т.д.(!!!нет пруфов!!!) В итоге целый ворох проблем. снижение проходимости, наполняемости, доступности. Кароче нужно субсидирование билетов на самолет и поезд, как в Крыму в прошлом году и въездная плата для приезжих авто, размером убивающим экономическую выгоду от автомобильной поездки. Т.е. субсидировать нужно именно за счет автомобилистов, а не наоборот как сейчас.

    2. Соглашусь с Сиплым. Поездки на авто семьей на 5000 км — по большом счету, дичь. Ну то есть я знаю, что есть любители, и никто не против, если 5% будут выбирать для себя именно поездку на авто, в том числе с экскурсионной целью. Цивилизованные и безопасные способы — самолет/поезд.
      Проблема разве что в том, что региональные ж/д-авиа перевозки у нас такая же дичь, как и автомобильные, поэтому реалии таковы, как они есть. Кто-то и рад на самолете, но рейсов мало, цены адовые, аэропорты плохие. На поездах давно не ездил, но, скорее всего, там тоже есть куда расти.
      Так что автомобиль выбирают не назло кому-то, а от отсутствия альтернатив. Но сам на море на машине поеду… ну только если по работе в автопробег какой-нибудь. Для меня это не отдых.

      1. Я говорю даже не о дикости такого отдыха (хотя он именно «диким» и называется)…хочет человек дикости — ради бога. Но зачем же выставлять свою дикость на всеобщее обозрение и создавать ею неудобства людям, это уже невоспитанность. Это вопрос общего культурного уровня. Я чувствую себя не комфортно, если вижу, что создаю неудобство посторонним людям. Если я, например, стою в проходе ради своего удовольствия и мешаю пройти людям, которым этот проход нужен по важным вопросам. С машинами на юге — тоже самое. Там есть аборигены, у которых есть свои дела, для решения которых нужна транспортная доступность, но тут появляется толпа людей желающих «отдохнуть с комфортом» и «иметь свободу передвижения», которая блокирует все их жизненные интересы. Это такая незатейливая простота, которая хуже воровства…и люди с лозунгом «имею право» плюют на интересы окружающих, в гости к которым они приехали.

      2. Наверное, там люди по-разному относятся: одни на этом зарабатывают и неплохо, другие, возможно, ненавидят приезжих. Но, сдается мне, те, кто не любит толкотни и суеты не живут в курортных краях. Места на любителя.

      3. Какая разница любят люди неудобство или не любят? Нормальный человек старается не создавать неудобства другим безотносительного того любят они его или нет. Даже те, кто зарабатывают там, могли бы зарабатывать больше, при наличии маломальских признаков цивилизации, пока же творится такой беспредел нормальные люди будут объезжать эти места стороной. https://www.gazeta.ru/auto/news/2017/07/04/n_10261130.shtml

        >>По словам автомобилиста, это отпугивает туристов и делает проживание на курорте невыносимым.<<

        Лучше и не скажешь!

  5. Общее замечание по статье: необходимо добавлять скрины с карты при описании участков маршрута. Иначе крайне неинформативна статья из одного текста для тех кто ни разу по тем маршрутам не ездил. Ну и в целом без карт маршрутов воспринимается всегда тяжело — постоянный был хайп на 74ке про перекрытие улиц когда писали. Сейчас стали карты добавлять — сразу стало намного лучше.

    1. Кэп) Уже готова инфографика. Сюда закинул для тех, кто ездил и знает края. Версия для новайсов на 74-ке выйдет))

      1. Не, ну так-то правильная мысля) Просто я думал, что это очевидно.

  6. Добавлю свои пять копеек. Как раз нахожусь на море. Как обычно на машине. Выехали 7 го в 3 утра и до Уфы доехали быстро по пустой трассе, уже было вполне светло.
    Самара-Пугачев это что-то с чем то. Моя нога (колесо) никогда больше не ступит на этот участок. Убита в хлам, гибельна для подвески и много камер и ограничений. Обычно езжу через Тольятти. Там дороги на несколько порядков лучше. И нет такой загруженности. Узкое место только Жигулевск. Но в этом году по причине получения инфы о закрытии плотины в Тольятти на ремонт решили поехать через Пугачев. Больше там не поеду. Еще и очень большая пробка через мост у Саратова.
    От Саратова ехали в сторону Воронежа до Борисоглебска. Дорога отремонтирована и очень хорошо. Загружена по минимуму. Очень понравилось.
    От Борисоглебска поехал до Михайловки . Там нас ждал ремонт дороги почти на всем пути но двигались достаточно быстро. В след году будет приятно ехать. От Михайловки на Серафимовичи и Суровикино. Дорога на 4- От былой славы когда можно было ехать 150 и не париться почти ничего не осталось. Но 110 вполне можно держать. Плюс в том что нет трафика. Интересно было встретить там 74 регион, тоже на юга двигались. Суровиконо-Морозовск сплошной ремонт дороги и медленное движение.
    На Морозовске свернули на Цимлянск, перед ним на Константиновск. Заночевали в Семикаракорске в отличной гостинице. Плюс этого маршрута в том, что нет почти никакой движухи при хорошей дороге. А также то, что выезжаешь уже к Батайску, минуя муторный съезд около Ростова на Батайск, где всегда просто адские пробки.
    Рация несколько раз пригождалась. Особенно когда оперативно получил инфу и свернул с трассы и объехал большую пробку около Октябрьска что где то после Уфы.

    1. Спасибо! В общем подтверждает тезисы остальных авторов, сначала думал рекомендовать через Пугачев, но ты уже третий или четвертый, кто советует через Тольятти ехать, в тексте так и будет.

Добавить комментарий