Битва за промилле

Законотворческие качели — это такой способ имитации деятельности, когда внедрение и отмена норм создает иллюзию прогресса в каждый отдельный момент времени. В России действие качелей можно проиллюстрировать полемикой о предельном содержании алкоголя для водителей.

Правительственная комиссия предложила снова вернуть в КоАП ограничение содержание алкоголя в крови, те пресловутые 0,3 промилле, которые давненько у всех на устах. Вы спросите, а разве их там не было? О, это целая история.

В СССР с 1988 года действовали ограничения на алкоголь в крови на уровне сначала 0,2 промилле, потом 0,5 промилле, которые в 2008 году превратились в те самые 0,3 промилле, которые помнят и знают большинство водителей.

Тут я сделаю пару ремарок. Во-первых, термин промилле не вполне корректен, потому что промилле — это 0,1%, то есть величина безразмерная, а уровень алкоголя измеряют в г/л. Но почему-то в прессе и общественном сознании прочно закрепилось, что 1 г/л — это и есть промилле. Ну пусть.

Во-вторых, те самые 0,3 г/л определяли предельное содержание алкоголя в крови, что, строго говоря, непрактично. Сотрудники ГИБДД и медики при освидетельствовании пользуются «воздушными» алкотестерами, и для них в 2008 году ввели порог в 0,15 мг/л в выдыхаемом воздухе. Вообще содержание алкоголя в воздухе и в крови связаны соотношением примерно 1:2200.

В 2010 году гайки затянули, убрав все послабления: появился пресловутый «закон о нулевом промилле». Алкотестер должен показывать ноль, равно как и анализатор крови — только тогда водитель считается трезвым.

В 2013 году под давлением правозащитников порог опьянения вернули ради исключения любых погрешностей приборов. Но случился казус: в КоАП прописали ограничение для воздуха (0,16 мг/л), полностью запретили любую «химию», но вот содержание алкоголя в крови упомянуть забыли, хотя, напомню, оно было прописано в предыдущей редакции КоАП.

Забывчивость объясняется, вероятно, тем, что как таковой предел «по крови» используется редко — даже при медицинских освидетельствованиях дуют в трубочку, а не сдают кровь. Однако если водитель доставлен в медучреждение в бессознательном состоянии или не может дыхнуть по любым другим причинам, у него берут анализ крови на содержание алкоголя. Причем в обязательном порядке: это нужно в том числе для определение методов лечения/реанимации (например, алкоголь не совместим с рядом препаратов).

И вышел интересный парадокс: водитель с легкой степенью опьянения лишается прав, но пьяный в умат дядя, что заснул по дороге в медцентр, нет: да, у него в крови нашли, допустим, 3 г/л, но кровь вроде как не считается. То же касается пьяных водителей, пострадавших в ДТП, которых срочно доставили в больницу, взяв лишь анализ крови.

Теперь профильная правительственная комиссия правительства намерена вернуть «промилле» в КоАП, восстановив порядок, который был до 2010 года. Горячие споры запланированы на осень. Качели сделали полный ход.

Впрочем, радует поступательность в вопросах наказания за пьяную езду, которое в течение последних лет неизменно ужесточалось: сейчас это штраф в 30 тысяч рублей, лишение прав на 1,5-2 года, а за рецидивы — уголовная ответственность с перспективой лишиться свободы на срок до 2 лет.

1 Comment

  1. «профильная правительственная комиссия правительства» — в голос ))))))))))))

Добавить комментарий