Прощенный налог

В России начинается масштабная налоговая амнистия, в ходе которой россиянам простят до 150 млрд долгов, в том числе, по транспортному налогу. Идея родилась в середине декабря 2017 года и претворена в жизнь поразительно быстро, за считанные недели.

Амнистия касается долгов по налогам на имущество, включая транспортный, которые образовались до 1 января 2015 года. Важно не сделать ошибки: долги за сам 2015 года, равно как и предыдущий 2014 не списаны. Дело в том, что транспортный налог за конкретный год начисляется в середине весны следующего года и подлежит оплате до конца осени.

— Это означает, что образовавшиеся на 1 января 2015 года долги относятся к налогам за 2012-2013 годы, — поясняет пресс-секретарь УФНС России по Челябинской области Юлия Бердникова.

Налоги за более поздние годы начиная с 2014 платить необходимо по обычной схеме — до следующего декабря. Напомним, что в уведомлении от налоговой службы могут фигурировать налоги за три предыдущих года. В случае просрочек должник получает пени, а затем дело передается в суд, которые принимает решение о принудительном взыскании долга силами приставов.

— Как такового срока давности по взысканию долгов по транспортному налогу нет, — объясняет руководитель пресс-службы управления Федеральной службы судебных приставов (УФССП) по Челябинской области Ольга Шебанова. — Исполнительное производство может быть прекращено по ряду оснований, например, при невозможности взыскать долги, но как такового лимита времени нет. Даже если служба принимает решение о прекращении производства, запись о нем будет в течение трех лет оставаться в базе данных, что может, например, осложнить должнику получение кредитов в банке.
После амнистии исполнительные производства взысканию долгов по транспортному налогу за 2013 и более ранние годы будут прекращены. Представитель УФНС Юлия Бердникова также подчеркивает, что списываются не только сами налоги, но и любые начисленные за них пени. Специальных уведомлений для граждан не будет:

— Если гражданин имеет личный кабинет на сайте gosuslugi.ru, то он увидит исчезновение информации о заложенности, если не подключен, то изменится информация в базе данных и, как следствие, в отношении должника не будет продолжен механизм взыскания долгов, — добавляет Юлия Бердникова.

Как пояснил журналистам глава комитеты Госдумы по бюджету и налогам Андрей Макаров, общая сумма списанных долгов составляет около 150 млрд рублей. Прецеденты уже были: аналогичная налоговая амнистия состоялась в России в 2011 году, но объем списанных долгов был примерно в пять раз меньше.

Челябинская область отличается достаточно высокими ставками транспортного налога на фоне остальной России. Напомним, что на федеральном уровне утверждаются базовые ставки для пяти диапазонов мощностей (пограничные значения — 100, 150, 200, 250 л.с.). Регионы имеют право устанавливать тарифы, ограниченные величинами 0,1-10 базовых ставок. В 2011 году в Челябинской области тарифы были откручены до максимально возможного значения для автомобилей мощностью свыше 150 л.с.. Они же действуют до сих пор. Например, владелец 306-сильного BMW X5 платит с 2012 года ежегодный транспортный налог в 45,9 тысяч рублей. В соседней Свердловской области налог существенно меньше — 30,4 тысячи рублей. Кроме того, в Свердловской области снизили ставки для маломощных машин, например, владелец 62-сильного Daewoo Matiz платит в Екатеринбурге 155 рублей в год, в Челябинске — 477 рублей. Свердловский хозяин 105-сильного Ford Focus отдает в казну 987 рублей, челябинский — 2100 рублей.

Сам принцип исчисления транспортного налога неоднократно критиковался, в первую очередь, из-за его привязки к мощности двигателя. Налог идет на пополнение дорожного фонда, но связь между износом дорожного полотна и мощностью двигателя весьма призрачная: больше влияет масса автомобиля, а также размерность и тип резины. Кроме того, важна интенсивность использования автомобиля.

Чтобы исправить ситуацию, власти перешли на взимание акцизов, которые заложены в стоимость топлива: в этом случае, больше платит тот, кто больше ездит. Весовая категория автомобиля косвенно учитывается за счет повышенного расхода топлива тяжелых машин. Изначально предполагалось, что топливные акцизы заменят транспортный налог, но в итоге решено было оставить оба механизма сбора денег. Причем акцизные расходы автомобилистов выше, чем величина транспортного налога: например, владелец 105-сильного Ford Focus платит в Челябинске 2100 рублей транспортного налог, тогда как акцизы составят 14 тысяч рублей (средний расход 10 л/100 км, годовой пробег 20 тысяч км, размер акциза на АИ-95 — 10,1 тысяч рублей за тонну). В 2018 году акцизы вырастут, поэтому соотношение будет еще более контрастным.

Прощение давних транспортных налогов — мера, в целом, популистская. Тем более в конце 2017 года автомобилисту могли выписать налоги за 2014, 2015, 2016 годы, и если не было судебного решения о взыскании просроченных в 2012-2013 году налогов, инициировать процедуру их принудительной оплаты сейчас уже нельзя.

8 Comments

  1. Только сегодня с госуслуг списали задолженность в 1500 денег за налоги, осталось еще не много и может и другие простят.

    1. Вообще какая-то расхолаживающая мера, если честно. Замысел понятен — пиар перед выборами, плюс сокращение расходов на взыскание этих долгов (в основном небольших). Но для тех, кто платил честно, выглядит плевком. Дескать, вот вы дебилы все)))

      1. Вот, и сказать не чего. Но и не стыдно. Как грится про овцу и пару клоков шерсти. Но плевок в сторону честных налогоплательщиков — это ХЗ. Может просто на рекламу не купились — «заплати налоги и спи спокойно». А тем более в нашем регионе, где властьнашиимущие утвердили, по всем налоговым параметрам максимальные ставки, а ты вертись как хочешь.

      2. Поддерживаю! Теперь даже порядочный налогоплательщик задумается — «а на хз козе баян».

        Мина замедленного действия. Этот креатив потом боком может вылезти.

  2. Заплатил налоги — спи спокойно, лошара!
    Помнится, лет пять назад ко мне домой приставы приходили описывать имущество за сторублёвый штраф. А нынче им 150000000000 (бля, устал нули считать) не деньги. Пора раскулачивать.
    Во, а ещё есть идея! Где-то на трассе видел табличку:»Данный участок дороги построен на средства, полученные от системы Платон.» Предлагаю поставить на металлобазовском мосту похожую, но с надписью:»Данный мост никогда не будет построен на средства, полученные от транспортного налога.»))

  3. Сто процентов. Чувствую себя полным дураком, что всегда вовремя платил все налоги. Получается надо не платить. Насчет предвыборной схемы, имхо у нас в основном все платят, и получается каждому в душу просто плюнули. Нет что бы сделать наоборот, кто вовремя платит скидка 50% как и с штрафами.

    Как всегда все через опу в этой жизни..

    1. Кстати, интересная идея, и более справедливая — тем, кто платил налоги, сделать год без налогов))) Что-то вроде бонусной покупки для постоянных клиентов.

  4. Один таксист мне рассказывал, что платит штрафы только когда к нему за ними приходят приставы…

Добавить комментарий