Год 2018: что нового для водителей

В новом году водителей ждет немало поводов для холиваров, например, необходимость возить с собой спецодежду или расширение полномочий камер видеофиксации, которые научатся штрафовать на отсутствие ОСАГО и техосмотра. О главных изменениях 2018 года — в небольшом дайджесте.

Техосмотр возвращается

После реформы 2011 года техосмотр стал формальностью, но уже в 2018 году гайки затянут до рези в глазах: бумажные диагностические карты заменят электронными, проверять их наличие смогут камеры видеофиксации, запись техосмотра должна будет храниться у оператора, а за выдачу «левого» техосмотра предусмотрят уголовную ответственность.

Электронные ПТС расскажут историю автомобиля

В 2018 году нас ждет глобальная реформа системы регистрации автомобилей: переход на виртуальные ПТС начался уже в конце прошло года, но явление станет массовым с 1 июля. Электронный паспорт — нечто большее, чем современная альтернатива бумаги: так, защищенная запись в базе данных будет хранить не только информацию об автомобиле и собственниках, но и почти всю его официальную историю, включая прохождение техобслуживания, залоговый статус и страховые случаи.

Из приятных новостей — возможность купить красивый номер официально: принципиальное одобрение властей уже есть, но процедура пока не разработана.

Автомобили снова подорожают

Рост утилизационного сбора и акцизов на автомобили, по оценкам, приведет к очередному скачку цен, причем для среднеценовых моделей он может достигнуть величины в 100 тысяч рублей. Росту цен способствует и постепенное восстановление авторынка, который в прошлом году прибавил более 10%.

Сдерживать цены будет прямая и косвенная помощь авторынку, например, компенсация утилизационного сбора для местных автозаводов. В правительстве обещают и продление программ «Первый автомобиль» и «Семейный автомобиль», которые досрочно завершили работу осенью этого года.

АЗС поставят на счетчик

Штрафы за продажу некачественного топлива будут исчисляться в долях от денежного оборота компании: в принятом законопроекте их величина составляет 1% от всей выручки за предыдущий год! А это — миллионы рублей.

Кроме того, разработанная Росстандартом процедура позволяет контролировать качество топлива не только надзорным органам, но и частникам.

ОСАГО станет либеральнее и дороже

Неизбежны изменения в области ОСАГО, и, судя по всему, основные усилия будут направленны на постепенную «либерализацию» тарифов. Сейчас тарифы заданы достаточно жестко, но в перспективе их отпустят в свободное плаванье. Чтобы не волновать людей, первая реформа летом 2018 году состоится в интересах водителей: вероятно, уйдут территориальный и мощностой коэффициенты, зато страховщики смогут давать скидки водителям с аккуратным стилем вождения. Но для злостных нарушителей полисы подорожают, причем весьма серьезно.

В длительной перспективе власти попытаются выйти из тупика, отдав тарификацию ОСАГО на откуп страховому сообществу, что наверняка увеличит стоимость полисов.

Усилится борьба с «безосажными», например, за счет уголовного преследования обладателей поддельных полисов. Комплексы видеофиксации могут подключить к базе данных АИС РСА, и тогда автовладельцы будут получать штрафы за отсутствие ОСАГО в заочном режиме, по почте. Спорный момент: фиксировать ли каждый проезд под камерами автомобиля без полиса?

В замен власти обещают популяризовать оформление аварий без ГИБДД по системе «европротокол»: лимит увеличится до 100 тысяч рублей, а воспользоваться схемой можно будет даже при разногласиях водителей относительно виновности. Но есть и ложка дегтя: для оформления такого ДТП понадобятся комплексы ЭРА-ГЛОНАСС с новыми прошивками и специальное мобильное приложение для фото- и видеофиксации последствий ДТП.

С 1 января 2018 года полисы ОСАГО будут снабжаться QR-кодом, позволяющим быстро «пробить» полис по базе данных.

Кроме того, ГИБДД разработает новую форму приложения к процессуальным документам, которое заменит ликвидированную справку о ДТП.

К новинкам ПДД придется привыкать

В 2018 году станут очевидными последствия недавних изменений ПДД, например, на перекрестках появится разметка-вафельница, запрещающая выезд на него при заторе впереди — нарушение зафиксируют комплексы видеофиксации.

Круговые перекрестки стали главной дорогой «по умолчанию», поэтому устранение знаков приоритета на некоторых из них не должно стать сюрпризом для водителей: уступать теперь должен тот, кто въезжает на перекресток, обозначенный знаком 4.3.

Появятся и новые знаки, например, запрещающие въезд в отдельные части города автомобилей с низким экологическим классом. Принятый закон «Об организации дорожного движения» заработает лишь с 2019 года, но сами знаки уже есть в правилах и подготовка к реализации может начаться уже скоро.

Другие «знаковые» новинки — обозначение диагональных пешеходных переходов, знак для выделенных трамвайных полос, а еще — полезный знак, который разрешит поворот направо на запрещающий сигнал светофора на малонагруженных перекрестках.

В ПДД должно появиться новое понятие — зоны успокоенного движения, где пешеходы имеют право пересекать проезжую часть в любом месте, а транспорт тормозится искусственно, например, за счет движения по волнообразной траектории.

Весной законотворцы могут вернуться к обсуждению вопроса об ужесточении скоростных лимитов за счет сокращения «зоны нечувствительности» с 20 км/час до 10 км/час.

С марта 2018 года водители обязаны возить с собой световозвращающие жилеты. Надевать их нужно в случае вынужденной остановки вне населенных пунктов в темное время суток или в условиях ограниченной видимости.

Водителей разделят на «любителей» и «профессионалов» — такой подход использовался в советское время. Последних обяжут сдавать квалификационный экзамен на профпригодность.

Любительские регистраторы приравняют к комплексам видеофиксации

Долго вызревала идея наказывать нарушителей по записям с мобильных телефонов и видеорегистраторов, и осенью прошлого года правительство дало принципиальное согласие на ее внедрение.

Напомню концепцию «заочного наказания»: установив на мобильное устройство специальное приложение, любой гражданин может заснять нарушителя определенных пунктов ПДД на видео и отправить прямо в центр видеофиксации нарушений ГИБДД. Там видео проанализируют, и если нарушение подтвердится, собственник транспортного средства получит письмо с готовым постановлением, которое будет вправе оспорить в десятидневный срок. Ожидается, что окончательный вариант законопроекта, меняющего КоАП и ряд других нормативов, появится в 2018 году.

Чтобы облегчить водителям жизнь, в следующем году заработает процедура мгновенного оспаривания некорректных штрафов с камер: предположительно, на портале «Госуслуги» появится кнопка, которая сначала позволит отписаться от чужих штрафов, а со временем указывать и на другие ошибки комплексов.

Такси станут цивилизованней

В 2018 году ожидается принятие нового законопроекта, регламентирующего деятельность такси: он подразумевает приобретение таксистом специальной страховки (так называемое ОСГОП) и уточнение ответственности диспетчерских центров за инциденты с подконтрольными им такси.

5 комментариев

  1. Даниил

    Жилет прикупил 23 октября. Ну меня и за ближний свет останавливали до его введения обязательным. Все правильно, всё по плану ))

    • Артем Краснов

      А у меня есть жилет, подаренный одним хорошим человеком 😉

    • Аяврик

      Планы у нас всегда правильные. У нас исполнение кривое. Логично предположить, что правильно выбранное место остановки, включенная аварийка и разумная осторожность сделают для безопасности водителя гораздо больше, нежели упомянутые жилеты. Их лучше отдать пешеходам.
      По этой теме вспоминаются обязательные катафотные ленты по периметру грузовика, особенные кресла для детей, евроаптечки, в которых нет ничего, кроме пластыря, обязательно оранжевые поворотники, буква «Ш» на заднем стекле, ещё куча требований к водителям что-нибудь купить. У меня стойкое впечатление, что госдума (или кто там ещё) закупили по дешёвке эшелон жилетов, и теперь торгуют ими в законодательном порядке.((

      • Артем Краснов

        Идея с жилетами сама по себе неплоха: стоят они недорого, места не занимают. Но есть риск кривого исполнения, когда обяжут возить лишь сертифицированный жилет (самый бестолковый из возможных) по цене 1500 рублей.

  2. Сергей

    Нужно давать более развернутую норму: верхняя одежда салатного или оранжевого цвета со светоотражающими полосками. У меня спецовка «светофор». Тот же жилет но с рукавами. Зачем на него жилет одевать

Добавить комментарий