Зачистка ОСАГО

В первой половине 2017 года Челябинск установил очередной антирекорд по убыточности ОСАГО, точнее, по соотношению выплат на компенсацию ущерба к «нецелевым» расходам. Однако есть и поводы для оптимизма. Сайт 74.ru разбирался, удастся ли столице Южного Урала покинуть список регионов с максимальной стоимостью страховки.

Город автоюристов

В России есть два города с максимальным территориальным коэффициентом по ОСАГО (2,1) — Челябинск и Мурманск. Помимо сравнительно высокой аварийности, наш город отличается активностью автоюристов, которые специализируются на спорах со страховыми.

И пока ситуация безрадостная: по данным РСА, в первом полугодии 2017 года потери челябинских страховщиков в пользу автоюристов составили около 200 млн рублей. Речь идет о расходах, не связанных с компенсацией ущерба: 96 млрд потрачено на выплаты по закону о защите прав потребителей, 105 млн — на прочие расходы, причем доля последних резко возросла за последний год.

Схемы работы «черных автоюристов»

В свое время страховщики толкнули клиентов в объятья автоюристов, затягивая и занижая выплаты. Но затем маятник качнулся в другую сторону, и размеры «нецелевых» компенсаций вышли за рамки разумного: в России объем страховых выплат за половину 2017 года составил 7,9 млрд рублей, а судебные расходы — 8,7 млрд! Проще говоря, современное ОСАГО в большей степени обслуживает юристов, чем автомобилистов.

Челябинск остается достаточно аварийным городом, причем тенденция также негативна: по данным эксперта проекта «ОСАГО. Общественная экспертиза» Сергея Смирнова, за первое полугодие 2017 года количество «страховых» аварий в Челябинске выросло на 8%, тогда как в среднем по России — на 0,5%.

Зачистка автоподставщиков

Знаковое для челябинского рынка ОСАГО событие состоялось 8 июня 2017 года в Екатеринбурге: тогда на межведомственном совещании по вопросам мошенничества в сфере ОСАГО представители силовых структур решили создать в УрФО специальные группы по борьбе с преступлениями в сфере автострахования.

Впервые за долгое время региональные власти обратили внимание на корень проблемы, а не ее следствия. Относительная безопасность мошенников привлекала в их ряды все новых деятелей, что увеличивало «нецелвые» выплаты по ОСАГО год от года.

— Действительно, работа по борьбе с автомошенниками после того совещания началась, — подтверждает заместитель гендиректора АО «ЮЖУРАЛ-АСКО» Алексей Любавин. — Но тут важно подчеркнуть, что речь идет не столько о юристах, которые работают в правовом поле, сколько об откровенных автоподставщиках, фальсификаторах, распространителях и пользователях поддельных полисов ОСАГО. Эффект от усилий силовых ведомств есть, например, раньше каждый день мы фиксировали по три обращения клиентов, машины которых были на ходу, но с раскрывшимися подушками безопасности и якобы очень серьезными повреждениями: нередко они оказывались мошенническими. За последние месяц-полтора таких обращений не было.

Серьезное внимание полиция уделяет поддельным полисам ОСАГО, и крайними могут стать автомобилисты, которые их используют. Например, в Чебаркуле возбудили уголовное дело против водителя, который предъявил инспектору липовый полис, купленный за 1500 рублей. Суд признал водителя виновным в заведомом подлоге документов и приговорил к штрафу в 21 тысячу рублей: в 2-3 раза больше, чем стоимость полиса ОСАГО для опытного водителя.

Активность силовиков является своеобразной зачисткой перед грядущей либерализацией тарифов ОСАГО, первый этап которой может состояться уже в этом году.

— Есть надежда, что общие усилия страховых компаний и силовых ведомств создадут условия, чтобы тарифы ОСАГО в Челябинске как минимум не росли или даже снижались, что особенно касается беспроблемных категорий водителей, — считает Алексей Любавин.

Натуральная надежда

В апреле 2017 года состоялась крупная реформа ОСАГО. Приоритетной формой компенсации стало натуральное возмещение: вместо денег — направление на ремонт. По замыслу, это должно было лишить автоюристов поля для деятельности. Насколько эффективной оказалась реформа?

Директор Уральского окружного филиала СК «Согласие» Тимур Жаппаспаев считает усилия не напрасными:

— Новый закон действует, фактически, с мая 2017 года, поэтому в общем количестве действующих полисов ОСАГО лишь около трети полисов нового образца. Полноценные выводы можно делать по истечению года с момента реформы, но промежуточные итоги настраивают на позитивный лад. По моим оценкам, сегодня порядка 40% компенсаций по новым полисам осуществляется через направление на ремонт, и со временем их доля будет расти: полагаю, цель РСА — это 75% натуральных компенсаций. Пока эффект незначительный в силу того, что работа по новой схеме идет недавно, но перспективы я бы оценил положительно.
Также эксперт сообщил, что рынок ОСАГО вошел в бурную фазу «передела»: одни компании наращивают долю обязательного страхования в своих портфелях, другие стремятся сократить.

— Это зависит от их оценок прибыльности ОСАГО и наличия ресурсов для работы на этом рынке, — говорит Тимур Жаппаспаев. — Но несмотря на сокращение активности ряда игроков, в том числе, очень серьезных, чувствуется и оптимизм других компаний, которые увеличивают своей присутствие.

В перспективе власти планируют уйти от жесткой тарификации ОСАГО в пользу свободного ценообразования, чтобы страховые компании боролись за выгодных клиентов за счет снижения тарифов.

ОСАГО: как скорректировать КБМ

 

6 Comments

  1. мб судебные расходы были бы меньше, если бы страховые не затягивали с выплатами и не занижали
    а так сам вскормили свои проблемы
    ни одного доброго слова от меня они не дождутся. тут еще конечно шутка, но … при пожаре/утопе как бы не пришлось вопрос задать где работает спасаемый.

    и еще не понятно что за «не целевые» компенсации. проиграли суд, значит плати, ну или плати не дожидаясь перитонита, т. е. суда и тогда не будет никаких не целевых. вообще тема страховых болезненна и раздражительна.

    1. Если не углубляться в суть вопроса — то все так. Сами обозлили людей, сами хлебают.
      Просто, как я написал, маятник качнулся в другую сторону и в ряде моментов дошло до абсурда. Схем отжима страховых много и далеко не все они связаны с какой-то изначальной несправедливостью.
      Один директор мне рассказывал, что присылают заказное письмо, а внутри — чистый лист бумаги. Формально от этого момента начинается просрочка (0.5% от суммы день + судебные издержки), а задача страховой найти человека и урегулировать с ним вопрос, но он, естественно, теряется на это время, время идет, штраф набирается. Ну и потом, когда доходит до суда, то формально страховая оказывается крайней.
      Или, например, стоимость оценки — ставят 20 тысяч рублей, плюс десятка за услуги юриста, и никаких нормативов нет.
      Важно подчеркнуть, что клиенты с этого ничего не получают. Все деньги идут «профессионалам», а клиенты также мыкаются по беспонтовым сервисам, потому что уступили право требования за 30% от суммы. И никому это не выгодно, кроме жулья.
      Впрочем, РСА вместо лоббирования «свободных тарифов» лучше бы плотнее с полицией и прокуратурой работала, чтобы пресекать мошеннические схемы на корню

      1. Само собой что откровенные мутные схемы должны пресекаться. С ЭТИМ я не спорю.
        Но если бы страховые на аварию высылали своих аварийных комиссаров, а суммы ущерба сразу считали адекватными, то нафига обычному человеку «перепродавать свою аварию умельцам»? Страховые, безудержно тянущие бабло, сами виноваты на все 100%. Только они. Все помнят как РГС на пару мес лишился разрешения на страхование и буквально продавил возврат себе этой, такой «не выгодной», услуги.
        И, к сожалению, у них есть возможности решать проблемы за счет увеличения тарифа, т.е. за счет кармана простого человека.
        Т.ч. нет никаких маятников, просто на их акульесть, нашлися более зубастые. Вот они и заныли. И типа «справедливость» тут не при чем. А маятник качнется, когда это пойдет в плюс простому обывателю.. А пока что они там грызутся между собой.

      2. А сейчас РГС прекращает работу по ОСАГО. Так что…
        Что до обывателя, то если страховые доят мошенники, обывателям от этого никакого профита. Робин Гудов среди мошенников нет.
        Впрочем, я в целом разделяю критику страховых, которые очень долго смотрели на ОСАГО, как на накрытую поляну — приходи и ешь до отвала. Во всем мире страховые — это главные гаранты безопасного вождения, потому что материально заинтересованы в снижении аварий. Они проводят исследования, влияют на инфраструктуру, отвечают за техосмотры. У нас же их роль напоминает трансформатор: получил 220, отдал 60, на остальные гудишь.

      3. так о чем и речь что никакого профита. потому маятника в обратке и нету. он все еще там, не на нашей стороне. просто одни грызут других, другие ноют и выбивают себе компенсации за наш счет
        ну и что особенно обидно- кнут для населения в виде обязательного осаго есть,а кнута для страховых — нет.

  2. История про то как вор у вора дубинку украл. Обожаю когда самые отпетые негодяи, вроде страховых контор, жалуются на тяжелую жизнь и потребительский экстремизм. Застройщики сейчас тоже самое поют. Народ начал массово отсуживать у них бабло за некачественное жилье и нарушение нормативных документов. И ни у кого в голове не возникает мысль, что потребительский экстремизм — это просто зеркальное отображение поведения самих этих негодяев. При том, что у нас до сих пор соотношение собрал/выплатил у страховых даже близко не приближается к цивилизованным значениям. Вангую что сейчас это где-то 0,65, в то время как нормальное значение этого коэффициента начинается после 0,9.

Добавить комментарий для ЧебурашкаОтменить ответ