Формула Нефтегаз

Несерьезные на первый взгляд болиды «Формулы Студент» весьма «наукоемки». Соревнования позволяют отточить не только инженерные навыки, но также организационные и PR-скиллы. В какой дисциплине преуспела тюменская команда — в статье ниже

Этот текст моего коллеги и товарища Максима Вершинина об участии тюменской команды «Формула Нефтегаз»  в соревнованиях Formula Student  заинтересовал меня в первую очередь тем, что хорошо отражает наш подход во многих областях. Formuls Student – достаточно престижные международные инженерно-спортивные соревнования студентов вузов на болидах собственного изготовления. Студентами приходится защищать свой проект перед комиссией (теоретическая часть) и участвовать в гонках, а представители наиболее успешных команд получают интересные предложения от крупных автопроизводителей и команд, участвующих в автоспорте.

Автор: Максим Вершинин (оригинал текста).

Формуле Нефтегаз

В чём «Формула Нефтегаз» не имеет равных, так это в пиаре. Команда быстренько заручилась информподдержкой ключевых СМИ города и региона и поэтому о каждом чихе мгновенном пишут в Интернете и снимают сюжеты для телевидения. Вот и складывается у аудитории впечатление, что всё круто, и команда развивается и делает следующие шаги вперёд. Но я лично в этом не уверен. И вот почему.

Возьму за основу текст на сайте tmn и постараюсь аргументированно его разобрать в тех аспектах, на которые тюменские СМИ внимания не обращают и пишут то, что им присылают в пресс-релизах.

«В 2013 году Formula Neftegaz успешно выступила на соревновании Formula Student Italy 2013, заняв 42-е место из 75 возможных. Работа инженеров и маркетологов команды получила высокие оценки специалистов таких компаний, как Lamborgini, Fiat и Dallara Automobili».

В принципе, всё верно, кроме того, что 42-е место ни из каких ни 75 возможных. В официальных протоколах тюменская команда 42-я, а за ними ещё только один университет. Возможно, чтобы не позориться, «Формула Нефтегаз» посчитала ещё 24 участника в классе электромобилей, но я вынужден буду разочаровать команду — это отдельный зачёт. Так что никакие они не 42-е и 75 возможных, а 42-е из 43-х учтённых в протоколе. Ну и набрать хоть какие-то очки студенты ТюмГНГУ смогли лишь в двух дисциплинах — презентации бизнес-плана и дизайн-презентации (протоколы — ниже). Насчёт высокой оценки специалистов тоже есть определённые сомнения…

 

Результаты этапа «Формулы Студент» в Италии, 2013-й

«В 2014 году команда участвовала в этапах, проводимых в Италии, Венгрии, Москве и Тюмени, и выступила в качестве организатора соревнования Formula Tyumen 2014 – российского этапа международных студенческих инженерных соревнований Formula Student».

Начну с последнего. Formula Tyumen никогда не была, не является и вряд ли будет российским этапом «Формулы Студент». По крайней мере официально. В фантазиях «Формулы Нефтегаз» их покатушки на парковке центра дзюдо могут быть и Гран-при Тюмени Формулы-1, только с реальным положением дел их мечты не имеют ничего общего. Далее. Из перечисленных этапов в Италии, Венгрии, Москве и Тюмени к «Формуле Студент» имеют отношение разве что три первых. И — сейчас ТюмГНГУ должно быть больно! — именно этап в Москве в 2014 году стал первым российским этапом «Формулы Студент», как бы вы, ТюмГНГУ, ни пытались утверждать обратное. И вновь «Формула Нефтегаз» последняя — 10-е место по сумме баллов за те же устные дисциплины. В заездах команда не участвовала.

Результаты этапа «Формулы Студент» в Москве, 2014-й

«Альберт Мальшаков рассказал о летней поездке в Европу, которая стала возможной благодаря поддержке партнёров и выигранному гранту ТюмГНГУ на сумму 600 тысяч рублей. Свою разработку ребята смогли представить на трёх этапах — в Москве, Венгрии и Италии. Альберт поделился достигнутыми результатами в совершенствовании гоночного болида: 85% запчастей было изготовлено самостоятельно (15% шло по закупкам), максимальная скорость автомобиля составила 270 км/ч. Технический отдел поработал и над облегчением веса болида, и в этом году он составил 250 кг (против 320 кг в 2013 году)», — пишет нам официальный сайт вуза.

Мы уже знаем, что из указанных этапов команда точно была в Москве. В Венгрии коллектив не был представлен (либо же среди 38 участников он значился под каким-то другим именем и представлял другой вуз другой страны), а в Италии «Формула Нефтегаз» стала 44-й и последней в классе машин с ДВС — вновь очки были набраны за презентацию бизнес-плана и дизайн-презентацию, а также аж два очка из 300 возможных за участие в гонке на выносливость. И неужто 600 000 грантовых рублей были потрачены на выезд в Москву? На Италию этого явно не хватило, учитывая размах команды, которая вывозит с собой десятки человек, львиная доля которых вообще не нужна.

Результаты этапа «Формулы Студент» в Италии, 2014-й

Слова о том, что максимальная скорость составила 270 км/ч не выдерживают никакой критики. Во-первых, потому что даже спортбайк Honda CBR 600 RR поколения 2005-2006 года (специально не беру самую актуальную версию, да и не знаю точно, от какого поколения мотоцикла используется мотор) при своей снаряжённой массе 195 кг и мощности мотора 106 л.с. может разогнаться только до 251 км/ч. Сильно сомневаюсь, что весящий на 55 кг больше болид с полностью отсутствующими аэродинамическими элементами будет быстрее. Во-вторых, формульный болид на этой скорости тупо взлетит без антикрыльев и тогда команде придётся искать нового пилота.

В общем, красивые слова, рассчитанные на обывателей. Потому что в динамических испытаниях «Формулы Студент» болиды практически никогда не едут быстрее 60 миль в час (97 км/ч) по той же самой причине — большая скорость требует аэродинамического оперения, а его можно создать только после испытаний в аэродинамической трубе или, по крайней мере, с помощью вычислительной гидродинамики. Ни того, ни другого у «Формулы Нефтегаз» нет. Как и совести.

 

Honda CBR 600 RR

В конце 2014 года ректор ТюмГНГУ Владимир Новосёлов в интервью «Тюменским известиям» сообщил о «Формуле Нефтегаз» следующее: «Не я инициатор проекта, а студенты инициативные. Добились неплохих результатов: наша команда (на сегодняшний день единственная из российских) со второго захода вошла в десятку лучших команд «Формулы Стьюдент». Это благодаря тем ребятам, которые в этом проекте. Техническое творчество нужно развивать».

При всём уважении, о какой десятке лучших вы говорите? По чьей версии? По какому критерию? Из тех результатов, что я вижу, «Формула Нефтегаз» входит в десятку первых, но с конца протоколов, где бы она ни выступала. И вот с единственной из российских тоже непонятно — ну ТюмГНГУ далеко не первый отечественный вуз, участвующий в FSAE, и, естественно, ни разу не самый успешный.

В 2015 году команда ТюмГНГУ собиралась выступить в Германии, Великобритании, Италии, Венгрии и Тюмени. «Стартовали» в итоге только в своём родном городе. Отдельного упоминания заслуживает выезд в Китай. Современная и прогрессивная молодёжь из которой, как мне хочется верить, состоит команда «Формулы Нефтегаз» не сообразила погуглить правила ввоза автомобилей на территорию Китая, а решила нахрапом взять Поднебесную. Конец немного предсказуем — болид завернули на границе, а сама команда при 67 участниках этапа в Китае заняла там 66-е место. При этом итоги поездки в ТюмГНГУ охарактеризовали так: «Наша команда смогла защитить проект болида и, по итогам соревнований, мы вошли в 30-ку лучших». Какая 30-ка лучших, если вы 66-е? Может вошли в топ-30 команд-дебютантов? Не знаю, всего 10 команд впервые участие в серии принимали. Не бьётся, в общем…

Результаты этапа «Формулы Студент» в Китае, 2015-й

Прошлый год «Формула Нефтегаз», переименованная к тому времени в Neftegaz Engineering, провела без особых поводов для претензий, просто потому что на международном уровне не позорилась, а внутритюменские их выступления мне особо неинтересны. Зато в 2017-м команда вышла на новый уровень!

Представители ТюмГНГУ отправились на этап «Формулы Студент» в Германию. Перед поездкой капитан команды Руслан Нубаев заявил следующее: «Проект ТИУ сейчас находится в стадии прорыва, с ним команда вышла на международные соревнования, которые этим летом пройдут в Германии, из тысячи команд в него попали всего семьдесят, и мы в это число вошли. Мы стараемся совершенствовать наш болид. В этом году нам стало комфортнее над ним работать, нам выделили инженерную аудиторию и лабораторию, где мы собираем болид. А также у нас есть пиар-отдел, который занимается продвижением проекта. Желание побеждать есть, а значит, все получится».

Ну 70 команд не набралось, а всего 65, что, в принципе, особо роли не сыграло. Neftegaz Engineering стала аж 63-й! Традиционно для команды прошла она только устные дисциплины. Машина не успела на динамические испытания, потому что судьи на техкомиссии выявили такие недостатки, от которых волосы встают дыбом по всему телу. Я перечислю только самые основные (с полным списком фэйлов и в целом прекрасным итоговым отчётом можете ознакомиться сами на сайте университета). Итак, у тюменского болида:

  • негерметичный топливный бак,
  • текут все тормоза,
  • нет огнезащиты бака,
  • в топливной магистрали используются пластиковые и резиновые трубки,
  • во время движения отпало колесо,
  • неустойчиво работает двигатель,
  • превышен уровень шума на холостых оборотах,
  • утечка масла.

И много чего ещё. В принципе, части из перечисленного хватило, чтобы судьи нахрен дисквалифицировали команду и не допустили её к динамическим испытаниям.

 

Судя по фото с трассы, у команды проблемы не только с машиной, но и с её пилотом…

То есть студенты технического вуза, который позиционируется как опорный, не первый год участвуют в соревнованиях и не могут сделать машину с не протекающим топливным баком, с работающими тормозами? Специалисты не в курсе, из чего нужно делать топливную магистраль, как крепить колёса и прочее прочее? Да, особо радует меня результат взвешивания — 252,2 кг. В мае на выставке «Тюмень — наш дом» кто-то из команды убеждал меня, что их болид такой дорогой, потому что в нём широко используется карбон. Вопросов, нет — это дорогой, но прочный и лёгкий материал. Но, боже мой, кто-нибудь в состоянии мне объяснить, почему у ТюмГНГУ болид 2017 года с элементами из карбона весит на 2 кг больше, чем машина 2014 года?!

К сожалению, финансовая сторона вопроса для меня остаётся загадкой. Я лишь знаю, что бюджет одной поездки за границу (в который не входят затраты на создание машины и т.п., а именно средства на выезд) равен всему бюджету команды Милана, которая в 2017 году в Германии заняла седьмое место.

 

Результаты этапа «Формулы Студент» в Германии, 2017-й

Я не собираюсь лезть в чужой карман и считать чьи-то деньги, я просто пытаюсь понять одно. По идее, Neftegaz Engineering должна представлять и свой университет, и город, и регион, а это определённая ответственность. Вместо этого команда год за годом позорится и позорит спонсоров, которые платят деньги и их логотипы находятся на машине. Мне интересно, кто-нибудь когда-нибудь задастся вопросом, доколе будут продолжаться такие бессмысленные выезды, по итогам которых ответ всегда один — «мы набрались опыта»? Я в первый год участия в «Формуле Студент» от команды не требую ничего, но когда вы несколько лет строите машины и до сих пор не можете сделать так, чтобы они прошли техкомиссию, значит, либо специалисты вы так себе, либо в принципе это не ваше.

«Команды Neftegaz Engineering займутся построением болидов с двигателем внутреннего сгорания (FN Combustion) и электродвигателем (FN Electric), проектированием и созданием прототипов внедорожника (FN Baja), электромотоцикла (FN Smart moto) и картингов (FN Karting)», — было заявлено в конце 2015 года. И это даже не смешно. В ТюмГНГУ столько лет мучают банальный болид с уже готовым двигателем и до сих пор не могут получить «добро» на динамические заезды, а тут уже электромобили планируют делать — не смешите.

В сухом остатке, на мой взгляд, вся программа участия ТюмГНГУ в «Формуле Студент» — способ пустить в пыль глаза. Команда публично заявляет о результатах, которые не соответствуют действительно, руководитель вуза говорит о какой-то «десятке лучших», которой и близко не пахнет, а болид, который якобы год от года эволюционирует и улучшается, как по мне, отличается только цветами расклейки. Мне непонятно одно — доколе можно ездить по миру, тратить деньги, чтобы наступать на те грабли, выявить которые можно было бы и сидя дома? Ну и, конечно, репутацию тюменских инженеров подрывать тоже хватит может уже? Для реального студенческого проекта — всё это слишком нелепо выглядит, для оприходывания денег — ну слишком уж броско. Но при этом команда продолжает куда-то ездить и лить в уши своим руководителям и всей Тюмени такую ерунду, которая на раз-два гуглится и опровергается. Что это? Зачем это?

Вероятно, в своей работе Neftegaz Engineering руководствуется всем известной цитатой: «Обязательно бахнем! И не раз! Весь мир в труху!… Но потом»©. Когда случится это «потом» и доживёт ли до него кто-нибудь из современников проекта — неизвестно…

UPD: По имеющимся у меня данным из заслуживающих доверия источников, одна поездка в Германию в этом году обошлась Formula Engineering не менее чем в 3 000 000 рублей.

Добавить комментарий