Спящие

Кадр из сериала «Спящие»

Отдохнем от зубодробильных тем.

На выходных заинтриговало меня покаяние режиссера Юрия Быкова по поводу снятого им сериала «Спящие». Больше всего зацепила формулировка заявления:

«Я слабый, сомневающийся человек, чья мягкость и дезориентированность в моменте привела к тому, что лучшие умы страны от меня окончательно отвернулись. Я не могу сказать, что я не понимал, на что иду, но, видимо, до конца не осознавал, насколько непростительно быть недостаточно точным, честным и аккуратным с темой в сериале «Спящие». Сотни честных людей пострадали от режима и произвола власти, которую я пытался защитить в этом сериале. Желание внести свой вклад против оранжевой революции в стране, основанное на патриотизме, — цель похвальная, но напрочь архаичная. Люди всё-таки должны протестовать и требовать справедливости, иначе не будет перемен, а я предал всё прогрессивное поколение, которое что-то хотело изменить в этой стране».

После этого он решил «надолго уйти в тень», и даже не для того, чтобы его «преступления забыли», а чтобы не сбивать с толку людей.

Эти пассажи меня привлекли, наверное, потому что я тоже сомневающийся. Но все-таки я удивился. Есть махровые патриоты, есть махровые либералы, есть те, кто плавно дрейфует между полюсами. Но как может режиссер, который согласился на работу и потратил на нее, скажем, год-два, вот так внезапно откреститься от всего, что сделал — мне непонятно. Ну, то есть когда ты подписывал контракт — ты кем был, либералом, ватником, между? И почему изменил мнение даже не в процессе работы (что, кстати, вполне может быть), а после волны вполне предсказуемой критики? Ведь если берешь краеугольную тему в поляризованном обществе, критику ты получишь вместе с гонораром.

Фильмы Юрия Быкова я смотрел. «Дурак» снят довольно забористо, и если смотреть его не как слепок с российской действительности в неком городке, а как некий концентрат отношений людей и бюрократов во все времена, фильм доставляет. «Майор», хоть и про последствия ДТП, понравился мне меньше, а вот «Жить» — отличная притча, вне политики и времени. Странная, но отличная.

Попробовал я смотреть и «Спящие», и не выдержал больше одной серии — не из-за какой-то идеологии, а просто потому, что он показался мне крайне посредственным сериалом. Герои шаблонные, актеры затертые, диалоги неинтересные. Писатель Сергей Минаев в качестве сценариста — тоже сомнительное достоинство, ибо после «Духless» ничего достойного у него я не читал, а тот же «Р.А.Б.» написан в безудержно революционном ключе, который, видимо, казался автору модным лет десять назад. Вообще Сергей так и не смог сбросить ярмо злободневности.

Если вы посмотрели «Спящие» до конца, расскажите о впечатлении. Я не стал мучить себя и тратить время, и сделал ужасное — составил впечатление на основе рецензий. Как я понял, «Спящие» — это своеобразный ликбез для народных масс на тему манипулирования государствами с помощью агентурных сетей и цветных революций. Ну, допустим.

Мне в любом случае непонятен столь резкий разворот. Если галимая пропаганда имеет место и претит тебе лично, это должно быть понятно сразу. Если ты в принципе считаешь, что где-то пропаганда пересекается с действительностью, надо отстаивать эту точку зрения. В конце концов, свое творение можно признать даже однобоким, но однобоким умышленно — ради большей доходчивости для масс. Так и говорить: мы в чем-то сгустили и преувеличили, но так нагляднее. В «Дураке» этот прием использован в полной мере.

Я не оценил такие вихляния. Особенно когда они происходят из-за того, что «от тебя отвернулись лучшие умы». Любой творец должен носить в голове такую мысль: «отвернулись да и х… с ним». Иначе не будет свободы. Никто не будет уважать творца, который чересчур сильно озабочен тем, как бы от него не отвернулись лучшие умы. Важнее, кто остался с тобой. Неужели, одни худшие?

Я понимаю клещи, в которых оказываются сегодня писатели, режиссеры и сценаристы. Чтобы быть востребованным, нужно быть острым, чтобы быть острым — нужно играть на черно-белом поле, где ты либо черный, либо белый. Есть еще третий вариант, истинный — не быть ни черным, не белым, потому что все это лишь краски, а искать нужно в сущность. Но этот вариант почти не монетизируется, что гибельно для российских киношников, кроме малобюджетного артахауса

И начинаются творческие муки: то ли потрафлять либеральной аудитории, снимая безысходные страшилки про «рашку», то ли лечь под власть и делать нейтрально-бытовое говнецо про любоффь, масштабно-историческую хрень либо говнецо с оттенком пропаганды.

Но тут уж каждый выживает по-своему. Как минимум, нужно отдавать себе отчет в том, что ты делаешь, и принимать возможные последствия сразу. Нет ничего хуже, чем, стоя в длинной очереди на кассу, переметнутся в другую очередь, когда там заклинило аппарат.

PS: посмотрел «Время первых» — снято действительно хорошо, даже спецэффекты не раздражают, но… но успешный Миронов все же портит зрелище, на мой взгляд. Для таких фильмов нужно выбирать актеров, таких же яростных и голодных, как герои.

22 Comments

  1. Что-то с этим сериалом слишком много шумихи…теперь даже и не знаю смотреть или нет. Матильду чет не смотрел…хотя столько рекламы ей сделали…время первых смотрел в поезде…помогло скоротать 4 часа. Не припомню за последние 5-7 лет действительно запоминающихся фильмов.

    1. Мне показалось, он снят в формате, любимом многими американскими авторами: герои схематичные, сюжет динамичный и линейный, но показаны внутренние механизмы какого-то процесса.
      Я такое зрелище с трудом перевариваю, хотя есть люди, которые хорошо отозвались именно об игре актеров и качестве съемки.

      1. Для телевизионного сериала, тем более нашего, вообще странно, что показаны хоть какие-то механизмы…обычно это унылые сопли, которые протухли 20 лет назад…а тут такой ажиотаж…думаю ничего нового в сериале нет, но сам факт его появления говорит о плановой подготовке к выборам….рабочий процесс, и это хорошо….вообще даже странно, что режиссер стал оправдываться за свою работу
        перед кем-то…nothing personal just business…сейчас же такая парадигма…каждый крутится как может…кто-то гранты получает на организацию митингов, кто-то на фильмы…у этих либеральных ребят всегда однобокая логика…нам можно — вам нельзя…забавные такие, как дети прям.

      2. Фильм не смотрел. Но крайне удивился что тв сериал вызвал такую кучу кирпичей у махровой либерды. Хочется посмотреть, но со временем совсем швах. Читал много отзывов, как либероидных, нейтральных и ватных. Одно у них общее — это первый сериал боНба в пику всей либерде. До этого даже близко намека не было последние лет цццать.

        Читал развернутый камент знакомого, которого мало чем можно удивить в плане кинушки, уж очень он дока и гурман, и тот был удивлен сюжетом и игрой актеров. Ну не интрига ли? Обычно практически любой фильм по косточкам разбирал, довольно таки интересно. А тут…

        ПыСы- буквально пару дней назад хотел тут задать вопрос смотрел кто Спящих или нет, чтоб понять стоит тратить время? Откуда такая цунами какашечная. Но АК как всегда «мысли читает». ) Немного удивился что любитель сериалов не посмотрел Спящих. В общем кто смотрел отпишитесь в общих чертах. Интересно. Только без «а убийца то дворецкий».

      3. Все очень просто. ЦРУ хочет сорвать нефтяной контракт России. Для этого запускают в работу агентов, завербованных еще 15-20 лет назад, когда они были еще студентами или молодыми спецами. Те В свое время искусно манипулируя общественным мнением создают нужный фон. Наши спецслужбы с пламенным сердцем и взором горящим пресекают эту страшную операцию. В сериале четко выведен образ честного офицера, живущего на зарплату. Который несмотря на ватное происхождение ничем не уступает представителям тусовки. Но друг к другу они испытывают классовую ненависть до «уж кушать не могу «. Попутно выведен образ блогеров (легких шизофреников) потому что они делают логичные выводы из нелогичных предпосылок. Но наши победили

      4. Я понимаю, что это вкусовщина, но чет мне с первых кадров не зашел. В каждом эпизоде Станиславский ворчал свое. Может быть, как учебное пособие по цветным революциям и сгодится. Думаю, тебе можно посмотреть, может понравится. Да и как раз интересно твое мнение, чего там.

      5. Тоже бывает такое, начнешь смотреть, вроде и сюжет, и актеры и т.д., а не прет и не катит. Хотя потом и отзывы вполне себе. А спустя время щелкая каналы нарвешься случайно и пошло поехало. Видать или настроение, или погода, или выбросы. ))

        Тем более режиссер вроде как по отзывам мэтров не просто проходной, а действительно есть что то в нем. Вроде как «Метод» тоже его. Смотрел. Понравилось. Необычно. Не сказать супер-пупер, но для вечернего просмотра вполне. Тот же фильм «Жить» — необычный. Цепляет.

        Ну и шумиха вокруг конечно сбивает с толку. Не хочется во время говноволны начинать смотреть.

      6. Я тоже обычно на волне ажиотажа не люблю смотреть. Здесь меня заинтересовало, чем там сам Быков опечалился. Ну пока так и не понял.

  2. Реакция режиссера и его покаяние удивили до предела. Он кажется так, будто убил кого-то. Я смотрела фильм совершенно спокойно. Интеллигентная семья, все работают, хорошо одеты, живут в хороших квартирах. Решают вопрос отцов и детей (там сын от рук отбивается), присутствует любовный треугольник. Много думают о своей стране, диску трут о ее будущем. Этому спору 200 лет — Ещё в 20 веке западники и славянофилы вели эти дискуссии. Прекрасная работа Рогожкиной. Сам Быков очень хорошо сыграл, очень убедительно. Знаете, в давние времена в сказке Чуковского Тараканище тоже видели пародию на Сталина. Просто у кого-то сильно разыгралась воображение. Но своё мнение каждый, конечно, составит сам.

    1. Может, и надо досмотреть. Надо настроения подождать нужного

  3. Из всего фильма, одна фраза совпала с моим жизненным наблюдением. Почему у нас в стране самыми недовольными оказываются не те, у кого ничего нет, а те у кого есть всё?
    Вот этого я искренне не понимаю

    1. 🙂 Это вообще самый большой вопрос. Почему речи о том, как все плохо, чаще слышишь в салоне какого-нибудь БМВ, стоя в пробке на садовом, чем в башкирской деревне

      1. Ответ на этот вопрос уже давно известен: Пирамида Маслоу.

      2. В деревне на это нет времени и сил 🙂

      3. Пирамида Маслоу действительно работает…когда человек добивается удовлетворения базовых потребностей, он начинает искать удовлетворения высокоранговых потребностей, для реализации которых чаще всего у него нет необходимых знаний, умений и навыков…в этот момент и начинаются «старые песни о главном»…у человека бурлят амбиции, т.к. он уже ощутил сладкое чувство превосходства над некоторым кол-вом людей, т.е. что он «не тварь дрожащая», следовательно он «право имеет»…но вот путей реализации этого права он не видит в силу своей ограниченности, потому подозревает всех и вся в том, что его «право» кто-то бессовестно попирает…ищет и всегда находит виноватых, которых ему любезно, на блюдечке преподносят «заботящиеся исключительно о его счастье» ангажированные интересанты…

  4. Так может, и нет таких уж жутких проблем в их понимании? Может, это просто трудности, которые есть в жизни каждого человека, а не апокалипсис, про которые богатенькие любят порассуждать?

  5. Мля…это трагикомедия…сегодня Ксюша Собчак заявила о намерении участвовать в выборах…в свете сюжета сериала напрашивается очень интересная аналогия.

      1. Да там мутно…новость типа на РБК с 30-го сентября висит…видос вчерашний — да! Кароче цирк начинается!

    1. Я в политике дилетант, но первой мыслью было, что Собчак в президентах — это проект Кремля. Классный способ раздробить аудиторию, которой «лишь бы не Путин». Шансов победить у нее, я думаю, чуть меньше, чем ноль, но какой-то процент «свободных духом» она оттянет. И они нам еще объяснят, какая она многогранная

Добавить комментарий