Авторынок 2017: оттолкнулись от дна

Продажи автомобилей в 2017 чуть-чуть не дотянул до планки в 1,6 млн автомобилей в год, что означает кисло-сладкую новость: это на 12% больше прошлогодних результатов, но это почти в два раза меньше результатов 2012 года, когда было продано около 3 млн машин. О лидерах и лузерах авторынка 2017 года — в небольшом обзоре.

Низшая точка позади

Прошлый год оказался неровным: начался он скромно, и в первом квартале продажи колебались на уровне 2016 года, но к лету динамика улучшилась и в отдельные месяцы прирост продаж достигал 20% — такого «плюса» не было уже много лет.

Летом разогнать рынок помогли целевые госпрограммы «Первый автомобиль» и «Семейный автомобиль», спрос на которые оказался так высок, что они кончились на два с половиной месяца раньше срока, в середине октября.

Итоги года отражают общую картину: да, есть улучшение относительно совсем уж тяжелого 2016 года, но о восстановлении рынка говорить рано.

— Рынку предстоит долгий путь возвращения к его прежнему размеру, но первый и очень важный шаг в правильном направлении сделан, — считает председатель комитета автопроизводителей АЕБ Йорг Шрайбер. — Несмотря на слабый старт в январе и феврале, за весь год продажи выросли на 11,9%.

Нет и полной уверенности, что тенденция имеет устойчивый характер. Так, в 2017 году продажи подстегивал отложенный спрос — автомобили покупали те, кто не смог или не захотел это делать в разгар валютных «флуктуаций». Рынок подпитывали программы господдержки, которые, как показывают опыт, со временем теряют эффективность. Наконец, определяющим фактором являются цены на автомобили, а в нынешнем году они могут повыситься, что опять затормозит продажи.

Марки: лидеры и аутсайдеры

Большая часть марок-лидеров показала продажи выше среднего уровня по рынку, а первое место по традиции досталось АвтоВАЗу, продажи которого выросли на 17%, а доля рынка превысила плановые 20%.

Две родственные марки — Hyundai и Kia — заняли 2 и 4 место соответственно, но в сумме даже опередили АвтоВАЗ. На третьем месте расположилась марка Renault.

Rio остался лидером рынка

Стабильны продажи у Toyota: нет прироста и нет падения, в итоге — пятое место по результатам года. Также в десятку вошли Volkswagen, Nissan, ГАЗ, Skoda, Ford.

Стоит отметить успехи марки Ravon (бывшая Daewoo), которая несмотря на ряд скандалов в прошлом году, сумела организовать продажи и реализовать более 15 тысяч автомобилей.

Из значимых для рынка марок существенный спад продаж у российского УАЗ (-15%), который пытается остановить тренд выпуском новых моделей, в частности, УАЗ Профи.

Незначительный объем продаж у Subaru и Suzuki, которые зависят от импортируемых моделей, а Peugeot и Citroen за счет наличия локализованных моделей сумели выступить лучше среднего (+37% и +15%), но так и остались «миноритариями» рынка.

Интересно, что премиум-сегмент прошлый год закончил без ощутимого прироста: лидер рейтинга Mercedes-Benz показал нулевой рост продаж, а ряд марок, например, Lexus, Audi и Land Rover ушли в минус. Отчасти это связано с их лучшими результатами в предыдущие годы: премиум-сегмент меньше сократился в разгар валютного кризиса, чем масс-бренды.

Как и в предыдущие годы, рынок контролирует альянс Renault-Nissan-АвтоВАЗ, который обеспечивает более трети всех продаж.

Корейцы ставят на Rio, АВТОВАЗ — на Vesta

Самой продаваемой моделью остался Kia Rio, которому не помешала даже смена поколений летом этого года. Продажи модели едва не дотянули до психологической планки в 100 тысяч единиц, что означает примерно докризисный уровень: так, в 2012 году Hyundai Solaris разошелся тиражом 111 тысяч, а Rio — 85 тысяч машин.

Сенсация 2017 года — Lada Vesta SW

Rio обогнал более дешевую Lada Granta, которая в любом случае показала прирост продаж — спрос на одну из самых дешевых моделей стабилен. Но куда интереснее успехи Lada Vesta, которая заняла уверенное третье место, уступив гораздо более доступной «Гранте» не так и много — ставка на новинку полностью оправдалась. И модели есть куда расти: например, в 2017 году почти не чувствовалось влияние универсала Lada Vesta SW, который за два месяца продаж разошелся тиражом 5,5 тысяч единиц. Спрос на автомобиль высок, и во многом АВТОВАЗ сдерживают ограничения завода в Ижевске — ситуация должна улучшиться после переноса производства лифтбэка Granta в Тольятти.На четвертом месте в рейтинге продаж Hyundai Solaris, который после смены поколений потерял часть клиентуры из-за роста цены. Зато Hyundai Creta доказала, что успех был не случаен: с самого дебюта она остается самым популярным кроссовером России. За первый полный год продаж она разошлась тиражом 55 тысяч единиц, опередив популярный VW Polo и главного конкурента — Renault Duster.


Сильные результаты АВТОВАЗа объясняются не только успехами Vesta, но востребованностью Largus и растущим спросом на X-Ray, который поначалу был в тени «Весты», но потихоньку находит своего клиента.

Из небюджетных моделей самой популярной оказалась Toyota RAV4, а замыкает десятку Chevrolet Niva.

5 Comments

  1. Ну вот, не зря же Эльвира Сахипзадовна, сказала, что Россиянам только кажется что цены растут. Вот точно не растут, судя по тому, что могЁм еще покупать даже машины.

    1. Я вообще сам в шоке, эти рио за почти лям покупают, е-мае… Мне это сложно понять. Но как-то так вот

      1. Артем ну это то понятно, щас и к китайца меньше чем за 900 не подойти. Ну там типа курс доллЯра. А цены на запчасти у нас падают только по справочникам РСА

  2. Случайно оказалась 30 декабря в зале ожидания салона Лада на ЧМЗ (который раньше был в КС). Провела там часа 2 и мягко говоря испытала шок: утро, тепло, грязно, как бы Новый год на носу. А народ хапает машины))) за это время Ларгус оформили и приготовили к выезду из зала. Протестили Иксрей и сели оформлять (похоже в кредит). И сдали что то по трейд ин с расчетом купить Иксрей. И это у них еще новой Весты не было в зале, думаю ажиотаж был бы больше.

    1. Цены все равно продолжают расти, и хотя они вроде как за гранью добра и зла, если у людей есть деньги — они стараются купить сейчас.
      Например, в конце 14 года цены скакнули. Скажем, какой-нибудь опель летом стоил 550 тысяч, а к зиме стал 580 тысяч, и многие думали: о, капец, дорого, подождем, продажи встанут, цены снизят. Угу. Через год этот опель стал миллион стоить, и ждуны сделали выводы)))

Добавить комментарий для Артем КрасновОтменить ответ