Терпилы и революционеры

За обедом случилась дискуссия с коллегой на тему ГОКа, смога, Навального и вообще. Я, как известно, симпатизирую Навальному еще меньше, чем смогу, и в результате умудряюсь спорить со всеми сразу: и с чрезмерными патриотами, и с либеральными навальнистами (с последними ожесточеннее). И вдруг меня осенило, что позиция моя заведомо не найдет единомышленников, потому что в глубине русской души есть двоичный код, выраженный антонимами: терпила или революционер. Нужно выбрать одну маску из двух, даже если обе сидят плохо.

Мы умеем терпеть. Мой собеседник, Полина, выразила мнение, что корни явления в том, что Россия находится в зоне экстремального земледелия. Сама погода научила нас терпеть свои капризы, а с ней превратности судьбы и самодурство начальников. Допустим.

Но есть у россиян и другой режим, когда мы вспыхиваем легче спичек. Когда мы не просто «улучшаем», а сначала сносим подчистую старое, чтобы потом враз создать великолепное новое. И непременно враз. Лет за пять, если речь о стране. Дня за три (или сколько там длится тренинг?), если речь о жизни человека.

Режим «терпила» и режим «революционер». Этот диполь встречаются и в других менталитетах, но является пограничным — два маргинальных рубежа, между которыми мясцо умеренных взглядов (хотя поляризация наблюдается сейчас и в западных странах). Но у нас середины нет в принципе. У нас ты либо тут, либо там. Либо терпила, либо революционер. Если ты посредине, то ты терпила для одних и революционер для других. Середину мы не различаем в принципе. У нас срединная слепота.

Это проявляется и на бытовом уровне. Как часто мы ссоримся с друзьями и семьей, потому что кто-то очень долго держал что-то в себе? Терпел-терпел, раздувался от гнева, краснел и потел, чтобы потом взорваться? Да что там… Я сам такой. Есть у меня такая дурацкая природная обидчивость, которую я постепенно изживаю.

И то же самое в общественной жизни. Терпеть-терпеть этот смог годами, чтобы потом потребовать взорвать всю промышленность и превратить окраины Челябинска в заповедник. Терпеть-терпеть соседство с «Маяком», чтобы потом переехать в Краснодар в шлейфе рутениевого скандала. Терпеть-терпеть кривых парковщиков, чтобы потом пойти и жечь их машины.

А не бывало у вас такого, что вы готовили кому-то критическую заточку в бок, собирались с духом три дня, а потом бац… еще до того, как вы обнажили оружие, оппонент с вами согласился и сделал по-вашему? Такое случается чаще, чем кажется тем, кто терпит до последнего, чтобы потом всадить заточку уже без предупреждения.

Нам нужно учиться не держать в себе так много. Некоторые плохие вещи происходят не только из-за коварства властей или всемирного заговора против нас лично. Они происходят, потому что иногда мы или молча терпим, или выглядим припадочной истеричкой — и то, и другое обожают манипуляторы всех мастей, делая нас  своим инструментом.

Нам нужно учиться отличать «раскачивание» от конструктивной обратной связи, которая является топливом общественной динамики. Если кто-то на что-то жалуется, но делает это в конструктивном ключе, то скажите ему спасибо, а не записывайте в махровые революционеры. Потому что «революционеры» только и ждут, когда их армия ходячих пополнится новым призраком, который не нашел золотой середины. Которого обидели те, за чьи права он вроде бы и боролся.

Что такое «в конструктивном ключе»? Пример: бесят вас машины, запаркованные на газоне. Они многих бесят. Предпримите законные усилия, чтобы убрать их. Это потребует времени и энергии. Есть риск, что это ни к чему не приведет. Но есть и обратные примеры, например, в Челябинске довольно активно эвакуируют запаркованные на тротуарах машины из дворов. Так что вы все же попробуйте, прежде чем говорить «никому этого не надо». Разберитесь в законодательстве. Подумайте, куда можно обратиться. Сделайте это без надрыва. Некоторые вещи делаются не на зло — скорее, по недосмотру, глупости или от лени. Иногда небольшого толчка достаточно, чтобы шар попал в лузу.

Не надо терпеть до последнего, а потом брать в руки факела и поджигать. Поищите вменяемое решение. Давайте властям обратную связь. Не надо копить яд годами: если вас что-то беспокоит, пишите в уполномоченные структуры, пишите в СМИ, спрашивайте совета у юристов. Будьте доброжелательны — это первый признак, который отличает истериков от конструктивщиков.

Не ждите, что все случится по-щучьему велению в ночь на Рождество. Может быть, ваши усилия сегодня облегчат нам всем жизнь через полгода. Но это тоже результат.

Готов ли я помочь в рамках моих возможностей? Безусловно.

Посчитает ли кто-то жалобы «раскачиванием»? Наверняка. Прежде всего те, кому выгодно занять инертную позицию. Но имейте на этот счет свое мнение, и сами различайте рубеж, за которым спокойные замечания переходят в тупиковое ожесточение.

Благополучие цивилизованных стран в том числе является результатом небезразличия их граждан, в чем вы можете убедиться лично, оказавшись там. Не все делается сразу, но если не делать, оно не делается вообще. И тогда остается лишь «до основания, а затем…»

Все сказанное относится и к больной у нас теме экологии. Мне не нравится, когда к ней примешивают радикальную оголтелость. Но я также не считаю, что граждане должны смириться и терпеть: определенный резерв по улучшению есть и его нужно использовать. Не сразу, без перегибов, но тем не менее.

И этот резерв никогда не реализуется, если мы будем сидеть, терпеть и ждать второго пришествия.

16 Comments

  1. Все правильно ты говоришь. Так и есть:надо сначала попытаться решить проблему мирно и законными способами. Если не помогло — жечь к херам эти машины во дворах. Я уже, кстати, близка к этой стадии, потому что два моих заявления не дали ровным счетом ничего. Одно вообще сгинуло в недрах ГАИ (а может, и не в ее недрах), а на другое пришел участковый и долго мне выговаривал, что я такая-сякая, другим работы добавляю. Нет бы с пониманием отнестись к автовладельцам: ну куда ему ставить машину, если больше некуда, только на газон? Так я себе нервы треплю, его тревожу и с соседями отношения порчу. «Вот такие, как вы…»
    Короче, зреет во мне революционер.

    1. Видишь, если двор «неудачный», парковаться негде, а газоны давно превратились в грунтовые площадки, то бесполезно влиять на каждого конкретного автомобилиста — один уедет, двое других приедут. Скорее, тогда нужно пробивать в УК огораживание территории заборчиками и пр.
      Но если у тебя во дворе ситуация вопиющая, скинь фотки, может быть, что-нибудь придумаем.
      К сожалению, законодатели никак не могут определиться с практикой эвакуации машин с газонов, т.е. она формально «почти разрешена», но на практике еще не используется. С тротуаров уже начали, что тоже неплохо.

      1. Двор у нас неудачный, это да. Сдавался дом в 70-е,когда машины были еще роскошью. Поэтому парковок во дворе не предусмотрено. Но, что интересно, за домом есть платные охраняемые парковки. Две законных,одна полузаконная, есть еще бесплатные «карманы» вдоль Комсомольского, но ставить туда машины люди не хотят: грязь и небезопасность. Проще сэкономить 80 рублей за ночь и впендюрить свою «марусю» на тротуар.
        Однажды у нас в соседнем доме был пожар. Без жертв, слава богу, но смотреть, как пожарная машина крутится, пытаясь проехать к месту возгорания и при этом не задеть понатыканные машины, — это захватывающее зрелище.
        Кстати, вот интересная тема: если припаркованная машина мешает проехать спецтехнике, то что делать? В США пожарным разрешено выбивать стекла и протягивать шланги прямо через салон авто, если оно припарковано возле водонапорной колонки. А у нас?

      2. Да поди даже не 80 рублей, а 50, по Че такой тариф для «неэлитных» парковок ))
        А что до спецтехники, то проблема это большая. Они вроде как могут портить чужую собственность в условиях крайней необходимости, но ее же потом надо доказать.Едешь на вызов и не знаешь, есть там прям крайняя необходимость или кто-то накурил в подъезде. Поэтому они стараются не усердствовать с порчей

  2. Артем, а мне кажется что твое высказывание пишите звоните обращайтесь ( то большинство что находится между терпилами и революционерами, из серии пивасикопопкорнистов, будут называть это одним словом СТУЧАТЬ, хотя это наверно можно отнести и к терпилам). Моисей 40 лет водил народ не потому чсто место искал. а потому то ему нужно было поколение свободное от …. В нашем государстве, где 5/3 отсидело , а 1/3 находится под следствием, это пока не совсем приемлемо «по понятиям», да и с детства детей приучают не ябедничать а справляться со своими проблемами самостоятельно. Вот и воспитаны в терпиливо-революционном жанре. Смотришь что перед тобой шифоньер и ты с ним не сладишь, -терпила, ну а видишь кого послабей или на равных — революционер (отношу это не ко всем). Что характерно и в среде властьимущих — в основном терпилы (понимают, что с точки зрения законодательной они много в чем ограничены), но как только мы «вылетаем» из кагорты избранных, то сразу становимся типа — революционерами (баба яга против). Что же вы при власти то все косяки не замечали ( или просто понимали что большинство спичей или незаконны, или нормативно правовая база вообще отсутствует). Так и народ у нас живет. Общественная деятельность сродни сетевому маркетингу ( общения много, времени свободного мало, работы по стеованию много а выхлопа в денежном эквиваленте вообще нет). Ранее в коммунистические времена, было одно хорошо, все депутаты были почти из народа, по крайней мере работали на местах (территориально и производственно), а на созывы и съезды выезжали в стольный град ( и была у них надбавка к основной з/п). Сегодня же охеритетиельная з/п за счет налогов, и полное отсутствие понимания что твориться на местах (взать даже выходца из народа по нашему фед округу, щас и на хрАмой козе не подъехать). Мы рассуждаем о терпилах и революционеров, здесь в городской среде, а проедь за 40-50километр, в деревушку, там нет не терпил не революционеров. Если не спился то просто выживает, да и некогда ему револиционировать у него задача упрощена донельзя (заработать чтобы выжить).

    1. Можно не писать-звонить. Можно по-хорошему поговорить с человеком, который чем-то нас не утраивает. И это тоже работает. Главное, не держать в себе слишком долго.

      >>>а проедь за 40-50километр, в деревушку
      Ох уж эти советы))) Прям я деревни не видел. Но деревни тоже разные, например http://krasnov74.ru/2017/09/11/letovderevne/

      1. Да, проедь в деревню, это не в претензию к тебе. Это любому горожанину, для сравнения. У меня родственники за Парижем живут, при з/п в 12-17 тысяч (скотину уже не держут возраст) умудряются, и детям помогать, и куча электробензоинструмента, и трактора обслуживать на на гранте ездить, и ко всему прочему всякие автомойки иметь. Вот казалось бы как так то. у меня за квартиру такая плата, как у них зарплата. Зажрались.

      2. Так в приведенном примере деревня тоже такая, что аж слюни текут. Правда, люди работают, а не в интернетах революции делают. Может быть, поэтому 🙂

      3. >>Можно по-хорошему поговорить с человеком, который чем-то нас не утраивает. И это тоже работает. Главное, не держать в себе слишком долго.<<
        В моем случае обычно такое заканчивается конфликтом и возможно последующей враждой. Я могу по-хорошему поговорить только со знакомым мне человеком, незнакомый же в большинстве случаев сразу переходит в оборону.

      4. Не, ну как поговорить, опять же. Но это особое искусство — держаться выше агрессоров, сохраняя доброжелательность. Я, например, им не обладаю. Но в исполнении других видел)

      5. Обычно когда обращаюсь к незнакомому человеку с какой то претензией, он либо делает вид, что меня не слышит, либо сразу начинает обороняться. Адекватной реакции еще не видел ни разу. Не знаю может подход у меня слишком прямолинейный, а надо начинать разговор от куда то из далека.

      6. Конечно, лучше издалека. С балкона крикнуть: «Э-э, слишь, корыто свое убрал». 🙂

    2. К стукачеству сейчас люди относятся гораздо проще. Просто стучать по большому счету некуда. Люди хотят жаловаться, но не знают куда, возникает ощущение, что их власти не слышат и они начинают превращаться в революционеров. Я уверен, открой сейчас пункт приема доносов и жалоб, туда очередь выстроится.

  3. >>Мы умеем терпеть. Мой собеседник, Полина, выразила мнение, что корни явления в том, что Россия находится в зоне экстремального земледелия. <<
    Я бы корни этой проблемы в христианской религии поискал. Именно скинув оковы христианства поверив в марксизм замутили когда то февральскую революцию. И именно по этому, как мне кажется, сейчас упорно навязывают нам христианство.
    Про революционеров отдельная тема, даже не хочется про нее начинать. Достаточно посмотреть до чего дореволюционировало соседнее с нами государство. Боролись с олигархами, получили президента олигарха и дружно схавали. Аналогичные сценарии вполне возможны и у нас после выборов. Навальнята возбудятся когда их Ололоша не пройдет.

Добавить комментарий для ЯРиКОтменить ответ