Цена бензина стремится к рекордам

Оптовые цены на бензин в ноябре обновили исторический максимум, за ними подтянулись и розничные, и появились даже слухи о возможном дефиците топлива.

Время рекордов

Только за прошлую неделю бензин АИ-92 подорожал более чем на 2% до рекордной цены — около 45 тысяч рублей за тонну (данные СПбМТСБ). Предыдущие локальные максимумы колебались около отметки 44 тысячи рублей за тонну, и в целом вся осень прошла под знаком постепенного повышения цен. Чуть меньше подорожал бензин АИ-95, но также приблизился к отметке +2% за неделю.

Росли и розничные цены, например, если в начале сентября бензин АИ-95 в Челябинске стоил в среднем 35,7 рубля за литр, то сейчас его цена колеблется около значения 36,2 рубля за литр (данные мониторинга «Яндекс»). За истекший год «девяносто пятый» подорожал на три рубля.

Ноябрь считается спокойным месяцем для топливного рынка, когда сезонные факторы, вроде активизации автомобилистов или сельскохозяйственного сектора, не оказывают давление на цену. Тем удивительнее, что она снова бьет рекорды.

Причины подорожания

Провокатором роста цен многие аналитики называют Московский нефтеперерабатывающий завод «Газпром нефти», который осенью начал модернизацию установки каталитического крекинга, сократив производство. Как отмечает «Коммерсант», данный апгрейд не был включен в программу плановых ремонтов Минэнерго, поэтому нехватка 50 тысяч тонн бензина в неделю сказалась на рынке.

ФАС в свою очередь заподозрила трейдеров в искусственном разгоне цены, а биржевики в ответ пообещали тщательнее контролировать сделки в период общей нервозности рынка.

Между тем закрытие Московского НПЗ «Газпромнефти» многие эксперты расценивают лишь как сигнал стартового пистолета, поскольку в целом нефтяному сектору выгоден рост внутренних цен на топливо.

Причин для этого как минимум две. Во-первых, повышается общемировая цена на нефть, и если в конце августа марка Brent торговалась по $50+ за баррель, то в ноябре стоимость достигла локального максимума в $64 за баррель — последний раз такие цены наблюдались весной 2015 года. При этом не произошло привычного уже укрепления рубля, курс которого напротив пробил отметку 60 рублей за доллар. Это подталкивает «нефтяников» сместить акцент на экспорт и поднять стоимость нефтепродуктов внутри страны.

Во-вторых, эксперты указывают на влияние налоговой политики правительства на рынок. Так, глава Российского топливного союза Евгений Аркуша и эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков отмечают, что рост налога на добычу полезных ископаемых и акцизов при снижении экспортной пошлины (так называемый налоговый маневр) провоцирует увеличение внутренних цен, поскольку «нефтяники» перекладывают возросшую нагрузку на потребителей.

Самый популярный вопрос

Почему цены на нефть колеблются и очень сильно, а бензин только дорожает? Почему низкие мировые цены на нефть не привели к удешевлению топлива?

Вопросы резонные, ведь бензин делают из нефти, а значит между ними должна быть прочная взаимосвязь. Проблема в том, что удельная стоимость сырья и его переработки в розничной цене бензина — это, по разным оценкам, лишь 20-30%. Остальную стоимость формируют факторы, не связанные с ценой нефти на мировых рынках, в основном — налоги, акцизы, маржа и т.д.

Например, акциз для бензина пятого экологического класса составляет 10,1 тысячи рублей за тонну, что в пересчете на привычные нам величины составляет порядка 7,4 рублея за каждый литр — то есть 20% цены! Это сравнимо со стоимость самой нефти и ее переработки. И акцизы растут регулярно: плановое повышение обычно происходит в начале года, но случаются и «авральчики», когда акцизы на отдельные сорта топлива поднимают на 0,5–2 рубля в середине года, как это было в апреле 2016.

В сентябре по инициативе кабинета министров было спланировано очередное внеплавное повышение акцизов на бензин: оно пройдет в два этапа, и на каждом бензин прибавит по 50 копеек в пересчете на стоимость литра. Так, к 2019 году акцизы на бензин пятого класса поднимутся с нынешних 10,1 тысячи рублей за тонну до 11 тысяч.

Таким образом, связь мировой стоимости нефти и внутренней цены на бензин весьма относительна, и справедливо говорить, что стоимость топлива в России определяется не рыночными факторами, а действиями регуляторов.

Дорогой ли у нас бензин?

К сожалению, общемировой рейтинг доступности топлива подводит нам к мысли, что российским ценам на бензин еще есть куда расти.

В абсолютных значениях стоимость бензина в России (в единой валюте) находится ближе к «дешевому» краю шкалы и примерно на уровне США. Из 61 страны, которая учитывается в рейтинге, мы находимся на 11 месте.

Однако цену бензина нужно сравнивать с уровнем доходов, и по этому параметру мы проваливаемся на 33 место, правда, находимся все же ближе к доступной части шкалы. В Польше, Мексике, Турции, Китае, Таиланде, Индии бензин обходится гражданам дороже, чем в России. Для сравнения, житель Индии тратит на бензин… до 80% своего дохода — неудивительно, что большая часть населения не имеет транспорта или перемещается на мопеде.

Но если сравнивать между собой нефтедобывающие страны, то Россия оказывается аутсайдером: по доступности бензина для населения нас опережают страны Ближнего Востока, США, Венесуэла и Норвегия. В Венесуэле, правда, из-за кризиса сложилась парадоксальная ситуация, когда бензин в прямом смысле дешевле газировки, но абсурдно низкие цены на топливо соседствуют с дефицитом и дороговизной бытовых товаров.

Наконец, по среднегодовым расходам на топливо Россия уже однозначно попадает в список дорогих стран на 52 месте рейтинга: большие расстояния, неэкономичный парк и морозы приводят к росту литрового потребления, а с ним — и затрат на топливо.

Запасаться ли топливом?

Московский НПЗ должен восстановить производство нефтепродуктов уже в ноябре, поэтому никто из опрошенных экспертов не ожидает дефицита топлива в обозримом будущем. Тем не менее есть предпосылки к росту стоимости топлива из-за удорожания нефти на мировых рынках (выгоднее экспортировать), а также изменения налогообложения. Не так давно бензин АИ-95 на ряде АЗС пробил психологическую отметку в 40 рублей за литр, но вряд ли остановится. Но запасаться топливом, конечно, бесполезно: пока самыми эффективными способами экономии на топливе являются оптимизация поездок или переход на газовое топливо.

6 комментариев

  1. Парящий над дорогоЙ

    Примерно в июне, когда нефть была +- по 44, наметилась редкой красоты фигура тех анализа. И чутка забегая вперед, до ее полного формирования, сделал предварительный прогноз до 65-66 $ за баррель к концу текущего года. До конца еще 1,5 мес, а 64,5 уже пощупали. Причем 66 — это только 50% отработки высоты роста, но с очень большой вероятностью, до 90%. А вот 100% высоты — это цена под 79$. Но там вероятность поменьше — где то 50-70%. При сохранении такой динамики роста (скорости) плюс минус весной летом могут достичь. Но сначала должен быть откат (коррекция). Не все спекулянты успели запрыгнуть в паровоз. ))

    Хотел скрин прицепить моих летних рисовалок, но чет не соображу куда и как тут заливать. Да и картинка думаю будет малопонятна.

    Одно радует, дисконтная карта на бенз. Уже больше рубля скидка на литр.

  2. Сиплый

    Бензин не является товаром первой необходимости. стоимость бензина — это один из косвенных налогов на население. В настоящее время она (стоимость) остается преступно низкой, т.к. бензин до сих пор доступен большинству населения практически без ограничений. У наших автовладельцев не стоит выбор поехать на машине/пойти пешком, даже если речь идет о целях в шаговой доступности. В идеале каждая поездка должна серьезно ударять по карману, чтобы провоцировать отказ от личных машин. В связи с этим вижу обоснованную цену бензина в диапазоне 80-100 руб/литр.

    PS: если среди ваших знакомых есть члены секты «свидетелей смога», сегодня самый удачный день для наглядного выявления виновников смога…сегодня всю ночь шел дождь, вся дорожная пыль была прибита к земле и абсорбирована из воздуха…в результате в городе воздух кристальной чистоты несмотря на ЧЭМК, Цинковый, ЧМК, Коркинский разрез и пр….Путина сегодня нет, так что на него это не свалить. Постарайтесь объяснить им этот очевидный факт. Почему воздух чистый, а предприятия продолжают работать в штатном режиме? Ветер в нужную сторону?…так его почти нет…посмотрите в архиве погоды. Сейчас все погодные показатели обычные (даже для НМУ), кроме дождя, а воздух чист.

    • Артем Краснов

      Возрадуйся, Володя — 8% отказались от автомобиля из-за дороговизны бензина http://transport.74.ru/text/poll/c8ab20de-0914-4114-ac29-b40c6d953c42/

      И это хорошо.
      PS Доставляет самый популярный ответ — «негодую в интернете». Просто ржака. То есть ездить экономичнее не пробовал, ездить меньше тоже, только негодую. Да еще в интернете)

      • Сиплый

        выборка не репрезентативная. всего 430 человек. Судя по ситуации на дорогах на 8% отказавшихся приходится 16% новоприбывших.

        • Артем Краснов

          Так опрос два часа висит. Подожди до завтра)

  3. Чебурашка

    Ну у меня получается так что я стал меньше ездить
    хотя конечно цена тут не на первом месте
    тут все в куче — и не любовь к вождению, и стоимость бензина и лень идти за авто и дергать ее когда недалеко сходить и промяться. но факт в том что я с каждым годом езжу меньше и денег отдаю меньше 🙂
    в основном на межгород, там где стоимость дороги на автомобиле дешевле общественного транспорта а главное несравнимо удобнее.

Добавить комментарий