Почему течет крыша

Екатерина купила машину, но у машины протекал потолок. Поломка досадная, но, в общем, плевая. Тем не менее, уже три года продолжается чехарда с протекающей крышей, и случай заинтересовал меня больше даже не в юридическом, а техническом ключе. Почему течет крыша, если автомобиль герметичен?

Зимой 2014 году у еще почти нового Kia Sportage стала мокнуть обшивка потолка, причем настолько сильно, что жидкость стекала через отверстия в салон, по утрам обмерзали с внутренней стороны стекла, а конце концов, промокли и сиденья.

Екатерина обратилась к дилеру, дилер провел экспертизу. Намокание обшивок потолка подтвердилось, а после снятия оных капли конденсата обнаружились на внутренней поверхности крыши.

Вот что обнаружилось под обшивкой

Машину проверили на герметичность на автомойке, и оказалось, что проблем с уплотнителями нет, то есть влага, скорее всего, является конденсатом, который образуется внутри автомобиля.

Экспертиза не выявила серьезных аномалий в работе климат-контроля и системы рециркуляции. В заключении эксперт указал на грязный салонный фильтр, влажные лепестковые клапаны и несвоевременную уборку салона.

Куда девается воздух, которым система вентиляции продувает салон автомобиля? Он выходит через дефлекторы, которые у многих машин находятся на боковинах кузова под задним бампером. Дефлекторы прикрыты клапанами, которые у «Спортажа» были влажными и, по мнению эксперта, могли примерзать. Впрочем, влажные клапана — это причина или следствие проблемы?

Автомобиль был на гарантии, поэтому работы выполнили бесплатно. Помимо проверки работоспособности климатической установки «Спортажу» дополнительно изолировали внутреннюю часть крыши, что, казалось бы, должно решить проблему.

Но проблема осталась.

Потом были другие визиты, в конце концов, Екатерина попыталась вернуть автомобиль дилеру, назначили еще одну экспертизу, причем, по условиям договора, ее оплачивала владелица, если эксперт не выявлял заводских дефектов в автомобиле.

Потолок Sportage изолирован не полностью. Нетрудно догадаться, что когда температура крыши -25 градусов, ее контакт с влажным воздухом вызывает конденсацию паров и образование измороси.

В ходе экспертизы опять проверялась работа климатической установки, измерялась влажность в салоне (она была в разумных пределах), оценивались уплотнители и так далее. Значимых дефектов автомобиля выявлено не было, поэтому впоследствии дилер потребовал Екатерину оплатить 76 тысяч рублей за экспертизу. Имейте в виду подобную перспективу, когда соглашаетесь на подобные вещи.

Я общался с обеими сторонами конфликта, и понимаю их точки зрения. Екатерина — мать двоих детей — недовольна тем, что вынуждена возить их в «заболоченном» салоне и тем более раздражена необходимостью оплачивать вторую экспертизу.

Дилер со своей стороны настаивает, что выполнил абсолютно все, что было в его силах: оплатил первую экспертизу, провел ряд диагностических и ремонтных работ, заменил промокшие сиденья, привлек экспертов из головного офиса Kia.

После выполнения всех работ вопрос встал так: если проблема и существует, каких-либо технических дефектов, которые провоцируют ее, нет. Поэтому, когда Екатерина потребовала расторгнуть договор купли-продажи и вернуть ей деньги, дилер предложил ту самую вторую экспертизу, которая де-юре закрепила его правоту.

Намокла и ниша запасного колеса — судя по узору, конденсат стекал откуда-то сверху.

Конечно, экспертиза — это больше формальность. Например, в довольно пространном документе есть и такой юмор: «Еще одна причина конденсации и запотевания заключается в следующем: воздух, который мы выдыхаем, считается весьма влажным. Поэтому пассажирам и водителю следует воздержаться от лишних разговоров хотя бы на какой-то период времени (например, в момент дождя)». В конечном итоге эксперт пришел к выводу, что влажность объясняется условия эксплуатации, и даже странно, что он не запретил владелице дышать.

Впрочем, насколько могу судить, дилер в самом деле проверил все системы, которые потенциально влияют на образование конденсата. Так в чем тогда проблема?

Подозреваю, что влага накапливается в салоне в укромным местах в виде такой вот наледи

Образование конденсата или измороси в машине — явление само по себе нормальное. Атмосферный воздух влажный, и его влажность зависит от температуры. В замкнутой системе (без притока газа/пара) охлаждение воздуха повышает его влажность. В автомобиле, который после езды поставлен на стоянку, накопленная влага в первую очередь конденсируется на стеклах, которые быстро остывают и увеличивают локальную влажность, провоцируя конденсацию. То же происходит, когда мы начинаем интенсивно дышать в непрогретой машине: выдыхаемый пар оседает на стеклах (на самом деле, и на обшивках, но там он менее заметен). Помимо дыхания влага попадает в салон физически (снег на ботинках, мойки) или с атмосферным воздухом.

 С другой стороны, зимний воздух, если нагреть его до комфортных температур, достаточно сухой — большая часть водяных паров уже выпала в форме снега. Поэтому зимой проблемы со Sportagе возникнуть вроде бы не должно: кратковременный конденсат на стеклах в момент прогрева знаком всем, но чтобы от влаги промокал потолок и образовывались куски льда… Для этого нужно либо возить тазик с теплой водой, либо при каждой посадке натаскивать в салон лопату снега.

Обращает внимание, что конденсат образовывался не на обшивках, а на изнанке металлической крыши. Уже оттуда капли стекали на обшивки и те намокали локально, будто их поливали водой. В обычной машине даже при большой влажности обшивки начнут мокнуть снаружи и более-менее равномерно, ведь пространство между обшивкой и потолком путь не герметично, но все же изолировано от влажного салона.

Предположу, что корень недугов «Спортажа» — в беспрепятственном попадании салонного воздуха в пространство между обшивками и потолком. Видимо, образуется «сквозняк» над потолочными обшивками, и холодная крыша играет роль кондиционера, который осаждает влагу. Возможно, процесс небыстрый, но за месяц-другой влага накапливается, многократно замерзая по ночам и оттаивая во время основательных прогревов. Почему возникает сквозняк или просто приток воздуха — сказать сложно. Вероятно, где-то есть неплотности, или структура вентиляционных потоков такова, что создается «надпотолочная» тяга. Может быть, дело в материале обшивки, которая слишком «дышит».

Если вы сталкивались с подобным явлением, поделитесь опытом. Судя по отзывам недуг время от времени поражает Kia Sportage (раз, два, три, четыре, пять). Впрочем, похожие жалобы встречаются и от владельцев других марок, например, Citroen, Volkswagen, Renault, Toyota ну и так далее. Делаю предварительный вывод, что проблема имеет место быть и зависит не только от марки.

Наледь в нижней части кузова

В некоторых случаях водители замечали пятна после моек, и негерметичность уплотнителей лобового стекла, антенны или релингов выглядит разумным объяснением. Но часто, как и наш Sportage, машину проверяли на мойке и подтверждали герметичность, а значит, проблема все же в загадочном конденсате. Кстати, после мойки салон все равно увлажняется, так что чистюли, вполне могут создавать условия для накопление конденсата.

Мне не встретилось отчетов, где дилер бы установил точную причину и признал заводской дефект. Чаще всего, как в случае с Екатериной, выдается рекомендация почаще сушить салон, пользоваться кондиционером, не злоупотреблять рециркуляцией и мойками, следить за чистотой обуви и состоянием салонного фильтра.

Пока сделаю предварительный вывод: в салоне автомобиля могут создаваться условия, при которых за потолочной обшивкой накапливается конденсат (и наледь) — не исключено, это даже нормальное явление, однако для тех, кто часто сушит салон, не столь заметное. Процесс сам по себе неспешный — примерно как накопление льда в морозильнике. Поэтому первое время владелец не предпринимает мер, пока в один прекрасный день замерзший конденсат не оттаивает и не проливается разом, создавая впечатление серьезной протечки.

Если есть иные версии, велкам.

PS: зимой я стараюсь сушить салон почти каждый день, особенно перед резким похолоданием: просто открываю окна (или двери) перед постановкой на стоянку и включаю вентиляцию на полную катушку. Это нужно, чтобы к утру стекла не обмерзли изнутри.

45 Comments

  1. Как то года три-четыре тому писал на старом блоге о проблеме эксплуатации печки/вентиляции/кондишки в зимний период. Заметил какое то поголовное обморожение стекол изнутри у соседей по потоку даже не в очень сильный мороз, не говоря уже про крепкий минус. При этом у себя и на прошлой и на этой машине даже близко ничего не замечал, ну разве только если после мойки.

    Пару тройку раз удавалось пообщаться с «отморозками» — картина как под копирку:

    1 — практически всегда включена рециркуляция салона (холодно же)
    2 — крайне не активная езда в стиле заслуженного пенсионера. Движка, печка и салон толком не прогреваются, а только слегка нагревают воздух, как раз для образования влажности (я.т.д.) + кол-во седоков в авто больше чем один водитель. И чем их больше…
    3 — рваный режим езды в холода — старт/стоп, машина остыла,, опять короткий старт, опять стоп. Плюс отсутствие поездок на дальняк, хотя бы 100-200-300 км, когда очень хорошо и прогревается салон, и продувает сквознячком. Постоянно это отмечаю после таких поездок, салон теплый и сухой как спальня дома.
    4 — все вышеперечисленное очень хорошо юзают именно женщины в зимний период. А тут еще мама с детьми…. Очень похоже что пазл складывается из этого комплекса. Хотя возможно есть еще и другие причины.
    5 — не редко владельцы свежих, современных машин жалуются на слабую печку. Опять же салон с такой печкой и с таким комплексным набором как написал выше точно не высохнет. И да, скорее всего со временем наледь от конденсата накапливается, а потом когда на улице чуть потеплело все это протекает. По крайней мере очень похоже. Почему то раньше о таких проблемах даже не слышал.

    ПыСы — уточнить бы у хозяйки, есть ли закономерность протеков от забортной температуры воздуха?

    1. +1. Примерно к таким же выводам пришел
      Хозяйка, как это бывает в таких случаях, не склонна вдаваться в детали: течет всегда, везде и ведрами.
      Но я не исключаю и какого-то технического аспекта, может быть, незначительного. Ну, банально — где-то неплотно прилегает уплотнитель, воду не пропускает, а воздух тянет из салона (когда вокруг машины разрежение). И получается постоянный приток влажного воздуха под обивку крыши, тут даже через поры самой обивки может быть.

      1. Почитал посты по ссылкам и каменты. Ну вот что дилер предложил клиенту:

        «В общем для предотвращения повторения проблемы не сделано ничего, кроме рекомендаций прогревать машину по 45 минут каждое утро и ездить на ней минимум три часа, не пользоваться рециркуляцией.» Что сопсно я и делаю всегда зимой. )))

        ПыСы — вспомнил только что, через пару мес после покупки Хитриллы заметил старые разводы на потолке, в р-не голов задних пассажиров. Еще удивился тогда — неужели течет? Решил понаблюдать в дожди, после мойки…..Неа, сухо. В общем забил и забыл. А сейчас после твоей темы вспомнил, до меня на машине ездили женщина, и то же юзала второй авто в семье только для развоза детей по школам, секциям и т.д. ))

    2. +1. Фокус, зимой такая же фигня — как только салон прогреется, начитает мокнуть потолок в передней части, иногда капает. Режим, как правило, это очень короткие поездки по городу. При длительных поездках салон прогревается и потом просушиваю кондиционером, ну и проветривание после остановки.

  2. Такая же фигня, только в меньших масштабах была у меня на сивике, только обивка не впитывала, а при торможении мл 50 куда то в районе руля выливалось с крыши. Срв и калина норм, даже с учётом того что коврики ворсовые и после мойки мокрые. При этом у сестры на таком же сивике всё нормально было. Хз откуда конденсат был, я не обращал на это внимание..

    1. Спасибо за обратную связь, ну получается проблема не такая уж редкая. Надо у своей тачки глянуть))))

  3. У меня была подобная проблема в Калине-универсале- мокла обшивка крыши. Но там ломалась трубка омывателя заднего стекла — первые годы трубки были говенного качества, позже стали делать силиконовые (которые не ломаются от мороза). При этом ездил я мало, вернее сказать, коротких поездок было много.

  4. Никогда не сталкивался с отпотеванием и повышенной влажностью зимой. Скорее наоборот . От печки воздух сухой, изза этого сохнут губы и слизистая оболочка в носу и даже правый ботинок, на который дует печка. Несколько пар обуви умерло преждевременно от того что правый бутинок ссохся и кожа потрескалась.

  5. проблема ,возможно, могла быть решена поворотом дефлекторов и регулировками режимов работы печки. Например безбашенное врубание на полную мощность при оттаивании лобового стекла часто приводит к тому что стекло трескается. Производитель не может предусмотреть вме нюансы и варианты эксплуатации авто. Поэтому потребитель должен немного включать голову.

  6. насколько могу судить по фоткам проблема имеет вполне объяснимую причину, для избежания подобного эффекта устраивается вент-зазор при монтаже вент-фасада и настила кровли….крыша холодная постоянно, обшивка салона паропрозрачная…в итоге закономерный конденсат, который мы наблюдаем например на стеклах, но оттуда его фактически сдувает потоком воздуха, т.е. происходит массоперенос, которого нет под крышей. Выходов несколько:
    1. Вентилировать зазор между обшивкой и крышей;
    2. установить пароизоляцию на обшивку, обеспечить газоплотность стыков;
    3. выдыхать через шланги воздух сразу на улицу…:)))

    1. Могу ошибаться, в данном случае излишняя вентиляция зазора вредна, потому что обеспечивает приток нового влажного воздуха к крыши, температура которой зимой может быть низкой. Это примерно как пытаться вентилировать морозильник комнатным воздухом в надежде, что он не будет обмерзать. Скорее, наоборот желательна близкая к герметичной обшивка, чтобы исключить контакт влажного воздуха с металлом. По крайней мере, у меня обивка крыши выглядит очень плотной и ничего не течет

      1. Так вроде я и написал, что на обсуждаемом Спортаже так и сделали

      2. «на обсуждаемом Спортаже так и сделали»

        Так в итоге помогло или нет?

      3. Да фиг поймешь. Она уже нагрета на них и все равно жалуется, что течет. Но я посмотрел на потолок — визуально он кажется чистым (его меняли после того, как проклеили). Обещала прислать видео, где с потолка реки текут, но сейчас говорит, что пришлет лишь фотку с запотевшими стеклами. Я так понял, проблема до конца не исчезла, но уменьшалась
        Я еще спрашивал, чувствует ли она запах условного камаза, когда проезжает мимо (ну то есть отключается ли рециркуляция), она говорит да. То есть все должно выдувать, по идее.

      4. Смотря чем вентилировать…почему новый воздух должен быть влажным? Можно вентилировать забортным холодным (и сухим) воздухом, можно внутренним теплым, да он повлажнее будет, но лишь чуть-чуть ито в абсолютных величинах, в относительных он будет даже суше забортного (это надо проверять для конкретных условий), можно вообще из подкапотного пространства продухи делать. и не забываем про массоперенос, возгонку. Кароче это вполне решаемая инженерная задача. Кстати сделать газоплотную обшивку с достаточно герметичными швами видимо будет проще, чем мутить вентилирование зазоров.

      5. Только для чего ее решать, если можно сделать герметично и мозг не компостировать )) Полагаю, проблема проистекает из наших специфических условий эксплуатации, поэтому на западе не придают герметичности крыши большого значения, но если поставить это требование во главу угла, то решение проще пареной репы.

      6. не уверен что хоть кто-то хоть где-то озабочен герметичностью салонной обшивки крыши. Скорее на это всем плевать, а у людей проблемы.

      7. К.м.к. это все таки проблема свежих авто, при попытке производителя экономить на всем и вся. Вот хоть убей не помню таких проблем ни с нашепромом, ни с первыми иномарками.

        ПыСы — вот еще вспомнил… У меня стеклянный люк на крыше, и когда в мороз отодвинул шторку люка (ну или как оно правильно называется), который сделан из того материала что и потолок, то люк снаружи был практически сухой и без измороси. Но как только теплый салонный воздух попал люк, тут конденсат, капли и изморось. В итоге хорошо протер тряпкой, закрыл шторку, и забыл до весны. Ничего не протекало.

      8. А мы как-то ездили в поездку на Рено Колеос с панорамной крышей. Она закрывалась шторкой во всю крышу, утром сажусь в машину, открываю эту шторку, а оттуда стакан воды. Тогда я понял, что панорамные крыши не для России

      9. у нас ведь УЖЕ не герметично…еще для снижения влажности в салоне рекомендую увеличить кратность воздухообмена…ато многие любят вентилятор вообще не включать, типа изнашивается, шумит…чем сильнее он дует, тем меньше влаги…можно иногда салон просушивать, т.е. врубить печь и вентилятор на полную и поездить интенсивно минут 30-40, тепло сбрасывать через приоткрытое окно….

      10. Процитирую пост выше:
        «PS: зимой я стараюсь сушить салон почти каждый день, особенно перед резким похолоданием: просто открываю окна (или двери) перед постановкой на стоянку и включаю вентиляцию на полную катушку. Это нужно, чтобы к утру стекла не обмерзли изнутри».

      11. «сушить» машину можно по разному…твой способ имеет право на жизнь…я же предпочитаю сушить её в процессе эксплуатации, т.е. не создавать условий для образования конденсата…т.е. печка дует всегда с запасом по требуемому воздухообмену. А просто так коптить на стоянке смысла не вижу…

      12. Так понятно, что и в движении сушу. Но специально по 40 минут ездить, чтобы салон просушить… у меня такой потребности нет. Окна открыл, печку врубил, 1 минута (да даже меньше), задраиваю салон, глушу мотор, и все.

      13. 40 минут ездить — это ж крайний случай, вроде того, что у этой дамы…Мне лично этого вообще не требуется делать…т.е. сушить салон…он и так всегда сухой именно из-за кратности воздухообмена. Это всего лишь моя рекомендация — не убавлять обороты вентилятора…даже когда это вроде бы и не требуется….думаю постоянные повышенные обороты дадут всё же больший эффект чем минута на стоянке. Я как-то пытался феном обувь просушить…сравни эффективность!…пришлось больше 20 минут кочегарить, какая уж тут минута!

      14. На самом деле, основной эффект возникает из-за открытых окон. В морозы воздух довольно сухой (абсолютное содержание воды низкое), поэтому достаточно проветрить салон и риск обмерзания снизится. Иногда я еду последние метры до стоянки с открытыми окнами, даже в сильный мороз — заодно исключает примерзание на утро стекол. Да бог с ним, делай, как считаешь нужным. Я одобрямс.

  7. ОФФТОП

    Мало ли, но может есть у кого родственники, знакомые, друзья в Белорусии, в частности в Минске?

    Хочу для своего малого купить педальную машинку, очень интересный экземпляр. Но проблема в том что продавец хочет деньги налом в руки. Ну и плюс машину надо отправить транспортной конторой, предварительно желательно разобрать для уменьшения габаритов и стоимости доставки.

    Да и отправлять деньги продавцу по безналу как то очково… Где его там потом искать? В общем гемарно.

    Если есть у кого кто то там из местных кто сможет все это провернуть буду признателен + коньяк.

    Мои контакты есть у Артема.

    1. Вот это я понимаю папаня. Импортировать тачку для годовалого сына. ГЛОНАСС не забудь установить 😀
      ЗЫ: что за аппарат, есть фотки?

      1. Я уже одну купил. TVL в ретро стиле ( https://www.youtube.com/watch?v=1m8dxq7YOA8 ). Сегодня в транспортной забрал. Ко дню рождения 27 декабря припарковал на работе Уже очередь прокатиться )))

        Та что в Минске еще круче. Хотел из США притащить с на Ебэй продают, но там меня забанили в первый же день. Плюс проблема с доставкой из габаритов — такое в РФ не пускают. В итоге нашел лазейку, но доставка стоит просто конячих денег.

        Случайно нашел в Минске на аукционе. Доставка тоже стоит дорого, но не так как из США по морю. Фотку и ссылку пока не дам, чтоб не сглазить. ))) Если все выгорит потом может пост запилю.

        Хотел нашего Москвича купить, но нормальные варианты после приведения их в порядок стоят 30-40-70 тыр. Дырявый шлам под восстановление минимум 15 тыр + 10-15 на восстановление.

      2. Если выгорит, с тебя тест-драйв 😀 Я чет не думал, что тема настолько многослойная, 70 тыр за педальную машинку — омг…

      3. Та не вопрос. Главное найти резидента из Минска до конца ноября.

        70 тыр ОМГ? Да ты вообще не в теме….

        На, порыдай: )))) Я четвертый месяц уже не сплю…

        Раз — https://www.avito.ru/moskva/kollektsionirovanie/pedalnyy_ural_pobeda_865863117

        Два — https://nazya.com/ebay/product/detskij-pedalnij-avtomobil-1950-_152555436113.html

        Три — https://www.ebay.co.uk/itm/AUSTIN-J40-PEDAL-CAR-J-40/152763166642?hash=item239164efb2:g:SRsAAOSwm9tZ16gt

      4. Порыдал бы… но лет 35 назад)

      5. Я имел ввиду цены. Машинки канеш огонь, но цены на них вышибают слезу.

  8. Из беларуси а рф можно отправить по жд грузобагажом. На любом жд вокзале есть такая услуга. Надо будет самостоятельно упаковать и обшить тканью. Оплата за вес. Тыщи три — четыре наверно попросят. В 14 году отправлял движок от мотоцикла в беларусь , все нормально. Деньги можно банковским переводом типа юнистрим и проч. Главное чтобы был паспорт у получателя.

    1. Да это все понятно что можно. Тут вопрос в том захочет ли и станет продавец заморачиваться с отправкой, тем более сам упаковывать и т.д. Вот на выходных купил TVL в Перми. Так там хоть хорошие знакомые есть. Попросил выручить. Денег им скинул на карту. Все купили и отправили. Даже думать и волноваться не пришлось.

      А тут все таки другая страна. Тем более продавец выставил условия доставки и расчета — до Минска (возможно сам из области), расчет из рук в руки. Тем более женщина.

      Написал вопросы чтоб указала габариты (чтоб все таки через транспортную компанию отправить — они сами упакуют, заберут, и отправят), вес и т.д. А так же другие возможные способы расчета. Но пока тишина. Аукцион заканчивается 29 ноября, и пока нет понимания и уверенности стоит ли участвовать.

      Потому и ищу самый простой и удобный вариант расчета и доставки для продавца — кого то знакомого в Минске. Ну или хотя бы проездом чтоб там был. Хотелось бы очень найти вариант решения и победить.

      1. Страшно предположить, что Александр Эдуардович получит на 18-летие) Контейнер прямиком из Маранелло? )))

      2. Дожить бы еще до этого времени. Еще года нет, самостоятельно еще не ходит, а троих взрослых и собаку ушатывает на раз. ))

      3. Кстати, у тебя есть контакты моего тёзки Аяврика? Скинь ему смс с вопросом про Минск, ну или ссылку на мой камент. Мало ли, если не сам, то может кто то из его коллег дальнобоев будет в Минске к концу ноября, началу декабря. Если что можешь мой тел для связи и уточнения дать.

      4. Начал писать СМС-ку, чет долго получается, вкратце не объяснить столь щекотливый вопрос. Я могу тебе в почту его телефон скинуть, проще позвонить, мне кажется. Или е-мейл

      5. В идеале бы ссыль ему скинуть на пост, с уточнением моего камента оффтопа.

        Кидай на почту и тел и мыло, попробую сообщение написать.

      6. Спасибо!

        Буду пробовать.

Добавить комментарий для Илья МОтменить ответ