О нечаянных наркоманах

В Госдуму внесен неоднозначный законопроект, который предполагает введение в КоАП понятия «предельно допустимый уровень концентрации для наркотических и психотропных веществ». Если содержание препарата ниже — водитель избавляется от ответственности. Означает ли это послабления для водителей-наркоманов?

Как сейчас

Проблема «нечаянных наркоманов» существует не первый год и касается водителей, которые употребляли лекарства, содержащие те или иные препараты из списка. Особенно это контрастирует с подходом в отношении водителей в состоянии алкогольного опьянения.

Так, согласно ст. 12.8 КоАП, не считают пьяными водители, в выдыхаемом воздухе которых не более 0,16 мг/л алкоголя. Порог введен в 2013 году для учета погрешностей алкометров.

Но для наркотических и психотропных веществ зоны нечувствительности отсутствуют — достаточно минимальных концентраций любого из запрещенных веществ в моче или крови водителя, чтобы его обслужили по принципу «все включено»: помимо лишения прав и штрафа в 30 тысяч рублей ему грозит постановка на учет в наркологическую клинику, а при повторной езде в пьяном виде — уголовная ответственность по ст. 264.1 УК РФ.

Список препаратов, подлежащих контролю, утвержден правительством и регулярно обновляется. Но зубрить его простым водителям бессмысленно: «ассортимент» состоит из тысяч наименований, большинство из которых никак не связаны с коммерческими названиями лекарств и препаратов. Например, что вам говорит название 4-метоксибензилметилкетон?

Распространение синтетических наркотиков еще больше осложнило ситуацию — их формулы бесконечно разнообразны, поэтому список пухнет с каждым годом.

Что предлагается

В зоне риска оказываются водители, принимающие медицинские препараты. В пояснительной записке к законопроекту отмечается, что в одном из двадцати случаев пробы на наркотики оказываются положительными не потому, что водители игнорировали запреты, а из-за длительного периода метаболизма веществ и срока их выведения. Например, «Корвалол» и «Валокордин» содержат фенобарбитал, период выведения которого достигает трех суток. Содержащийся в обезболивающих кодеин выводится до четырех суток, его производные, например, морфин — до двух суток. Подобные вещества содержатся во многих лекарствах, включая сердечные и противоаллергические препараты.

Авторы законопроекта отмечают, что водители, как правило, не имеют специальных познаний в области биохимии и фармакологии и не в состоянии определить период выведения запрещенных веществ из организма.

Сейчас нам остается уповать лишь на инструкцию к лекарственному препарату, где указано его влияние на управление машинами и механизмами и срок выведения. Тем не менее, четких границ, в какой именно срок можно садиться за руль, нет, поскольку реакции организма индивидуальны. К тому же, если скорость выведения вещества зависит от его концентрации в организме, указывается период полувыведения, то есть следы могут сохраняться дольше этого времени.

Ситуация осложняется тем, что сегодня анализу на наркотики подвергают каждого водителя, доставленного на медосвидетельствование, даже если первичным было подозрение на алкогольное опьянение.

Законопроект предлагает изменить ст. 12.8 КоАП и наказывать лишь водителей, у которых наркотические или психотропные вещества содержатся в концентрации, определяемой Правительством РФ.

Что я думаю

Для авточеловской статьи запросил комментарии наркологов, а пока некоторые мысли в шлейфе предыдущего общения с ними.

Понятно, что главный камень преткновения — в «двойном назначении» многих веществ: или для лечения, или для одурманивания.

Подчеркну, что само по себе медицинское назначение препарата не является оправданием, и некоторые из них влияют на реакцию, внимательность и самооценку хуже алкоголя. Если концентрация вещества высока, то даже медицинское назначение не спасет от наказания, потому что препараты из списка в самом деле запрещают вождение.

Но для исчезающе малых доз вполне логично ввести порог нечувствительности, чтобы не наказывать человека лишь потому, что он просчитался с оценкой периода выведения препарата из организма.

Но идея сложна для реализации. В случае с алкогольным опьянением есть лишь одно действующее вещество — этиловый спирт. Но сколько было сломано копий при введении допустимой концентрации?

А наркотических веществ тысячи и их действие разнообразно: одни вызывают галлюцинации, другие — сонливость. Различаются и концентрации, при которых они не влияют на вождение, поэтому для создания перечня придется проводить большую работу.

Вероятно, вещества разобьют на классы и установят концентрации для отдельных видов. Но, предполагаю, назначение «безопасных» порогов вызовет ожесточенные споров в профессиональной среде.

Кстати, при медосвидетельствовании иногда используются экспресс-методы, похожие на тесты на беременность, когда устанавливается лишь наличие вещества, а не его точная концентрация. В случае принятия законопроекта потребуется только инструментальный анализ.

Ну и напоследок: любые послабление в этой области ничего не меняют для самих водителей. В том смысле, что относиться к медпрепаратам все равно нужно настороженно, и если инструкция предписывает воздержаться от вождения, лучше воздержаться. Потому что угадать остаточную дозировку все равно никто не в состоянии, а некоторые лекарства в самом деле пьянят.

One Comment

  1. Меня при медобследовании на новые права отправили на анализ (ещё 800, что ли, рублей), после чего сообщили, что я курил совсем не табак. Справку выдали. На вопрос «как так может быть, когда я точно не курил ничего кроме табака никогда в жизни» сообщили, что такой эффект может быть и от сигарет.
    Подозреваю, что им просто был нужен «чистый» образец, и мой поменяли с чьим-то.
    Для меня это пара неприятных минут и штамп «без права работы по найму» (про который гаишник сказал «уже лет 10 таких не видел, и в правилах такого нет»).

Добавить комментарий