Соляной бизнес

«Опять залили реагентами», — так челябинцы комментируют противогололёдную обработку улиц. Отсутствие сильных снегопадов и грязь после растопки льда создали реагентам дурной имидж, и я отправился в самую «обитель зла», чтобы узнать, чем именно посыпают дороги Челябинска и можно ли этого избежать.

Серый снег, синий мет белый лед

Сопровождающий пробует белый порошок на вкус.

— И вы попробуйте, — советует он, протягивая неровные белые гранулы. — Это обычная каменная соль грубого помола из Соль-Илецка, которую используют и для посыпки дорог, и для засолки огурцов.

В этом году Челябинск перешел с песко-соляной смеси к менее пыльному способу противогололёдной обработки. Натрий-хлор, или поваренная соль отличается неплохой способность растапливать лед и, что важно, предотвращать его образование.

Кальций-хлор похож на кокаин

— Противогололёдные средства используются во всем мире, — объясняет директор по строительству и эксплуатации городских автомобильных дорог АО «Южуралмост» Алексей Струговец. — Многие считают, что небольшое количество снега можно оставить на проезжей части, но снег в отличие от каменной крошки или пыли не разметается к обочинам — он сразу же образует накат. Этот накат, во-первых, крайне сложно отскрести механическим способом, а главное, появляется он в наиболее опасных местах, например, перед перекрестками. Поэтому противогололёдная обработка обязательна.

Но все-таки почему в нас укоренен миф, будто дороги поливают «какой-то дрянью»? Соль в самом деле смачивают 22-процентным раствором кальций-хлора — еще одного противогололёдного компонента, который также можно попробовать на вкус (в разумных количествах). Он используется в кулинарии и медицине, а на упаковках продуктов обозначается индексом E509.

В этом аппарате сыпучий хлорид кальция смешивают с водой до полного растворения

Кальций-хлор сам по себе хорошо топит снег, и одно время его растворы применяли в России в чистом виде, пока не стал очевидным главный минус: низкое сцепление намоченной дороги и большое время высыхания. Поэтому в Челябинске небольшая добавка кальций-хлора служит иной цели: смоченная раствором соль хорошо прилипает к поверхности и не разносится к краям дороги, что позволяет топить лед равномерно по ширине проезжей части.

Смочить и посыпать

Для «удобрения» дорог противогололёдными реагентами используют комбинированные дорожные машины, которые летом ездят с цистернами воды, а на зиму переоборудованы под работу с противогололёдным коктейлем.

В центральной части кузова есть отсек, вмещающий примерно 17 тонн соли. При расходе порядка 50-100 г/кв.м такого количества хватает на 340-700 тысяч квадратных метров, что при ширине полосы в 3 метра эквивалентно 10-20 километрам дорог. То есть одного кузова хватит на один проезд по проспекту Победы.

Рабочий заполняет баки хлоридом кальция

Раствор кальций-хлора заливают в расположенные по бокам резервуары, а смешение происходит только перед разбрасыванием соли. Ее «мечут» с помощью такого вот лопастного колеса.

В этом узле соль смачивается и разбрасывается центробежными силами

Дорожные службы рапортуют о значительном снижении количества реагентов после перехода с песко-соляной смеси на чистую соль. Теоретически это должно снизить количество пыли ближе к весне, хотя понятно, что ее источником являются не только противогололедные смеси.

В любом случае расход 50-100 г/кв. м — это больше принятых в Европе норм, например, во многих странах после предварительной очистки снега улицы обрабатывают солью в пределах 25 г/кв. м.

В день визита ангар с солью был почти пуст — вся соль на дорогах

— В России противогололёдная обработка является лишь одним из этапов очистки улиц, — поясняет Алексей Струговец. — Например, идет снег, мы обрабатываем улицы, чтобы исключить образование наката, а после окончания снегопада выпускаем снегоуборочные машины, чтобы очистить улицы механически. Но если бы не было противогололёдной обработки, соскрести накат было бы сложнее, кроме того, при этом портился бы асфальт.

Не хватает НМУ

Справедливости ради надо сказать, что в промежутке между двумя последними снегопадами основные дороги Челябинска действительно были сравнительно чистыми и без наката. Пик возмущения читателей пришёлся на период осадков: улицы стали слишком грязными, машины и обувь — слишком солеными.

Идеального средства для очистки улиц пока не придумали: механическая уборка хороша всем, но требует времени и препятствует движению машин. Посыпание крошкой провоцирует пыльность. Соль ест кузова машин и души эстетов. Видимо, рецепт идеальной уборки от снега — в умелом комбинировании разных способов.

7 Comments

  1. Не знаю, о какой пыли от крошки идёт речь, но у нас дороги очень грязные и без всякой крошки. Вся земля с изъезженных палисадников попадает на дороги. Ну и добавлю, что соль у нас хреначат и на тротуары, даже тогда когда на них образовался лёд, который соль не берет. В итоге, идёшь по скользкому тротуару, со скользкой массой соли и снега сверху. И Обуви пламенный привет. Долго она не проживёт.

  2. Насчёт земли с палисадников — клевета. Нету у нас столько палисадников. Грязь на дорогах — это в основном продукты износа резины и асфальта. С т. Сиплым не однажды зарубались на эту тему, подтвердит. А насчёт испорченной обуви — надо переселяться в Краснодар, там снега практически нет, и соль на улицы никто не сыплет. Ну или патриотично терпеть.

      1. Даже затрудняюсь представить этот город-сад, где количество грязи на дорогах определяют палисадники… Я живу в том же славном граде, что и автор вышеизложенного поста. И речь именно о местных проблемах. У вас по-другому?))

    1. Касаемо последней фразы. В таком случае, Краснодар — не лучшая рекомендация. Тогда уж сразу Сочи. Он такой же резиновый, как Москва? Вообще, вы напоминаете этого самого чиновника, который руководит уборкой улиц, по которым никогда не ходит. Вас надо вытащить из авто и заставить ходить по этой жижи. Не перекладывайте с больной головы на здоровую.

      1. Вот только не надо насилия! Я и сам регулярно хожу по улицам, по крайней мере, в пределах микрорайона. Разве что к капризам погоды и чиновников отношусь по возможности философски. А вы сразу «В Сочи его!» Был я там не однажды. Город не впечатлил, но хоть гололёда почти нет.

  3. С Ленинграда нужно брать пример. Там эту гадость не сыпят и не льют. А где уж крайне необходимо то только песко-соляную смесь с НЕЗНАЧИТЕЛЬНЫМ содержанием соли

Добавить комментарий для Andrey SОтменить ответ