Мопед чубайсов. Ё-мобиль возвращается

Ценитель нанотехнологий Анатолий Чубайс не без помпы представил публике новый тип транспортного средства — смарджет, производство которого освоила компания с российскими корнями UJET. Пришлось разбираться, чем смартджет отличается от Ё-мобиля.

Легкий электроскутер имеет складную конструкцию. Проект UJET инициирован компанией OCSiAl, которая входит в портфель «Роснано».

Что такое смартджет

Это разновидность электроскутера с мотором мощностью 4 кВт, массой около 40 кг и пробегом на зарядке до 150 км.

Создатели упирают на два главных плюса. Во-первых, UJET можно сложить и катить за собой наподобие чемодана, аккумулятор же и вовсе съемный: так его можно подзарядить, а заодно снизить риск кражи скутера. Во-вторых, по заявкам производителя, он является наиболее экономичным транспортом из когда-либо изобретенных, и по удельным затратам энергии на перемещение одного пассажира превосходит и автобусы, и метро, и даже велосипеды.

Несмотря на российские корни, аппарат создавала интернациональная команда: идеи — российские, инжиниринг — немецкий, дизайн — итальянский, маркетинг — французский.

Одна из особенностей смартджета: колеса без ступиц и электромотор массой менее 2 кг, вмонтированный прямо в обод

Эхо Ё-мобиля

Читая о смартджете UJET, невозможно избавиться от ассоциаций с Ё-мобилем, который тоже щеголял забористым брендом и озадачивал щедростью «предвыборных обещаний».

У истоков проекта UJET стоит компания OCSiAl (входит в портфель «Роснано»), специализация которой — производство углеродных нанотрубок. Нанотрубки — один из самых прочных материлов, который в чистом виде превосходит по удельной прочности сталь примерно в 20 раз. Нитями, сплетенными из таких трубок, армируют пластиковые компоненты.

Проект UJET зародился в качестве витрины достижений «нанотрубщиков»: отдельные части UJET сделаны из полипропилена, армированного углеродными трубками. Применяется материал и в других компонентых смартджета, например, в шинах, а со временем — и в аккумуляторах.

По мобильности UJET близок к велосипедам, по динамике и пробегу на одной зарядке — к скутерам

Вместо классической для скутеров подвески UJET использует резинометаллические торсионы, электромоторы встроены в ободы бесспицевых колес, а сиденье и аккумулятор являются единой съемной деталью, выполненной в виде чемодана с ручкой.

Пробег на одной зарядке заявлен на уровне 70-150 км в зависимости от батареи, что позволяет дистанцировать UJET от более легких электровелосипедов, которые обычно проезжают на зарядке до 30-50 км.

Для идентификации владельца используется смартфон, в сам скутер интегрированы все телекоммуникационные платформы, плюс ко всему — голосовое управление.

Три года назад я писал про один из самых креативных видов персонального транспорта — моноколесо массой 11 кг, которое позволяет ездить со скоростью неспешного бега и даже перепрыгивать препятствия. Но для этого нужна сноровка. Я не смог.

О моноколесе подробнее

Так ли нов UJET

Если закрыть глаза на технический креатив, жизнеспособность которого пока не подтверждена, UJET является промежуточным вариантом между электроскутерами и электровелосипедами.

Тема отнюдь не нова, и, например, в Китая поголовье электробайков превышает 200 млн единиц. Зачастую они легче, чем UJET, что облегчает переноску, поэтому саму по себе акцент на низкую массу нельзя считать безапелляционным достоинством.

В России электробайки непопулярны, потому что у нас велосипед — средство досуга и фитнесса, а не транспорт. Но в Китае такие аппараты пользуются бешеным спросом

Подробнее об электровелосипеде

Создатели UJET делают упор на сочетание плюсов электровелосипеда и скутера. Но оправданность таких заявлений будет понятна после реальных тестов, которые подтвердят пробег в 100+ км на одной зарядке и значительно лучшую динамику, чем у электровелосипеда.

При этом необходимость в столь долгих пробегах для скутера не вполне очевидна: 30 километров, что способен проехать на электротяге велосипед или гироскутер, вполне достаточны для ежедневных разъездов. Ехать же в соседний город на UJET решится не каждый.

Компания Segway – один из популяризаторов идеи персонального электротранспорта, сегодня предлагает широкий ассортимент гироскутеров и электровелосипедов.

Перспектива есть

И все же UJET не безнадежен, потому что рынок для таких аппаратов существует: взять хотя бы Юго-Восточную Азию и Европу, которая одержима грезами о «зеленых» видах транспорта. Продаж UJET начнутся в европейских странах от Монако до Германии, затем на очереди Азия, о перспективах в России пока не сообщается. Критиковать UJET за непригодность к зимней эксплуатации нельзя — он для нее не предназначен. Но в Европе, не говоря о Китае и Таиланде, на таких аппаратах ездят по 9 месяцев в году.

Если создатели подтвердят заявленные показатели, смартджет станет удачным компромиссом между более громоздкими электроскутерами и небыстрыми электровелосипедами.

Спрос на подобный транспорт могут усилить «зеленые» европолитики, под давлением которых несколько стран Европы (Германия, Норвегия, Дания, Британия) уже поклялись отказаться от классических машин с ДВС к 2030-2040 годам. В целом, смартджет выглядит удачным форматом для одного из видов транспорта будущего.

И не забудем основную цель проекта: продемонстрировать плюсы материалов на основе углеродных нанотрубок.

Смартджет или ё-джет?

Одного техно-хайпа недостаточно — многое зависит от цены изделия, а она вызывает икоту — от 7900 до 8500 евро! Это больше, чем в Европе просят за базовый Renault Sandero, не говоря о более очевидных конкурентах, вроде гироскутеров и классических мопедов.

Неудивительно: технический креатив плохо влияет на себестоимость из-за невозможности использовать массовые компоненты. Армированные углеродом пластики пока слишком дороги для массового производства, поэтому в автопроме используются преимущественно в автоспорте, в ограниченных объемах — для производства премиальных автомобилей, например, BMW 7.

Иллюзий нет: продукт сразу позиционируется, как премиальный, и успех продаж будет зависеть от того, станет ли он элементом лайфстайла, как те же айфоны, на которые любят равняться создатели смартджета.

Годовой объем выпуска — 32 тысяч смартджетов. Вроде бы в одном только Китае продается по 10 млн подобных аппаратов в год, но цена сразу отсекает рынки, вроде китайского.

Есть и вопросы к технической части, например, масса наиболее емкой батареи — 17 кг, то есть больше, чем у автомобильного аккумулятора. Много ли найдется желающих переть на себе 17 кг для регулярной подзарядки? Впрочем, развитие электрозаправок в Европе может нивелировать эту проблему.

Тем не менее, пожелаем проекту удачи, если не в коммерческом плане, то хотя бы в научно-прикладном: отточив технологию массового производства деталей, армированных нанотрубками, можно найти им массу применений и помимо складных мопедов.

 

17 Comments

  1. «Годовой объем выпуска в 320 тысяч смартджетов в год»

    Рыжий заявил что 32 тыщи в год.

    А по мне так очередная нано шляпа. Такой ценник похоронит любое даже здравое начинание, не говоря уже про такие нано выкрутасы.

    1. Так и Ё-мобиль был шляпой, а сколько народу чуть ли не предзаказы оформлять кинулись. Честно говоря, сей проект выглядит чуть более реалистичным. По крайней мере, в вопросе пиара углеродных нанотрубок.

      1. Ценник Ёбиля если память не изменяет был сопоставим с этим мопедом. Одно дело кросс за такую цену со всеми примочками, другое дело лисапед.

        Ну и на тот момент заявленные ноу хау Ёбля выглядели хоть и сказочными, но для простого обывателя вполне реалистичными. Вот и повелись.

        ПыСы — Жирику кстати один вариант Ёбиля подарили. Теперь спустя время пытается найти «дядю Васю» чтоб его отремонтировать. ))

      2. Ценник Ё-мобиля лишь заявлялся сопоставимым с этим лисапедом, в реальности никакого ценника не было.
        Но вообще интересно будет последить за чубайсопедом. Думаю, вариантов два — или все это останется на уровне выставочных образцов, или хватит ума упростить до предела модель, оставив пару ноу-хау (например, схему складывания) и наладить выпуск в Китае.

      3. У Рыжего в «портфеле» вообще до фига всего. Но вот что то полезного и конкретного сделанного его нанокорпорацией на вскидку и не вспомню.

        Даже если половину наношляпы убрать из мопеда и делать в Китае + ценник урезать в половину — очень большие сомнения в жизнеспособности этого лисапеда. Ну разве что пиар ради трубок и технологий. Ну по типу как в мире моды — прет-а-порте и от кутюр. Первое, это массовость и доступность изделия, второе — тупо рекламный макет с напичкаными технологиями и веяниями моды чисто для рекламы.

      4. Такие проекты в принципе сложно реализовать на чистом энтузиазме. Грубо, если хочешь продавать его в Европе — нужно очень тонко подстраиваться под их законодательство и реалии, а еще лучше — иметь лобби во властных структурах, чтобы где-нибудь в Амстердаме сделали зону, где можно только на сегвеях и таких вот мопедах ездить. А так рынок скутеров и им подобных аппаратов не пустует.

  2. Единственная новация здесь это опровержение пословицы «палки в колеса»….

    1. А если лисапед можно на ваучер приобрести, думаю пару тройку сотен можно будет сбагрить. ))

    2. бесступичные колеса — далеко не новация, тем более для всякого рода шоу-каров и концепт-каров.
      новация на мой взгляд здесь в модном пластике с нанотрубками, но не совсем понятно для чего. почему нельзя его облицевать обычным пластиком. или можт он полностью пластиковый. пластик с нанотрубками такой прочный, что даже металл рама не нужна.

      1. И чет мне подсказывает, что в эксплуатации эти бесступичные колеса — полная хрень.
        Насчет нанотрубок согласен, судя по фото — несущая часть выполнена из алюминия, пластиковые облицовки в сверхпрочности не нуждаются, да и доля их в общей массе невелика.

    1. Заключение

      На самом деле описанная выше ситуация случается крайне редко. Наше обобщение — скорее пугалка об экологической обстановке.

      Красноречиво. ))

      1. Зачем выдергиваешь из контекста?

        >На самом деле описанная выше ситуация случается крайне редко. Мало кто будет сидеть 24 часа на улице, когда в городе из-за смога объявлен красный уровень опасности. Сложно представить, что здоровый человек за одни сутки заболеет ишемической болезнью сердца из-за грязного воздуха. Наше обобщение — скорее пугалка об экологической обстановке.<

        Я вообще это сюда тиснул для тех кто верит в страшные заводы, которые всё отравили. Хотя для них это конечно аргументом не будет…но может не всё еще потеряно…наши кашляющие товарищи должны понимать причину своего кашля, которая стоит под их окнами.

  3. А я вот не понимаю. А почему до сих пор не сделали обыкновенную машину, без всяких нанотрубок. Чтобы стоял генератор бензиновый и 4 электромотора. Генератор стоит полтос, моторы не шибкодорого. Без всяких батарей которые стоят копец как дорого. И будет уже гораздо меньший расход топлива при отличных характеристиках тяги.

    1. Технически это возможно — называет электротрансмиссия, как у трактора ДЭТ-250.
      Но не все так прост — нужно ведь удовлетворить всем современным нормам и требованиям. А любая нестандартная продукция сразу усложняет и удорожает этот процесс. Сделать колымагу со скоростью 15 км/час и эргономикой трактора Беларусь можно, автомобиль, который по характеристикам бьет твой пыж хотя бы — крайне сложно. Ну или будет он стоить, как небольшой вертолет. Достаточно вспомнить опыт Тойоты с Приусом, который долгое время был убыточный (потом вошел в тираж, что позволило снизить себестоимость)

Добавить комментарий