Мороз и сопли (про реагенты)

Пару лет назад я проклинал Москву за эту погодную аномалию: на улице минус 25, а под ногами — грязевая жижа, будто дело происходит в конце марта. Теперь эта зараза добралась до Челябинска, и в эту зиму реагентов на дорогах как будто больше, чем снега. Жалобы мы начали получать с первых декабрьских снегопадов, но в крещенские морозы проблема стала особенно очевидной.

Редкое единодушие

Вот лишь несколько читательских сообщений:

— В чем необходимость выливания на дороги города тонн реагентов при температуре воздуха -20 градусов и почти полном отсутствии снега? — спрашивает Роман Смирнов. — Город превратился в свинарник, все черное, грязь на дорогах, тротуарах, во дворах. Непонятен смысл этих операций, ведь угроза гололеда возникает около нуля градусов, а сейчас глубокий минус.

— Все машины в хлам чумазые, грязь тянется до квартиры, — пишет Саша Чешуин. — Закидывает фары, пачкается лобовое стекло. За последние две зимы у моей машины появились две дыры в полу в районе порогов, где вечно образуются наросты из реагентов.

— Незамерзайка не помогает! — сетует Дмитрий Кулигин. — Стекло закидывает грязью от автомобилей впереди, проезжая часть как будто после дождя. Сколько можно поливать дороги реагентами вместо очистки?

— Давайте как-то вместе бороться, — пишет анонимный пользователь. — Под этим подпишется 99% водителей. Я лично уже писал куда только можно, приходят издевательские отписки, что, мол, все хорошо и так и надо.

Между нами тает лед

В малоснежную зиму фанатичное применение противогололедных смесей создает иллюзию затянувшегося межсезонья: грязи на дорогах как будто больше, чем в предыдущие годы.

В компании «Южуралмост», отвечающей за уборку дорог, нам пояснили, что никакого избыточного расхода смесей нет.

— Мы используем обычную поваренную соль (натрий-хлор), причем в сухом виде, — объясняет директор по строительству и эксплуатации городских автомобильных дорог АО «Южуралмост» Алексей Струговец. — Перед распределением по проезжей части соль смачивают 22-процентным раствором кальций-хлора. Эта смесь эффективно убирает с дорог накат, и ее расход наоборот меньше, чем в предыдущие годы. Если раньше мы использовали по 260 граммов на квадратный метр песко-соляной смеси, то сейчас расход составляет 50-100 граммов на квадратный метр в зависимости от условий.

Применение солей для предотвращения образования наледи и наката является распространенной практикой, которая позволяет почти мгновенно превратить наледь и снежный накат в талую воду. Хлорид натрия (поваренную соль) используют в том числе в европейских странах.

А вот с хлоридом кальция дело обстоит сложнее: препараты на его основе топят лед, но замедляют высыхание дорожного полотна. Это явление можно было наблюдать в паузе между недавними снегопадами: необработанные улицы высыхали, а посыпанные реагентами оставались влажными еще несколько дней.

Что еще хуже, коэффициент сцепления с «противогололедным» асфальтом ниже, чем с просто мокрым, что нередко провоцирует аварии. В какой-то мере умеренный снежный накат честнее: в этом случае опасность хотя бы очевидна.

С этим мнением не вполне согласен специалист:

— Накат опасен, потому что на дорогах с высокой интенсивностью движения он не лежит на асфальте равномерным слоем: образуются колеи, бугры, раскатанные места перед перекрестками. Люди просто забыли, что несколько лет назад жаловались именно на это.

Почему дорожники любят соль

Дорожные службы обязаны устранять зимнюю скользкость в определенный срок: по ГОСТ Р 50597-93 для нагруженных городских дорог он составляет четыре часа. Срок отсчитывается от окончания снегопада или обнаружения гололеда.

— Более того, мы формально обязаны делать противогололедную обработку до снегопада, но поскольку прогноз погоды не всегда абсолютно точен, мы все же ждем, когда снег пойдет, но затем действуем без промедлений, — говорит Алексей Струговец. — Как такового порога интенсивности снегопада нет: если идет снег, мы обязаны реагировать.

Понятно, что выпадение снега на территории целого города делает механическую очистку за четыре часа задачей весьма амбициозной, поэтому посыпка противогололедными смесями является наиболее быстрым способом решить проблему. Эстетика отходит на второй план, а тот факт, что политая реагентами дорога все равно остается скользкой долгое время во внимание не принимается, ведь формально зимняя скользкость побеждена.

Но есть и другие аспекты.

— Подозреваю, что в такие малоснежные зимы у дорожников остается запас реагентов, поэтому они активно тратят их во второй половине зимы, — рассуждает автоэксперт Юрий Панченко.

Фото Олега Каргаполова (74.ru)

А если авария

Спасает ли это дорожников от ответственности в случае ДТП из-за чересчур скользкого полотна?

— Они могут использовать реагенты, но целесообразно и в разумном количестве, — объясняет Юрий Панчено. — Если их применение избыточно, и дорога была чрезмерно скользкой, дорожников можно обвинить в ненадлежащем содержании дорожной сети. В этом случае нужно обязательно вызывать на место ДТП экипаж госавтоинспекции и просить, чтобы они взяли с собой несложный прибор для измерения коэффициента сцепления. Если он ниже порогового значения, можно привлечь дорожные службы к ответственности.

Напомним, что по нормативам коэффициент сцепления не должны быть менее 0,4 для шин с рисунками протектора.

Какие есть способы борьбы со снегом и льдом?

Наиболее эффективным и чистым методом является механическая уборка дорог с последующим вывозом снега. Правда, нормативы не требуют вывоза мгновенно и повсеместно: допускается формирование снежных валов с разрывами, а их накопление запрещено на пересечениях дорог, вблизи пешеходных переходов, остановок, огражденных участков дорог и тротуарах.
Но механическая очистка — процесс не быстрый и создающий помехи движению транспорту. Алексей Струговец также отмечает, что когда накат уже образовался, счистить его с асфальта механически уже сложно.

Плюсы и минусы реагентов уже разобраны: снег и лед уходят почти мгновенно, но скользкая жижа делает покрытие коварным на несколько дней. А главное, грязь.

Посыпка льда и снежного наката мелкой каменной крошкой, несмотря на кажущуюся архаичность способа, активно используется в странах Европы. В Скандинавии в принципе не стараются проковырять снежный накат до асфальта, предпочитая ездить по снежной подушке. Для повышения сцепления используется нагретая и намоченная каменная крошка, которая пристывает к накату, образуя довольно цепкое покрытие: оно эффективно даже в горной местности.

— Да, такая технология есть, но, заметьте, она используется в той же Финляндии на загородных и малонагруженных дорогах, тогда как в городах все равно применяют противогололедные смеси на основе той же соли, — говорит Алексей Струговец.

Почему в Челябинске отказались от песко-соляной смеси, которую использовали несколько лет назад? Во многом из-за жалоб горожан на пыль, а также бомбардировку кузова мелкими камнями.

Впрочем, в развитых странах эти проблемы решаются использованием крошки небольшого калибра (мелкой фракции). Ну и главное: в период весеннего таяния дороги тщательно убирают механически.

Долю ответственности за ситуацию должны принять на себя и водители-паникеры, которые требуют очистить город после малейшего снегопада: в целом, российские автомобилисты должны уметь ездить по заснеженным покрытиям и распознавать гололед.

В любом случае, мы надеемся, что в компании «Южуралмост» обратят внимание на обратную связь автомобилистов и, если есть возможность снизить количество зимней грязи, воспользуются ей.

9 Comments

  1. Полностью согласен!Грязь только разводят этой химией,а на дорогах «мыло».Долой реагенты с улиц Челябинска!Раз уж они так любят по сторонам смотреть,пусть возьмут пример с Санкт-Петербурга,там с 2016 года перестали поливать улицы таблицей Менделеева,так теперь у них при -1 уже чистота в городе!

    1. Тут еще досадно было, что погода стояла такая классная, живописная. Я машину помыл раз в полгода. И тут на тебе, выезжаешь на Кашириных, как будто по весеннему полю едешь

  2. Эту проблему поднимал Лев Владов(урбанист). Что меня очень сильно удивило, то что есть масса водителей, которые полностью одобряют и поддерживают такую обработку дорог.

    1. Это видимо та масса, которая права купила, а ездить не купила.

  3. Такого хавнища как этой зимой я чет не припомню. Просто ад аццкий.

    Вот интересно, только у нас в Че так грязно зимой? Имею ввиду уральско сибирские города, где зимой все таки сильные морозы и снег. Или там как то по другому с этим борятся? если по другому, то как? И почему бы нашим местным правителям не взять опыт на вооружение.

    Что то мне с трудом верится что в большинстве других городов такая же грязь в мороз.

  4. Что за закон подлости. Пока сочинял статью, сопли перемерзли, на дорогах красота

    1. Только вчера об этом подумала) Идеальная проезжая часть)) Прямо нет причины для жалоб))
      А вообще, я в печали. За какие то лет 5 челябинцы превратились в таких нытиков, что хоть из дома не выходи. Холодно, жарко, пыльно, НМУ, ГОК, чистят снег, не чистят снег, мало снега…
      Шлёт погода нам вечно то снег, то воду,
      Только мы понапрасну браним погоду,
      Если будет погода всегда прекрасна,
      То на что же ворчать нам тогда? Не ясно! (Э.Асадов)

      Городской житель стал нежен и капризен…

  5. Машинка из синей стала белой…. Незамерзайка замерзла, а дороги мокрые…. И мыться низя — замерзнешь… И на стекло не побрызгать… Суровое челябинское вождение…

Добавить комментарий для OverKoTОтменить ответ