Нейросети и фотография

Я никогда не был против цифровых фотоаппаратов и мощных фоторедакторов, которые позволяют нам, ленивым и безруким, снимать в более-менее приличном качестве. Но очень скоро фотографировать смогут не только безрукие, но безголовые и слепые (фигурально).

Нейронные сети распознают объекты и хорошо обучаются. Это позволяет им отчасти имитировать наш мозг и редактировать изображения весьма необычными способами.

Для примера — популярная нейросеть Ostagram. Она ищет среднее арифметическое двух изображений, что иногда дает любопытные результаты.

Это слайд-шоу требует JavaScript.

Так появляются колоссальные возможности по стилизации изображений. На полях замечу, что пользоваться нейросетями тоже нужно уметь, и помимо массы настроек важно понимать, что наибольший эффект достигается, если изображения определенным образом гармонируют друг с другом.

Deep Photo Style Transfer

Но если Ostagram, как и Prism и еще с десяток подобных программ пока ориентированы больше на развлечение, то Adobe начала разработку приложения с рабочим названием Deep Photo Style Transfer (глубокий перенос фотостиля). Его задачи прагматичны: от одного изображения взять фактуру, от другого — стиль. Это позволяет, например, превратить дневной снимок в ночной, весенний — в осенний, а убогий — в фотографию с налетом художественности.

Deep Photo Style Transfer

Набирает популярность и технология быстрого расцвечивания черно-белых изображений (а я-то думал, старые фильмы раскрашивают взятые в рабство художники). Для примера, вот так восстанавливает цвет очень простое приложение Артемия Лебедева.

Вверху — исходный снимок, снизу — обесцвеченный и восстановленный. Сделано не безгрешно, но как минимум нейросеть почти отгадала сложный цвет «пыжа»

Как и в случае с переносом стиля, для полноценного восстановления цветов нужно уметь работать с настройками, но при некоторой сноровке результат может быть и вот таким.

Полагаю, в ближайшие лет десять процесс фотографирования радикально изменится. Скажем, не столь принципиально поймать свет или передать реалистичные оттенки, когда снимок можно обработать нейросетью и получить вечернюю теплоту или свинцовую пасмурность вне зависимости от исходника.

Появятся готовые пресеты, которые позволят заурядный снимок при жестком дневном свете сделать загадочным и атмосферным. Авторство фото будет раздроблено между человеком, который жал на кнопку, и человеком, который создал стиль. Убирать прыщи с лица и ненужные блики можно будет за пару кликов. Хотите поймать июньский рассвет? Встаньте в полдень, остальное сделает техника.

И наверное, среднестатистические фото станут куда более выразительными, чем сейчас. Другое дело, что любое упрощение процесса — оно и есть упрощение. Всех уже заколебала Prisma, но на подходе с десяток новых приложений, которые тоже заколебут. Все, что дается просто, не ценится.

Для истинного творчества все это не помеха, ибо его суть как раз состоит в том, чтобы с помощью доступных всем средств сделать нечто, никому не доступное. Применение любых фильтров потребует творческого замысла и чувства меры, поэтому одаренные художники все равно будут выделяться среди фото-ботов.

Поймать и прочувствовать момент пока способен лишь человек. Надолго ли?

2 комментария

  1. Весь инет забит фотками, глядя на которые начинаешь фейспалмить: «оооо, человек открыл для себя экшны в Фотошопе» или «ооооо, мы научились применять фильтры!» Зачастую как раз желание побаловаться стилями и экшнами приводит к расхудожествлению фотографии. Снимок бодрого кактуса в горшке на фоне бабушкиного тюля, а за нииииим… постапокалиптичное небо, инфернальные облака, кровавые рассветы. Да тьфу! Или так любимая всеми сепия суется в каждую дыру. Фото ребенка, играющего в «Жирафика» на айфоне — и обязательно в ретро-стиле, в сепии или мадженте. Ну как же! Это типа история. Ляля еще ходить толком не научилась, а у нее уже все фотки выцветшие и пожелтевшие.
    Не знаю, как на мой взгляд, упрощение процесса обработки фотки не ведет к увеличению художественной ценности снимка. За исключением программы, убирающей «красные глаза». Но тут речь скорее не о стиле, а о технической погрешности, связанной с биологическими особенностями человеческого органа. И да, любая фотка без «красных глаз» смотрится лучше, чем с ними. Ну, за редким исключением, когда сами эти глаза придают некий шарм и создают атмосферу снимка.

    • Артем Краснов

      😀 Смешно написала. Но я думаю, художника технология не испортит, он просто будет применять ее художественно. Сегодня, к.м.к., ни один фотохудожник не выкладывает «сырцы» своих кадров, ну может быть, какие-то репортажные снимки, где низкое качество подчеркивает драгоценность момента. А так грамотная обработка — это такой же творческий процесс, как, собственно, фотографирование.

Добавить комментарий