Владимир Семенович

Высоцкого я распробовал не сразу, потому что на ленточных бобинах «Яузы» были в основном шуточные и военные песни, а мне было лет пять и нравился Леонтьев.

Дорос я к совершеннолетию, причем первыми в меня проникли не смыслы, а ритмы и интонации, и это нахрапистое рррр. Несколько лет назад преподаватель по постановке голоса посоветовала читать вслух стихи, но добавила: «Конечно, не Высоцкого с его «р», а что-нибудь поэтичное». Мне стало обидно; мы с ней, видимо, по-разному понимали поэтичность.

Высоцкий написал такое количество песен, что по их эволюции можно отслеживать становление творческого человека — и заодно себя самого. От полушуточных, остросоциальных, лиричных и военных я постепенно добрался до песен, написанных в последние годы; и это укрепило во мне мысль, что творец раскрывается по-настоящему, когда со смертью перешел на ты.

«Кони привередливые». «Памятник». «Книжные дети». «Мой черный человек в костюме сером». «Моя цыганская».

В Высоцком завораживало слияние всего сразу: и голоса, и манеры, и характера. И работа со словом, и наблюдательность, и абсолютный слух, и рифмы. Я всегда воспринимал его большим человеком; в смысле, крупным и коренастым; а когда видел любительские видеозаписи, не верил глазам, потому что не могло всё там помещаться. Он был настолько больше своей оболочки, что это бросалось в глаза.

Полагаю, это с Высоцким в голове поселился стереотип, что творец не должен играть роли, он должен быть. Что его творчество не отгорожено от его жизни плотной ширмой, что нельзя быть комиком или трагиком на время выступления, нужно ими просто быть. Потом я понял, что это не единственный способ, но стереотип уже въелся.

Я часто спрашиваю других и себя: а есть ли сегодня, среди наших современников, люди, которым потом захочется поставить памятник? И добавляю: такие как Высоцкий. Памятник, который бы одобрили не только пропагандисты одного лагеря, а люди из самых разных слоев и областей.

Часто разговор сводится к тому, что вот, мол, жизнь такая, условия не те, все крутимся, крутимся. Как будто феномен Высоцкого возник благодаря условиям. Как будто Высоцкий не крутился.

Есть ли такие люди сегодня? А может быть, они и есть. Но правда в другом: эти люди есть, но мы их не видим и не увидим, как поколение Высоцкого разглядело Высоцкого. Это не их вина — наша.

И еще мне интересно, что бы Владимир Семенович сказал. Его короткая жизнь была в какой-то мере предопределена, и если бы даже не врожденный порок сердца, его убило именно то, что делало его таким большим: умение вместить в себя слишком много и слишком сразу. Но, абстрагируясь от физиологии, представляя его на 80-летнем юбилее, я спрашиваю: что бы он сказал?

Заседал бы он в жюри конкурсов юных талантов? Был бы почетным и заслуженным? Имел бы награды? Считался бы патриотом?

А, впрочем, зачем гадать. Все, что он бы сказал — он сказал.

«Кони привередливые». «Памятник». «Книжные дети». «Мой черный человек в костюме сером». «Моя цыганская».

6 Comments

  1. Даже не сомневался что сегодня пост будет про Высоцкого.

    «Абстрагируясь от физиологии, представляя его на 80-летнем юбилее, я спрашиваю: что бы он сказал? Считался бы патриотом?».

    Ну вот хоть убей не вижу я его в либероидно «Антилегентной» тусовке.

    Почему то запомнилось:

    «Однажды у Высоцкого западные журналисты спросили о его отношение к власти в СССР, он ответил: «У меня есть претензии к властям моей страны, но решать их я буду не с вами.»

    ПыСы — первые песни Высоцкого услышал в живую. Сначала в поезде, потом младший двоюродный брат играл на гитаре и пел. И ловко так пел. Просто обожал петь его песни. Да и батя его чем то Высоцкого напоминал, такой же брутал, с хрипотцой, постоянно потом бабинник с его песнями крутили, когда бывал у них.

    И только когда младшего брата не стало в 18 лет, только тогда до меня дошло, что ДР брата и Высоцкого в один день, т.е. сегодня 25 января. А умерли оба в конце июля, только в разные годы. Долгое время не по себе было…

  2. Не очень широко знаком с творчеством Высоцкого, но диск «Лучшие песни» почему-то всегда в чейнджере в машине)
    Высоцкий выделяется даже на фоне других трагических судеб кумиров прошлого века, таких как В. Цой. Я думаю, дело в том, что он хоть и был человеком своего времени, но его творчество вообще не имеет ни временных, ни форматных, ни каких-либо еще рамок. Это какой-то отдельный жанр, хотя классифицировать здесь как-то не хочется.

    1. У Высоцкого такое количество песен, что каждый год открываю случайно открываю что-то новое. И среди них есть абсолютно злободневные, которые сейчас или не вполне понятны, или вызываю даже легкую улыбку, но очень много нетленок, которые ухватывают суть не времени, а жизни вообще.

  3. В эти юбилейные дни много говорят о Высоцком, разные певцы и актеры поют его песни. Я вдруг поймала себя на мысли, что они страшно меня раздражают. Они не о том поют, они либо манерничают, демонстрируя голос, как Гверцители, либо себя показывают, как Ваенга. А потом услышала слова Лепса, что он сейчас работает над альбомом в память о Высоцком и не может в день записать больше 2 песен. Он не может понять, как можно с такой страстью петь 2 часа. Вот он, масштаб личности! Так себя безжалостно расходовал, но ведь это надо ещё и написать. Как же точно он всё подмечал, как формулировал, до сих пор никто так и не смог его затмить. И никто лучше его самого не может петь его песни.

    1. Мне кажется гиблой затеей устраивать караоки-шоу в память о Высоцком, честно говоря, лучше бы включили архивную запись концерта. В его творчестве форма и содержание оказались слишком неотделимы друг от друга. Иногда стихи его хорошо читают отдельные актеры, а что до песен, то…
      Я хорошо к Шахрину (Чайф) отношусь, но «проложите хоть тоннель по дну реки» он спел ужасно)

Добавить комментарий