Экологический налог: улучшит ли он экологию?

Министерство транспорта выступило с инициативой заменить существующий транспортный налог экологическим — об этом пишут «Известия». Чем обернется это нововведение для автомобилистов?

В России планируют ввести экологический налог на автомобили, но победить смог в городах он поможет едва ли. Фото Дарьи Селенской

Нелогичный налог

Сейчас транспортный налог зависит от мощности двигателя и региона, в котором зарегистрировано транспортное средство. Собранные средства в основном пополняют региональные дорожные фонды, то есть налог формально берется за износ автомобилем дорожной инфраструктуры. Многие отмечают нелогичность исчисления такого налога в зависимости от мощности мотора.

Власти уже пытались систематизировать транспортный налог, заменив его на топливные акцизы, чтобы больше платил тот, кто больше ездит. По факту после введения акцизов транспортный налог так и не отменили — это привело бы к снижению доходов бюджета на 140 млрд рублей. Поэтому сегодня автомобилист платит и за мощность, и за пробег.

Замена транспортного налога на экологический подразумевает серьезные изменения. Во-первых, не будет региональной привязки и налог станет единым для всей России. Во-вторых, исчисляться он будет в пропорции к выбросам углекислого газа СО2.

Причем тут СО2?

Углекислый газ наряду с водяным паром является основным компонентом автомобильных выхлопов. Его количество измеряется обычно в граммах на километр пробега (г/км). Де-факто количество СО2 пропорционально расходу топлива (при заданном типе топлива), и вычисляют его именно так: на стенде определяют средний расход топлива и пересчитывают на выбросы СО2.

Для европейских автомобилей выбросы СО2 являются паспортной величиной, которая указывается в документах на автомобиль и во многих странах используется для расчета налога. Фактически, Минтранс предлагает скопировать европейские принципы налогообложения со своими тарифами.

По европейским меркам даже самый слабенький Ford Focus — отнюдь не предел экологических мечтаний

Для примера, Ford Focus 1.6 со 105-сильным бензиновым мотором имеет паспортные выбросы СО2 равные 136 г/км. В Великобритании за такой автомобиль придется заплатить 200 фунтов налогов в год (15 тысяч рублей). В Москве владелец такого Ford Focus отдаст в качестве транспортного налога 2625 рублей.

Чем опасен СО2

Углекислый газ СО2 не нужно путать с пресловутым СО — угарным газом, который контролируют при техосмотре автомобилей и который крайне токсичен.

СО2 же практически безвреден: его «выдыхают» не только машины, но и сами люди. Он жизненно необходим для растений.

В Европе СО2 ограничивают по двум причинам. Газ считается парниковым и, согласно доминирующей сейчас концепции, ведет к глобальному потеплению. Его зависимость от расхода топлива позволяет облагать налогом наиболее прожорливые автомобили, стимулируя покупку гибридов и электромобилей.

Но к российским реалиям термин «экологический налог» применит с натяжкой. Для большинства российских городов проблемой является не столько грядущее глобальное потепление, сколько выбросы токсичных компонентов. Этому способствует и архаичность российского автопарка, где из 50 млн автомобилей около половины — старше 10 лет.

Ради заботы о чистоте воздухе помимо расхода топлива правильнее было бы учесть и экологический класс автомобиля, который, кстати, указан в свидетельстве о регистрации в отличие от выбросов СО2.

Но здесь возникает пресловутая дилемма, потому что владельцы старых и наиболее грязных машин считаются в России священной коровой, как социально незащищенные слои населения. Поэтому карбюраторные автомобили, чадящие маршрутки и старые большегрузы не облагаются налогами «на грязность».

Жителей мегаполисов больше волнует не призрачный СО2, а вполне осязаемый смог. Фото Дарьи Селенской

Сколько будем платить?

Пока власти обсуждают лишь сам принцип налогообложения, и информации о тарифах нет. Но можно предположить, что на начальном этапе существенного увеличения налогов для среднестатистических автомобилей мощностью 70-150 л.с. не будет. При этом наверняка поощрят владельцев экологичных машин с электрическим и гибридным приводом.

Зеленая лихорадка

В Европе ограничения на выбросы СО2 приобрели обсессивный характер и касаются не только частных лиц, но и автопрома в целом.

Например, власти учитывают средние выбросы СО2 для всех автомобилей, выпущенных данным производителем, ограничивая их «оптом». Нормативы крепчают каждый год, и к 2020 году достигнут величины 95 г/км. Ей соответствует средний расход топлива на уровне 4 л/100 км.

Примерно такие показатели обеспечивает гибридная Toyota Prius или Kia Picanto с литровым мотором. Компаниям не запрещено выпускать автомобили с более высоким уровнем выбросов, но их необходимо уравновешивать нужным количеством экологических «чахоток». К примеру, уже сейчас компании Audi требуется выпускать 27 бензиновых Audi A1 1.4 TSI на каждый Audi A8 с 550-сильным мотором, чтобы итоговый уровень выбросов уложился в нормативы.

Долгое время панацеей считались дизели, которые обеспечивают пониженные выбросы СО2, однако после скандала с Volkswagen репутация дизелей резко упала.

Сегодня основная надежда производителей связана с переходом на электромобили: машины без классического ДВС разрабатывает сегодня почти каждый крупный производитель, а Volvo и Jaguar Land Rover стали первыми компаниями, анонсировавшими полный переход на электромобили и гибриды в перспективе 2-3 лет.

Jaguar готовится к выпуску стильного i-Pace, который является первым электромобилем компании. Через несколько лет такие машины будут доминировать в модельном ряду Jaguar (и не только).

В вопросах экологии Россия традиционно следует за европейскими странами, в том числе, подготавливая почву для перехода на электромобили. На днях «Россети» анонсировали масштабное развитие сети зарядных станций для электромобилей, в том числе, в столицах регионов, в частности, в Челябинске, Красноярске, Перми, Самаре, Белгороде, Пскове и других.

 

10 Comments

  1. Мы вроде уже побороли стереотип насчет «экологичности» электромобилей. А тут опять двадцать пять. Пичалька. И прикольно получилось, неделю назад только я про это написал, http://krasnov74.ru/2017/09/04/eco-imho/#comments и тут на тебе.

    1. у европы для автономки тока 1 путь похоже и это — зеленое электричество и такие же авто
      но нету у них газа, атома и нефти для жизни, а на постороннее они походе не рассчитывают
      другое дело интересно, что за ними слепо все повторюшки начинают повторять.
      улыбаемся и машем.

      1. Да я не про первичную генерацию даже, это отдельный разговор. я про наши местечковые особенности. Если убрать из атмосферы продукты износа колодок, резины и дорожного полотна, то у нас тут филиал Швейцарии возникнет, а если при этом еще и не посыпать дороги зимой разного рода гаумном, которое убирать надо (!в теории!) вместе со снегом, а у нас же остаточные следы зимней посыпки можно обнаружить и сейчас, в сухую погоду они дают знатные пылевые бури…интересно было бы глянуть статистику «Южуралмоста» по объемам высыпанного на город гуамна…думаю там такие тысячи тонн, которые никакому заводу и не снились. Кароче все эти вещи будут засерать наш город и при электробуме, из-за чего эффект от перехода на электромобили будет смазанным а для кого-то и вообще незаметным, а если при этом считать КОМПЛЕКСНО, то электромобили будут даже вреднее для окр. среды чем обычные машины…т.к. в общем объеме подлежащей утилизации массы следует учитывать и покрышки и тормозуху и масла и пластики и стекло и батареи…из всего этого следует выделить неперерабатываемые доли, уточнить как и куда их будут захоранивать…кароче на круг вреда будет больше, только кого же это волнует. Улыбаемся и машем!

      2. Хотелось бы подчеркнуть. что в контексте новости речь, по сути, идет не о «локально-экологическом» налоге, а о «глобально-экологическом», который челябинцам или московитянам по большей части безразличен. Печально, что Ирма уничтожает Флориду, но нас больше заботит экология местная, а она с выбросами СО2 связана мало.
        Впрочем, такой налог, если будет прогрессивным, со временем сместит баланс автопарка в пользу машин поменьше и поэкономичнее, что само по себе неплохо. А то ехал сегодня за Тойотой Тундра и думал: вот нахрена попу гармонь? Автомобиль длиной с пазик и вместимостью с четверть газели.

      3. Дак и я про это. Нам эти проблемы флоридовские до лампочки, как и им наши пылевые бури. Откуда берутся «Ирмы» никто толком до сих пор не знает, а вот откуда берется слой пыли на моем подоконнике каждый божий день знают все и довольно четко. Не связана получается причина со следствием, что есть главный признак манипуляции, а я почему-то подсознательно не люблю когда мною пытаются манипулировать.

      4. >>>нахрена попу гармонь? Автомобиль длиной с пазик и вместимостью с четверть газели<<<
        На этой фразе я пережил дежавю, только наоборот…помнится я как-то тоже самое доказывал только насчет Ауди Ку7 (еще на старом блоге), и тогда меня решительно никто не понял….откуда же такая перемена?

      5. Ну, Audi Q7 по крайней мере неплохо подходит для перевозки семьи и длинных путешествий, автомобиль во всех смыслах избыточный, но не бестолковый по сути. А Тундра… это тундра) Хотя на самом деле тех тундр в ЧЛБ единицы, так что не в них проблема, это для иллюстрации было.

      6. а тундра неплохо подходит для перевозки диванов, холодильников и досок, и что? Ты сомневаешься что владельцы тундр не обоснуют тебе абсолютную прогматичность своего выбора? Это ж самый практичный автомобиль из всех возможных…аргументация владельцев Q7 в данном случае будет отличатся только по форме, по сути же оба эти сарая одинаково неуместно смотрятся в городе.

      7. Если вернуться к сабжу, новый налог вряд ли подорвет продажи Q7. А Тундры и так исчезающий вид благодаря ЭРА-ГЛОНАСС.
        Какой-то профит от него будет, хотя на экологических проблемах мегаполисов он скажется лишь слегка. Может быть, эффект от него будет даже больше ментальным, сейчас при покупке машины рассуждают о мощности, а будут о СО2 и расходе топлива.

  2. Да при чем тут продажи Q7?…их подорвет только новый общественный уклад, когда концепция максимальной избыточности во всем уступит место концепции умеренной достаточности в головах у людей…но это отдельная тема, в которой Q7 является как бы символом этой уходящей эпохи.

Добавить комментарий