Январские прайсы: цены растут не в последний раз

По старым ценам предлагают машины из наличия

Январь предсказуем: прайс-листы обновились, цены подросли почти у всех марок. Но это робкое повышение — лишь начало нового цикла подорожания, которое, не исключено, установит новые ценовые рекорды уже к лету.

За редким исключением

Из 18 моделей, стоимость которых я отслеживаю последние три года, лишь четыре предлагаются по ценам старого года: Toyota сохранила стоимость RAV4 и Camry, Ford не менял цены на Focus, равно как и Nissan в отношение Qashqai.

Подорожание остальных не назовешь радикальным: прибавка в цене укладывается в 10-20 тысяч рублей. Рост стоимости коснулся практически всех лидеров рынка, например, одна из самых доступных моделей Lada Granta стоит теперь от 399 тысяч рублей — три года назад за такой автомобиль просили 312 тысяч, а в 2010, напомним, первую Granta предлагали за 227 тысяч.

Универсал Lada Vesta SW во время осеннего дебюта стоил от 640 тысяч рублей, теперь от 655 тысяч

АВТОВАЗ поднял стоимость практически всех моделей, включая и Lada Vesta, а также универсал Vesta SW. Не остались в стороне и конкуренты: Hyundai Solaris, Volkswagen Polo, Renault Logan и другие экс-бюджетники прибавили десять и более тысяч.

В каком-то смысле такое единодушие — неплохой знак: рынок стабилизировался и прежней агонии больше нет. Январское повышение цен на автомобили традиционно, и списывают его на рутинные факторы, вроде ползучей инфляции и оживающего рынка.

Renault Duster прибавил к цене 15 тысяч

Курс доллара колебался в прошлом году в диапазоне 55-60 рублей, а вот евро в течение года преимущественно росло, достигнув планки 70 рублей. В целом, валюты перестали оказывать решающее значение, как два-три года назад. Тогда, в период турбулентности, автопроизводители не повышали цены пропорционально скачкам валютных курсов, поэтому и сейчас нет снижения цен при удешевлении валют.

Но главные риски в другом: 2018 год может стать годом, когда стоимость автомобилей вырастет больше из-за внутренних факторов, чем внешних.

Недешевая утилизация

Правительство продвигает идею резкого повышения утилизационного сбора — «оброка», который изначально был призван компенсировать снижение пошлин на импортируемые автомобили после вступления России в ВТО. Позже, под давлением Евросоюза, он распространился на все модели, включая российские.

Рост утилизационного сбора будет неравномерным, например, для автомобилей с двигателями объемом до 1 литра повышение, по данным «Коммерсанта», составит 16%. Но таких моделей в России — единицы, а основной спрос приходится на машины с моторами 1-2 литра, и здесь повышение акциза запланировано на 90%!

Основная цель утилизационного сбора — добить импортируемые модели, вроде Suzuki SX4

В 2012 году утилизационный сбор для таких автомобилей составлял 26,8 тысяч рублей, в 2016 году его повысили до 44,2 тысяч, теперь же он достигнет 84 тысяч. То есть чистая прибавка в цене только за счет утилизационного сбора может составить 40 тысяч.

В полтора раза возрастет утилизационный сбор для автомобилей с двигателями 2-3 литра, что означает близкую прибавку в цене в 42 тысячи рублей.

Увеличатся ли цены в пропорции? Не факт, потому что правительство компенсирует местным производителям утилизационный сбор за счет промышленных субсидий. Другими словами, утилизационная канитель в большей степени направлена на борьбу с импортом, но тогда возникает вопрос, для чего в принципе нужно увеличение сбора для категории машин 1-2 литра, если импорт подобной техники и так практически нулевой? В топ-25 наиболее популярных моделей нет ни одной, которую ввозят из-за границы.

Поэтому есть вероятность, что все-таки мера направлена на пополнение бюджета, а значит, вызовет рост цен.

Акцизы метят в премиум

Для мощных автомобилей поводом к подорожанию станет резкий рост акцизов. В прошлом году ставка для машин мощнее 150 л.с. была одинакова и составляла 420 рублей за лошадиную силу. В 2018 году сетка тарифов должна стать гуще, а тарифы вырастут в 1,5-3 раза.

Так, для автомобиля мощностью 220 л.с. в прошлом году акциз составлял 92,4 тысячи рублей, в этом он может подняться до 157 тысяч и будет расти каждый последующий год.

Рост акцизов ударит в первую очередь по премиум-сегменту

Для более мощных машин рост акцизов еще круче: за двигатель 300-400 л.с. придется отдать почти в три раза больше нынешнего — по 1218 рубля за л.с. Близкие значения для совсем мощной техники: 400-500 л.с. — 1260 рублей, свыше 500 л.с. — 1302 рубля.

Можно считать повышение акцизов очередной вариацией налога на роскошь, который не коснется массового сегмента, в отличие от утилизационного сбора.

Насколько поднимутся цены

Эксперты расходятся в оценках того, насколько подорожают автомобили в течение года, называя величины от 2 до 15%. Но очевидно, что нижняя планка уже практически пройдена: например, Lada Vesta только за первые дни года прибавила 2,5% к цене.

Президент АВТОВАЗа Николя Мор считает, что подорожание не дотянет до 10%, отмечая при этом влияние курсов валют, акцизов и утилизационных сборов.

Многие эксперты подчеркивают, что при неизменных условиях рост цен не превысит 2-3%, но повышение разнообразных сборов и налогов может поднять планку до 5-7%.

— Я бы не ждал резкого повышения цен, — высказал мнение глава комитета автопроизводителей АЕБ Йорг Шрайбер. — По крайней мере, если не учитывать влияние акцизов и нерешенного вопроса повышения утилизационного сбора.

Он также отметил, что некоторую суматоху на рынке может вызвать июльский переход на электронные ПТС.

Купить со скидкой

Предпосылок к снижению цен нет, поэтому если планируете покупать автомобиль в ближайшее время, стоит рассмотреть машины 2017 года выпуска: их предлагают в основном по старым ценам, часто — со скидками. Автомобили 2018 года выпуска начнут появляться в автосалонах в феврале-марте.

С 1 января возобновили действие госпрограммы «Первый автомобиль» и «Семейный автомобиль», правда, в слегка купированном варианте. Скидка в 10% предоставляется кредитным покупателям автомобилей российской сборки ценой до 1,45 млн рублей. Участниками могут стать люди, имеющие двух несовершеннолетних детей или приобретающие автомобиль впервые. Но если в прошлом году предлагали еще и субсидированную ставку кредитования, то теперь — только прямую скидку, что все равно неплохо.

Динамика цен на автомобили
(по данным официальных сайтов производителей на указанный месяц)

Модель Версия Цена (без учета спецпредложений)
2015 2016 2017 2018

Январь

Январь

Январь

Август

Ноябрь

Январь

Средний курс доллара, руб.
69 75 61

60

59

57

Lada Granta 1,6 (82 л.с.), 5 МТ,
стандарт, седан
311 600 348 900 389 900 389 900 389 900 399 900
Datsun on-Do 1,6 (82 л.с.), 5 МТ,
Access
339 000 406 000 436 000 436 000 444000 451 000
Lada Kalina 1,6 (87 л.с.), 5 МТ,
стандарт, хетчбэк
361 300 421 100 439 900 440 600 440 600 450 600
Lada Vesta 1,6 (106 л.с.), 5 МТ,
Comfort
Не продавалась 570 000 598 900 598 900 607 900 622 900
Renault Logan 1,6 (102 л.с./113 л.с.), 5 МТ,
Confort + кондиционер + аудиосистема
548 500 605 970 630 970 630 980 630 980 643 990
Volkswagen Polo 1,6 (110 л.с.), 5 МТ,
Trendline
519 000 623 900 679 900 679 900 694 900 709 900
SKODA Rapid 1,6 (110 л.с.), 5 МТ,
Active
592 000 642 000 706 000 718000 742000 750 000
Hyundai Solaris 1,6 (123 л.с.), 6 МТ,
Comfort
566 400 665 900 754 900 779 990* 794 900* 804 900*
Renault Duster 1,6 (114 л.с.), 5 МТ,
2 WD,
Expression + кондиционер
705 500 799 980 809 980 819 980 819 980 834 980
Hyundai Creta 1,6 (123 л.с.), 6МТ, 2WD, Active Не продавалась 879 900 889 990 904 900 914 900
SKODA Octavia 1,6 (110 л.с.), 5 МТ,
Active
757 000 836 000 924 000 940 000 964 000 984 000
Citroen C4 Sedan 1,6 (115 л.с.), 5 МТ,
Live
711 000 911 000 922 000 939 000 999 000 999 000
Ford Focus 1,6 (105 л.с.), 5 МТ,
SYNC Edition, седан
823 900 933 000 981 000 981 000 981 000 981 000
Nissan Sentra 1,6 (117 л.с.), 5 МТ,
Welcome
732 000 878 000 976 000

976 000

Не продается

Nissan Qashqai 1,2 (115 л.с.), 6 МТ,
ХЕ
955 000 989 000 1129900

1 173 000

1 173 000

1 173 000

Mazda 6 2,0 (150 л.с.), 6 МТ,
Drive
949 000 1 115 000 1 324 000 1 324 000 1 324 000 1 336 000
Toyota RAV4 2,0 (146 л.с.), 6 МТ,
классик/стандарт
998 000 1 174 000 1 493 000

1 415 000

1 493 000

1493000

Toyota Camry 2,0 (150 л.с.), 6 АТ,
стандарт
998 000 1 284 000 1 407 000 1 329 000 1 407 000 1 407 000

* — рестайлинг/новая модель/новый двигатель

4 Comments

  1. С тех пор, как придумали поднимать цены на всё вокруг, чтобы выкачивать таким образом деньги из накоплений населения, у тех, кто этим польззуется – всё хорошо. Насос.

    1. Меня больше всего удивляет канитель с утилизационным сбором, особенно его повышение в категории 1-2 литра. Импорт подобных машин ничтожен: упомянутые Сузуки, Subaru XV, некоторые комплектации Octavia (универсалы). Эти модели уже продаются в ничтожных количества и уходят с рынка, как VW Golf, для чего их додавливать, ей богу не пойму.
      Получается бессмысленное гоняние денег: сначала из бюджета идет компенсация, потом она возвращается в виде утильсбора… Что к чему…

      1. Круговорот бабла в природе. )

      2. Потому и ничтожен, что рынок защищён необходимостью платить утил.сбор если решишь импортировать и портить рынок «российского» производства.

Добавить комментарий для Евгений ВецельОтменить ответ