Спор с инспектором

Периодически в редакцию обращаются водители с претензиями к сотрудникам ГИБДД. На видео — одна из таких ситуаций. Я попрошу, чтобы ее проанализировали юристы, а пока несколько мыслей вслух без буквоедства.

Если лень смотреть все видео, кратко резюмирую: водителя остановили на дороге, нарушения с его стороны не было, он сразу затребовал назвать причину остановки. Инспектор в свою очередь пожелал провести досмотр автомобиля, водитель опять не согласился и начал спрашивать о причинах. Инспектор демонстрировал протокол с указанием причины, водитель упирался, но в конце концов в присутствии двух понятых досмотр был произведен. Машину выгребли основательно, вещи разложили возле обочины, обнаружили пистолет, который, по словам водителя, является пневматикой. Пистолет опечатали, изъяли, после экспертизы вернули. В ходе общения сотрудники вели себя корректно, но время отняли порядочно. Чисто интуитивно, на чьей вы стороне?

Мое ИМХО такое. Я не очень понимаю водителей, которые начинают сходу зачитывать банальные мантры, вроде «назовите причину остановки». Вполне нормально попросить у инспектора документы, чтобы убедиться, инспектор ли он. Опять же, сделать это желательно без вызова в голосе, словно ты какой-то генерал.

Что до причины, то если она серьезная, ты об этом узнаешь очень скоро, если нет — то какая разница. Остановили, чтобы проверить документы и состояние водителя — нормальная практика. Предъявил, улыбнулся, поехал дальше. А как еще отсеивать алкоботов и прочих нарушителей?

Зарекаться не буду, но почему-то для адекватной части водителей такая схема работает без сбоев. Возле аэропорта частенько требуют открыть багажник, и у меня не возникает внутреннего желания провести процедуру проктологическими методами с понятыми и через одно место. Открыл, показал пустые бутылки из-под «Люкс-Воды» и поехал дальше. Боитесь, что подбросят наркотики? Да полно, их и при понятых подбросят, а с понятыми отмазаться сложнее.

Но также есть от видео ощущение, что инспектор решил обслужить строптивого водителя по системе all-inclusive от нечего делать. Понятно, что иногда в машинах ездят и террористы. Понятно, что они тоже будут выкручиваться до потери пульса. Однако каких-то явных причин подозревать именно этого водителя не было — само расслабленное поведение инспектора говорит об этом. С такой подозрительностью нужно потрошить каждого встречного-поперечного, но тогда потрошителей не хватит.

Да дело даже не в этом. Скорее, в действиях инспектора не хватает однозначности. Если на секунду представить на месте водителя бородатого Карабаса с калашниковым на заднем сиденье, долгие дискуссии в манере «ой, откройте, ой, не открою» плохо кончатся. Тут уж одно из двух: нет полномочий — значит, их нет. Счастливого пути. Есть полномочия — пользуйся ими. Если подозрительный водитель пускается в дискуссии — применяй силу. Да, возможно придется обосновывать ее применение перед начальством или в суде, но власть без силы — это не власть.

Инертность инспектора во многом объясняется сложившейся в России практикой полумер. Законодательство и начальство дает сотрудникам ДПС не так много безусловной власти — свежи еще воспоминания о беспредельных временах, когда инспектор мог на дороге все. Поэтому современный дпсник слишком часто сталкивается с неоднозначными ситуациями, когда выполнение им своих функций сопряжено для него с риском стать крайним. И тогда инспектор начинает тягомотные игры с водителем, стараясь добиться своего без применения явной силы. Стоит ли эту практику отменять?

Понятно, что ей можно злоупотребить, но против злоупотреблений должны работать специально обученные люди и общество в целом. В остальном для конфликтных ситуаций у инспектора должны быть предельно четкие инструкции. Водитель пускается в разговоры в ответ на просьбу предъявить документы? Включил камеру, задержал его до выяснения обстоятельств, в случае опасного сопротивления применил спецредства вплоть до оружия. И никаких уговоров — уговоры, как способ коммуникации инспектора и водителя, должен быть предан анафеме. Когда о подобной практике будет знать большинство водителей, желающих включить юриста поубавится. Все это не отменяет права оспорить действия инспектора пост-фактум, но любой водитель должен отдавать себе отчет, в каких ситуациях спор оправдан, а в каких является лишь мелкой пакостью, которая не стоит ни сил, ни времени. Ну, право, что за подвиг такой — нахамить кондуктору, подразнить инспектора?

Но пока этого нет, я то и дело получаю ролики, подобные этому. И, глядя их, все вспоминаю тот анекдот. Полиция разогнала шествие мазохистов. Удовольствие получили обе стороны.

13 Comments

  1. С 1 минуты 19 секунд снято, как остановили другого. Безропотно показал доки. А на 1.55 или чуть позже ролик прервался. А я так хотел засечь время, за сколько отпустили второго водителя. Эксперимент был бы показателен…
    Но вот когда дальше по карманам стали лазать, тут у меня сомнение появилось. Уж достать оттуда гораздо легче, чем из багажника. Вот этот момент у юристов надо выяснить.

    1. Да, как и в случае с любой эскалацией конфликта трудно понять, кто больше виноват — кто первый полез на рожон или кто начала перегибать. В принципе, если предположить что инспектор действовал в рамках спецоперации (коих у них проходит бесконечное множество), он имел право и остановить машину, и досмотреть. Понятных пригласил, вел себя в целом корректно. Но вообще есть впечатление, что обе стороны все исполнили так, чтобы досадить друг другу максимально.

      1. Знаешь, есть анекдот. Останавливают полицейские водителя. Он начинает: причина остановки? Ему хрясб дубинкой по башке. Подходят к пассажиру, хрясь и ему. Он кричит: За что? Чтобы не сказал потом, попробовал бы так со мной сделать… Парень же сразу начал права качать. Ему и создали максимум неприятностей… Хорошо, что хоть без подлостей.

  2. Печальное видео…как характеристика нашего времени…агрессивное невежество водителя, и тотальная некомпетентность сотрудников…я всё ждал, что хоть кто-то из этого ролика выдаст хоть одну искру разума, но нет…яма обоюдного идиотизма только углублялась, хорошо хоть сотрудники связаны должностными инструкциями, которые не позволяют им пробить дно еще глубже, хотя по поведению понятно, что они в принципе на это готовы…никакого намека ни на гражданскую сознательность, ни на обоюдное благоприятствование…это не для нас…только тупая бычка, с обеих сторон, во истину бессмысленная и беспощадная…по видосу совершенно очевидно, что среди сотрудников никто не проводит ни психологическую, ни правовую, ни ситуативную подготовку….элементарный вопрос: «На каком основании?» вводит их в ступор, хотя ответ прост как 2х2…надо просто предъявить нужный пункт закона о полиции, при необходимости всю цепочку: Фед.закон — подзаконный акт — внутренний регламент! ВСЁ! И нет никаких тупых вопросов…нужные пункты, по идее, должны быть выучены наизусть…в патрульной машине, должны быть офиц. изданные экземпляры…в итоге совершенно законные действия они проводят без требуемого объяснения со ссылками на пункты норм…
    Поведение водилы даже обсуждать не хочу…у нас сейчас такой стиль считается основным…и это печально.

    1. Полностью согласен с каждым словом! Хочу добавить только то, что поведение водителя может быть любым, теоретически, а вот поведение сотрудников должно быть всегда максимально компетентным(с учетом поведения водителя, конечно), законным и самое главное вызывать уважение что ли…

      1. Это, пожелание в пользу бедных…желать максимальной компетентности сотрудников конечно хорошо, но как-то инфантильно, чтоли, мы не в Валиноре живем…это срез общества…они такие какими мы сами им позволили быть…вопрос только в том в какую сторону всё движется….к дальнейшей деградации или всё же в сторону повышения культурного уровня.

    2. Также поддержу Сиплого, согласен.
      Кстати, иногда мысленно ставлю себя на место сотрудников, которые каждый день сталкиваются с подобными ситуациями. Ей богу, даже не имея юридического образования (которое они вроде как имеют), я бы уделил четыре воскресенья, чтобы разметить закон о полиции, ПДД и прочие нормативы маркером и потом зачитывать выдержки особо строптивым. Заодно и ликбез будет.
      Давненько еще попался, зацепив сплошную. Сажусь в машину, сотрудник выкладывает передо мной ПДД, там отмечен нарушенный пункт, перелистывает, показывает тип разметки, включает видеозапись и спрашивает, если ли еще вопросы? Вопросов нет.

      1. Подготовленные сотрудники встречаются редко. Не знаю почему. Неужели руководство не понимает, что именно такая вот некомпетентность и приводит в итоге к тому, что народ воспринимает совершенно законные действия как произвол….даже сами сотрудники видимо не всегда уверены имеют ли они право на то или на это…их неуверенность сразу же бросается в глаза агрессивным невеждам и в итоге имеем вот такие видосы. Видимо любой мало-мальски вменяемый сотрудник сразу же идет выше по карьере, т.к. со вменяемостью не всё гладко и в руководстве, судя по наблюдаемому бардаку, когда не проведена даже первичная элементарная работа с личным составом…вторая возможная причина этой ситуации мне нравится намного меньше — такие кадры подбирают и воспитывают специально, чтобы эффективнее ими управлять не имея необходимых навыков. Такая вот намеренная отрицательная селекция…где же истина?

      2. Я сторонний наблюдатель ГИБДД, но в целом у меня складывается впечатление, что структура проходит нормальные фазы развития, из полного хаоса к какому-то подобию порядка. От быдла к биороботам, а дальше, возможно, к шерифам 99 левела. Нынешняя фаза промежуточная, но в целом уровень сотрудников за последние лет 15 возрос. В какой-то момент главной задачей было убрать с дорог инспекторов-беспредельщиков, которые в принципе плюют на законы. Так появилось поколение нынешних инспекторов с образованием, офицеров. Но им мешает неоднозначность ряда законов, скажем, в отношении применения силы, оружия и так далее. Как один инспектор мне сказал: «Применить оружие? Только если будут убивать меня».
        Когда сформировался костяк профессионалов, можно потихоньку отпускать вожжи, доверять их личной инициативе. А пока их, к.м.к., намеренно ограничивают рамками, чтобы не наломали дров.
        Кстати, помешать этому поступательному развитию ГИБДД может их будущее слияние с ППС. .

      3. Ты слишком образно рассуждаешь…я же говорю про конкретные должностные инструкции и их исполнение…с этим справится любой сотрудник…если это требовать….но никто видимо не требует, поэтому нет и результата.

  3. Ну, а правда? Собирайте их (офицеров) в комнате. И вместо политинформации делайте разбор роликов из Ютуба. Что нужно ответить вот на такой вопрос, как надо обломить вот по этому поводу. В сети есть ролик, где чел вверх-ногами перевернул номерные знаки. А полицейский не смог ему объяснить почему это неправильно

    1. Ну да. Просто это времени требует, за день-два всех не научить. Их сейчас мало, на дорогах часто работать некому, плюс есть и другие тренировки (стрельбы, физподготовка). Кстати, тоже немало времени требует, мы часто коммент не можем получить у сотрудников пресс-службы (!), потому что они круги по стадиону нарезают.

  4. Есть закон и любой инпектор генерал должен и обязон выполнять, а закон и вашим и нашим, он обязан предоставить документ маршрутный лист где он должен потрулировать и удостовирение.

Добавить комментарий для Артем КрасновОтменить ответ