Накажи заправщика

Ловить заправщиков за руку станет проще: разработанная «Росстандартом» процедура позволит проверять качество топлива не только громоздким госструктурам, но и общественникам. Как проверка качества будет выглядеть на практике?

Столетняя проблема

Ситуация с контролем топлива на АЗС сложилась почти абсурдная: проверить подозрительную заправку на чистоплотность можно, выбрав одно из двух — либо эффективно, либо официально.

Контролировать качество топлива могут надзорные органы, но процесс забюрократизирован. Например, забор проб можно проводить не чаще раза в три года (!), а уведомлять руководство АЗС необходимо за три дня до грядущей проверки (№294-ФЗ).

Вот так делается отбор проб профессионалами: специальным стаканом топливо забирается прямо из хранилища. Если администрация АЗС откажется содействовать, набирать придется из колонки, а это не соответствует нормативам (пока)

С этой проблемой мы столкнулись во время нескольких рейдов по АЗС Челябинска. Тонкостей много: например, официальная процедура требует забора топлива из емкости, а не топливного пистолета. Естественно, «частные» проверяльщики не имеют доступа к топливному парку, а представители АЗС относятся к подобным проверкам с большим негативом и редко идут навстречу.

Даже публикация результатов неофициальных исследований сопряжена с рисками нарваться на судебный иск, а поводов найдется масса. Какая тара использовалась? Какая лаборатория делала тест? Не было ли подмены проб? Правильно ли интерпретированы результаты?

Но понять можно и АЗС: качественный забор и анализ топлива — дело не только хлопотное и сложное, но и довольно дорогое, поэтому некорректные результаты и манипуляции вполне возможны. В отдельных случаях такие проверки могут использоваться для очернения репутации компании.

Отбирать пробы нужно в металлические канистры или стеклянные бутылки. Наливать в пластмассовые емкости или пятилитровую ПЭТ-тару сотрудники заправки откажутся и правильно сделают — велик риск возгорания из-за статического электричества

В последние годы контроль топливного рынка усилился, а крупные топливные компании предпочитают перестраховаться, поскольку реализация больших объемов «контрафакта» обернется не только волной исков, но и репутационными потерями. Тем не менее, некачественное топливо в России встречается, и независимые экспертизы помогли бы решить эту проблему.

Выйти из тени

Росстандарт разработал процедуру проверки АЗС силами общественных организаций. При ее соблюдении результаты будут иметь юридическую значимость и могут стать поводом для привлечения АЗС к ответственности. Кроме того, ведомство планирует создать интерактивную карту заправок, на которой они будут ранжированы в зависимости от соответствия топлива нормативам.

Но вряд ли такие проверки будут по силам частникам. Например, процедура требует заключить договор с лабораторией, где будет исследоваться топливо, причем методы исследования должны соответствовать официальным — никаких экспресс-тестов. Процесс должен фиксироваться на видео, а в пул проверяемых АЗС нужно включать не менее пяти заправок разных брендов, чтобы исключить однобокость.

Стоимость полноценной проверки составит, по нашим оценкам, не менее 50 тысяч рублей на каждый вид топлива. Причем в эту сумму будет включен лишь минимальный набор параметров — для бензинов это октановое число, фракционный состав, массовая доля серы, плотность. Развернутый анализ увеличит сумму примерно в три раза.

Если организация планирует регулярные проверки, Росстандарт готов зарегистрировать ее и заключить соглашение, что повысить доверие к результатам.

Кстати, Росстандарт планирует изменить нормативы, разрешив забор проб из топливораздаточной колонки.

Для народных проверок очень важно, чтобы забор разрешили делать из топливо-раздаточной колонки.

Представители топливных компаний в целом положительно оценили инициативу.

При соблюдении стандартов отбора проб и методов исследования общественный контроль – несомненное благо. Как крупный игрок, мы, безусловно, приветствуем и поддерживаем инициативы, направленные на обеспечение честной конкуренции, – рассказывает генеральный директор «Газпромнефть-Лаборатория» Виктор Чуяков. – Такие меры позволят получить объективные данные для наказания продавцов некачественного продукта, но, с другой стороны, «обучить» общественные организации правильной оценке качества топлива.

Эксперт отметил, что ряд любительских способов проверки топлива вводит людей в заблуждение. К таким методам относится, например, использование «октанометров» – портативных приборов для экспресс-анализа бензина на октановое число.

— Бытовые октанометры без калибровки под топливо конкретного производителя могут выдавать значения, существенно отличающиеся от фактических, – поясняет Виктор Чуяков. – Единственным источником объективной информации о качестве топлива могут быть лабораторные испытания на сертифицированных приборах при условии правильного отбора проб.

Что можно проверить

Критериев качества топлива — десятки, поэтому чересчур дотошная проверка потребует изрядного финансирования. Разумнее пройтись по зонам риска.

Так, для бензинового мотора важными параметрами являются октановое число и содержание запрещенных антидотонаторов на основе металлов. Современные моторы не любят серы, которая выводит из строя нейтрализаторы и ускоряет коррозию, а чрезмерное содержание смол, ароматических и непредельных углеводоров повышает загрязнение форсунок и цилиндро-поршневой группы.

Нередко топливо загрязняется по пути к АЗС или вследствие нерегулярной чистки емкостей

Для дизельных моторов важна сезонность топлива: в России в течение года используют топлива трех классов (условно их можно назвать летнее, промежуточное и зимнее), причем для разных регионов существуют свои сроки перехода и требования к «морозоустойчивости». Несвоевременность перехода на промежуточное и зимнее топливо осложняет жизнь владельцам дизельных автомобилей осенью и весной, поэтому межсезонный контроль дизтоплива вполне уместен.

Кроме того, дизельное топливо разумно проверять на содержание воды, определять концентрацию серы, фракционный состав, в идеале — цетановое число, хотя такая проверка недешева.

Есть ли в России хороший бензин

В России сегодня действуют весьма строгие стандарты: с прошлого года на АЗС можно продавать лишь топлива пятого экологического класса, которые отличают пониженным содержанием серы и ароматических углеводородов. Не углубляясь в детали, наше топливо вполне соответствует общемировым стандартам, и крупные НПЗ как правило стараются соответствовать. Многие заправки-малыши закупают топливо на нефтебазах гигантов, поэтому торгуют вполне хорошим продуктом.

Несколько лет назад эта контейнерная заправка поразила нас качественным топливом. Секрет прост: ее владелец закупал топливо у крупного производителя и не использовал «запрещенные приемы»

Откуда же берется шквал проблем? В основном, из-за халатности, желания сэкономить и пресловутого человеческого фактора. В основном риски возникают на стадии дистрибуции топлива и розничной продажи. Небольшие АЗС могут «блендировать» топлива, смешивая разные сорта или добавляя запрещенные присадки в топлива более низкого качества. Нередко топливо загрязняется при перевозке или хранении в емкостях, которые нужно регулярно мыть, иначе в нем будут накапливаться тяжелые углеводороды, вода и грязь. Наконец, случают и откровенные ляпы, например, в Челябинске был скандал с АЗС крупной сети, которая пару часов наливала вместо бензина жидкость для очистки цистерны.

Качественное топливо в России есть, но, к сожалению, оно не всегда доходит до потребителя. Поэтому независимые и регулярные проверки нужны, в том числе, самим игрокам топливного рынка.

24 комментария

  1. Аяврик

    Со своей колокольни решил глянуть.))
    С качеством топлива намечается какая-то определённость. А как насчёт количества? По моим наблюдениям, нет в России АЗС, которые не грешат недоливом. При заправке 20 — 30 литров нехватка 0,5 — 1 литра не особо заметна, да и объёмы продажи бензина на трассовых АЗС на порядок меньше, чем ДТ с сопоставимым ценником. Получается, продавцам выгоднее воровать солярку, чем торговать бодяжным бензином.((

    • Артем Краснов

      Мы как-то пытались тестировать недолив, дело очень хлопотное. Проверяют недолив как правило на объемах 5 и 10 л (если не путаю), соответственно, нет проблем настроить колонку на больший недолив при больших объемах, которые официально не контролируются. Поэтому вполне допускаю, что приведенные вами цифры имеют место быть.
      Крупные компании, впрочем, могут этим и не баловаться, им такие риски — себе дороже. Думаю, у Лукойла и Газпром Нефти наливают плюс-минус точно (погрешность всегда есть). Малыши, наверное, чаще балуются недоливом, порой у них колонки такие, что точность обеспечить сложно.

      • Аяврик

        Пару лет назад забавлялся замерами на Лукойле от Че до СПб, по М-4 и М-7. Технология простая: беру 100 л. по топ. карте, в середине процесса отливаю в канистру 10 л. по счётчику (вплоть до сотых). Через 200 -300 км. заезжаю на очередную заправку. Озвучиваю жалобную историю про злых башкирских (татарских, самарских, чувашских) заправщиков,) обидевших бедного водителя и прошу у оператора контрольную ёмкость. Работники АЗС мне дружно сочувствуют, потому как 5 — 15% недолива это 15 — 20 тыр из моего кармана каждый месяц. Хором уверяют, что именно здесь всё без обмана. Заправляюсь и у них (и в канистру тоже). На следующей АЗС картина повторяется. За пару месяцев составил список из полусотни заправок, с датой, временем, количеством. НИ НА ОДНОЙ !!! АЗС не налили ровно, везде в минусе.
        Вся эта возня с соляркой по идее должна была подействовать на лукойловское начальство в москве, но понятно, что проблемы индейцев шерифа не волнуют…

    • Да, это вопрос. Как-то на одной из крупных сетевых голубеньких заправок на трассе в мою 20-литровую канистру влез 21 литр бензина. Задал вопрос: как так? Тетки-операторы развели руками. И не докажешь ничего.

      • Артем Краснов

        А ты канистру тарировал? Просто в бак 60 л (автомобильный) может войти, например, 67 л, потому что есть еще трубопроводы и горловина. Полагаю, у канистры тоже может быть объем, который производитель считает мертвым. Не настаиваю, просто предположение. Вот если бы 30 л вошло, это было бы показательно

        • Ну как тарировал ) нет конечно, как-то не было такой цели. Обычно если с канистрой заезжаю (для дачных нужд бензина прикупить или в поездку длинную), то заказываю полный бак, сначала в канистру лью, потом в бак.
          На ней написано 20 литров, всегда лил и наблюдал, входило 20 литров по горлышко. И тут раз — 21 литр.
          Вот и чудеса. Визуально изменений объема и формы железной зелененькой канистры не отмечено.
          Вот и пишу, что не доказать ничего.

          • Артем Краснов

            Если не ошибаюсь, допускается недолив 50 мл на 5 л, то есть 1%. Ну да, многовато недолили тебе.

        • Если б 30 литров, это уж совсем нагло было бы. А так вроде и ничего, ага? ))

  2. Сиплый

    Тема некачественного бензина — это еще один стереотип из ряда некачественных ВАЗов, некачественных дорог и пр. послесовкового мифотворчества. Бензин у нас системно хороший! Некоторые нелепые случаи в расчет брать нет смысла. Зачем эти проверки? Что они дадут? ВИНки и так проверяют свое топливо, да похлеще всяких общественников на постоянной основе. Не вижу ни одной причины этим заниматься.

    • Да у нас вообще все в шоколаде кругом, коммунизм же )
      И все честно делают свою работу, и не ворует никто, и преступности нет, и доходы у всех достаточные.
      Все, кто думают иначе — имеют стереотипное совковое мышление.
      А, забыл: инфляция у нас тоже исключительно оттого, что мы плохо думаем о росте цен.
      Троллинг засчитан.

      • Сиплый

        при чем тут коммунизм?
        У тебя типичная ошибка выжившего, только наоборот…один раз попал — значит так все и всегда попадают…у меня стажу водительского 13 лет и НИ РАЗУ не было проблем с бензином! предлагаю изучить вот этот видос: https://www.youtube.com/watch?v=5twTc3cAbW8&feature=youtu.be , но чтобы была понятна вся картина нужно нагуглить что это за чувак, почему он делает именно то, что делает, и что его натолкнуло на эти самые действия…

        • Поздравляю, у меня стажу водительского 17 лет, и что? Причем тут это?

          Если хочется верить, что жизнь становится все краше, а бензин все вкуснее — да пожалуйста. Дискутировать смысла не вижу.

          За ссылку спасибо, конечно, но видосы смотреть — увы, времени жалко. Их всяких много, все не пересмотреть, а жизнь у меня своя и она одна.

          • Сиплый

            Стаж при том, что если вокруг нас не коммунизм, как ты называешь, а какой-нибудь дикий бандустан был бы, то вероятность напороться на проблемы с бензом была бы сильно выше 99%…и за 13 лет я бы с обеспеченностью 0.999 получил или детонацию или засорение топливопровода и форсунок или еще какой-нить занимательный геморрой…

          • Сиплый

            Только щас подумалось, Дим, а ты когда бенз-то свой покупал? Зимой наверно….у него ж плотность меняется в зависимости от температуры довольно заметно…эти самые 5-10% запросто…нам вроде как продают литры на заправке, но колонки все тарированы на килограммы…т.е. продают фактически не объем, а массу, т.к. именно она имеет значение при сгорании в цилиндрах…Уверен в чистоте своего эксперимента?

  3. ЯРиК

    Во пиписками то меряться зачем начали. У кого сколько стажу. Да без разницы. Я когда на ГМ -569, и ДТ ездил там тоже проблем ни когда не возникало из за качества топлива ( с учетом того что и с длительного хранения топливо снималось, и года конец 90 начало 2000, и качества прям скажем не было, от слова совсем. Можно всю жизнь ездить и ни разу не нарваться а можно купить тачку и в первый же день попасть на нехилоNсумму билетов банка России. Можно 40 лет жизни водить автомобиль и ни разу не быть в аварии, а потом приобрести машину мечты, выехать от дилера, того что торгует рогатыми веретенами, доехать до ближайшего светофора на пересечении Бр. Кашириных и Чичерина ( т.е и ста метров не проехать на новом авто) и получить удар сзади от автобуса икарус (последнего из магикан). И… получить из седана даже не хэтчбэк а уже купэху какую-то. А потом 4 года судится, потому что водила типа спер в этот день автобус (ведь его уволили еще позавчера). И отсудится , вот только той суммы что была насчитана уже даже на комплект колес нормальных не хватает. У самого 2 китайца и итальянец в семье ( не потому что не могу позволить себе большего, а просто считаю функционал ТС довезти жопу из пункта а в пункт б, при этом не бояться съехать с дороги , и погрузить строй материалы или гав…но, но и свадьбу покатать не стыдно). один из китайцев дизель. Китайцы любят только Лукоил, а вот итальянец предпочитает ГАЗоконденсат. в 14 году заправил в незначительный мороз дизеляку на газпроме ( перемерз), больше не заправлял. В прошлом году зимой при выезде с Чё по уфимке, стояли с женой на ГПН заправке ( водички в дорогу купить), подходят к оператору мужики, Мы у вас вчера заправлялись, а сегодня в минус 15 завестись не смогли. Слова оператора дословно, А ГПН вообще то своего ДТ не делает, мы его так же закупаем, так что какие к нам могут быть претензии. У меня жена в глаза пацанам смеялась, лохи Вы говорит, дизель в Чё и регионе- только ЛУкоил, может и предвзято но проверено наверняка. Любая поломка двигателя (КШМ, ГРМ), а особенно гарантийного, начинается с проверки качества ГСМ, смотрят и топливо и масло. а уж потом вникают в суть проблемы. Реально в последнее время крупные брендовые заправки стараются не химичить. Недоливать конечно могут, но тоже под большим ?, да и человеческий фактор много на че влияет. В позапрошлом месяце заправлялся, на одной из заправок луки, и оператор ошиблась колонками ( мне вместо того чтоб залить на 1000р залила полный бак (73 литра), и …. Не смотрит даже в глаза , а говорит напарнице, дак эти …. иногда и сами путаются, чЁ, заплатит за полный бак. Не простите, не извинете, не войдите в положение, а заплати, дура не я а ты. Меня аж покорЁбило. У самого две родные тетки на заправке работают, знаю что не сахар, но так себя вести это пизнес. Встал в позу говорю — денег нет. -Так у тебя на карте на 3800 рублей баллов накоплено, че ты хочешь сказать, что я такая бедная должна за тебя в кассу денег внести. (Честно если продавец сдаст лишнюю сдачу всегда отдам, а тут забрало упало). ГОворю -денег нет, а что на карте это не мое, да и собственно Вас мои средства интересовать не должны.-Да мы да сейчас да мастера, да он сольет все. -Вызывай говорю, и пошел отогнал машину перед входом поставил, жду. Через 40 минут, подходит уже не злыдень писюкатый, а невинная овечка, простите извините войдите в положение, да мы вам щас скидку организуем. -А чЁ сразу то нельзя было вот так обратиться а не меня во всех грехах обвинять. Но говорю у меня реально в наличии только 2000 рублей ( а заправили на 2800). Да не мы вам скидку организуем ( ну хоть две и то хорошо). Вы еще раз извините.

    • ТотЧувачок

      даже интересно стало, что за рогатое веретено. )))

    • Сиплый

      Чет уж больно знакомая история…вы тут раньше не участвовали под каким-нить другим ником?

    • Артем Краснов

      ЯРиК, история с аварией один в один напоминает инцидент, который произошел с отцом моего хорошего друга, Андрея Винникова. Но судя по дальнейшему описанию, речь все же не о нем.
      А так история была аналогичной: выехал из автосалона, получил удар от ПАЗика сзади, водитель официально не работал, разборки тянулись много лет.

  4. Вот и я пишу, причем тут длина… стажа? ))

  5. ЯРиК

    Яп на то начинается на та заканчивается

  6. ЯРиК

    Артем, про короллу с этой фамилией речь и была.

    • Артем Краснов

      Ясно) Я уж думал, там место проклятое.

  7. ЯРиК

    Может окончание смазано, но слишком много машин прошло с одинаковыми историями

  8. ЯРиК

    Для Сиплого, так вся жизнь, это спираль. Большинство истории что с ДТП, что с топливом примерно одинаковая. После всех ситуаций, начинаешь анализировать, и понимаешь ,что что то держало тебя за руку, и ты то не хотел там ехать то не хотел заправляться. Такова Селяви.
    Могу рассказать истории про одного армянина (конечно же согласно особенностей нации занимавшегося производством шашлыков и прочих бурумов в небольшом городе Сатка), который в последствии, чуть в братья ко мне не напросился. Было это в примерно в то же время что и происшествия с короллой Бизнес придорожных кафе развивался достаточно для того чтобы, человек понял что необходимо приобрести, согласно статуса хозяина бизнеса, автомобиль ассоциирующий его обладателя как успешного чебурека. И снова сбычность мечт. Долгожданная Камри ( а в то время они были действительно долгожданными, продажники выдавали в день около 35-40а/м), кожа, рожа, 3,5 литра, и под капотом кобыл далеко за пару сотен (налоги тогда не сильно давили на кошелек счастливого обладателя, да и лазейки ухода от госмздоимцев были. Купил камрюху и газель ( японца хоть додумался застраховать в круг, а вот газель не получилось, да и зачем она даже если выгорит полностью, ремонт будет дешевле чем ее рыночная стоимость. И поехал в сторону «родного дома» или малой родины бизнеса. Как на зло в районе г. Че-куль. шли учения ШОС, и стояля значительная по своим размерам пробка. Камри остановилась впереди, газель чуть чуть позади. И все бы не чего, но в газель, из за отказа торомзов и значительного перегруза въезжает Арбузтранс ( в лице двух ярких представителей солнечного Азербайджана). Основной удар приняла на себя газель но при этом и досталось от газели, продвинувшейся вперед и камрюхе (собрало все до задних дверей). Со слов, хозяина камри, когда вышли, виновники, и стали обращаться к нему с предложениями- Типа БРАТ прости. Он ярко и сочно ответил им всеми знакомой фразой из неплохого фильмаЮ, -НЕ БРАТ, ТЫ МНЕ, ГНИДА ЧЕРНОМАЗАЯ и далее непереводимый самобытный фольклор. ТАК вот за день испытал и радость приобретения мечт, и гордость обладания , и непомерную горесть их утраты. А как плакал мужик (пятидесяти с небольшим лет), разъясняя по телефону, своё горе. Для камри все закончилось радостно через три месяца автомобиль был восстановлен по полису ( была бы комплектация минимальная она бы конструктивно умерла, а так страховой суммы хватило) газель продана на запчасти. Вот такие радостные будни. были

Добавить комментарий