Бескамерный Челябинск

Паралич системы фотовидеофиксации нарушений в Челябинске вызывает у меня все больше вопросов и попахивает абсурдом.

Не углубляясь в детали, в Челябинске установлены камеры двух структур — центра обработки вызовов «Безопасный регион» и «Ростелекома». Первые — это те, что в народе считают «государственными» камерами: их установку начали лет 10 назад, и пример такого объекта — на виадуке по ул. Бр. Кашириных в районе Свердловского проспекта.

«Ростелеком» с 2015 года устанавливал собственные камеры. В духе времени они фиксировали не только скорость, но широкий спектр нарушений: красный, стоп-линия, нарушение рядности… Сегодня в городе 42 ростелекомовских объекта, то есть почти все комплексы, расположенные на перекрестках.

Сейчас они не работают и, есть вероятность, не заработают никогда. Три года подряд «Ростелеком» выигрывал конкурсы на «оказание услуги по предоставлению фото- и видеоматериалов», но в начале 2018 года упустил первенство.

Периодически люди задают вопрос, почему посторонняя структура занимается комплексами видеофиксации? У меня тоже был скепсис, но практика оказалась целесообразной. Комплексы видеофиксации — хлопотное хозяйство и для госавтоинспекции чужеродное: провода, кабели, оптика… Поэтому инспекция получает информацию в удобном виде, а поставщик услуги — оплату за каждый факт нарушения, окупая инвестиции.

Сам принцип «гонорар за письмо счастья» не бесспорен, но в случае с «Ростелекомом» явного накручивания числа нарушений я не заметил.

В этом году разыгрывался годовой контракт на 273 млн рублей. «Ростелеком» предложил 675 рублей за нарушение, «АЭЛЬ-РТС инижиниринг» — 672 рубля, и выиграла контракт.

«Ростелеком» же потерял право поставлять информацию в ГИБДД, и его камеры впали в спячку.

Я регулярно звоню в «Ростелеком», ЦАФАП ГИБДД, «Безопасный регион», но комментарии пока одинаковые: изучаются различные варианты. Как я понимаю, «Ростелеком» мог бы пойти на субподряд к АЭЛЬ-РТС, и судя по январским комментариям, нижегородцы делали на это ставку. Видимо, не сошлись в цене: сумма вознаграждения получилась меньше той, что считается экономически оправданной «Ростелекомом».

Другой возможностью, вероятно, был добровольный отказ АЭЛЬ-РТС от контракта, но пока не случилось и этого.

Слышал я и о планах властей Челябинска выкупить ростелекомовские объекты, но конкретики пока нет. Как минимум, нужны большие деньги.

Все это несколько противоречит здравому смыслу: есть готовая система, дорогостоящая и социально-значимая, но трехрублевая разница в цене контракта делает ее неработоспособной. Впрочем, в самом «Ростелекоме» лишь разводят руками: таковы правила игры, предписанные 44-ФЗ.

Что до «АЭЛЬ-РТС инжиниринг», то она остается для меня компанией-загадкой. Во-первых, потому что неохотно идет на контакт с журналистами. Во-вторых, пока у нее нет ни одного функционирующего комплекса на территории Челябинской области, а условия контракта довольно жесткие. Например, в срок не позднее 15 рабочих дней с момента подписания (5 февраля 2018 года) победитель конкурса должен предоставить заказчику 33 стационарных объекта (30 для автомобилистов) и 30 передвижных комплексов. По всем признакам, на такие тендеры должны подписываться компании, которые имеют всё необходимое сразу.

Сейчас новая компания делает работу, которая, по сути, уже проведена: устанавливает собственные комплексы. Насколько я знаю, они действительно монтируются, например, на перекрестке проспекта Победы и Чайковского. Но сроки выполнения в любом случае сорваны. Проверки назначены на двадцатые числа марта, хотя у меня нет полной уверенности, что в апреле все новые комплексы заработают. Тем более, через три месяца компания должна соорудить еще 17 комплексов, из которых 15 — для фиксации автомобильных нарушений.

8 марта ГИБДД уже констатировала отсутствие списка комплексов для проверки их работоспособности, о чем инспекция проинформировала Губернатора и Прокурора Челябинской области.

Но, в общем, проблема не в срыве сроков: месяц-другой не так важен. Сам принцип вызывает вопросы: вместо 42 рабочих комплексов — 30+15 новых, в других местах и к неопределенной дате. К чему такие сложности?

Сама компания «АЭЛЬ-РТС инжиниринг» также вызывает вопросы, например, встретилась информация о нарушении ей аналогичного контракта в Кургане: если верить статье, условия были в целом похожи на челябинские (30 комплексов), но через полгода контракт так и не был исполнен. Курганские власти выкатили «АЭЛЬ-РТС инжиниринг» претензию на 750 тысяч рублей.

Впрочем, забегать вперед не будем. В ГИБДД мне сообщили, что идет установка комплексов, причем новых для Челябинска типов. Например, «Интегра-КДД» интересна своей скрытностью. Если традиционные для Челябинска «Азимуты» и «Одиссеи» висят на металлических конструкциях над проезжей частью и хорошо видны, «Интегры» монтируются на стойках вдоль обочин и не так заметны. Функционал при этом впечатляющий: они контролируют всю ширину дороги и выявляют 28 типов нарушений, включая непропуск пешехода, создание затора на перекрестке, нарушение правил остановки, езду без фар и так далее.

Но даже если новые камеры заработают, не получится ли так, что в следующем году тендер выиграет еще какая-нибудь компания? И снова начнет плясать «от печки»? Подобные революции особенно обидны, когда и без них все работало неплохо.

19 комментариев

  1. ЯРиК

    не совсем понятен оборот «вместо 42 двух рабочих комплексов»

  2. ЯРиК

    Давно говорим о том что 44-ФЗ это наиглавнейшее зло. Хотели как лучше, но получается как всегда сплошная Жо.

  3. ЯРиК

    Ознакомился с интегрой. Ну что можно сказать. Гарантия один год. Норма наработки до отказа 20000часов или 2,3 года ( вот почему бы на весь срок то не предоставить гарантию если вы такие — прям прям). Межповерочный интервал неизвестен. А там может поверка дороже комплекса .
    А с теми камерами, что были установлены ростелекомом видимо такая же фигня. Ресурс видимо исчерпан. А переоборудование старого или поверка обслуживание, да еще наладка нового — это уже не камильфо ( а ведь это все в контракте должно быть прописано, ну я так надеюсь). Потому и не сошлись в цене. Да и видимо, не очень то и хотелось. Крисами поболее настреляют.
    Вон стрелки на поверку возили ( с моста северо-крымской) аж на целых два месяца. А вот старый прибор установили или новый об этом простым смертным неизвестно.

    • Артем Краснов

      Если бы Ростелеком сомневался в ресурсе своих камер, они могли бы не участвовать в тендере.

  4. Артем Краснов

    Загадкой для меня остается и смелость Ростелекома. Ну то есть если ты вваливаешь большие деньги и ждешь хотя бы окупаемости, то должен заручиться неким «длинным» контрактом, что в условиях ФЗ-44 невозможно.
    По логике, камеры должны все же принадлежать государству, но обслуживание их можно отдавать специализированным компаниям через конкурс. Риск нарваться на шарлатанов есть всегда, но по крайней мере не будет ситуации, когда вся система вдруг оказалась ненужной.

  5. Сиплый

    Сдается мне, что тут не всё так однозначно…как сказала одна дочь офицера родом из ленгли…:))…надо читать ТЗ и условия гос.контракта…Ростелеком там может быть всего лишь оператором…типа провайдером…камеры могут принадлежать третьей конторе и быть в аренде у Ростелекома в лизинге или еще в каком хитром юридическом пользовании…к тому же цена гос.контракта вполне может и не включать затраты на установку и обслуживание камер…это может быть оговорено отдельным приложением к договору…кароче одни вопросы…нужно читать договор и ТЗ…пока одни вопросы…44-ФЗ кстати вполне рабочий инструмент, если уметь им грамотно пользоваться…:))….

      • Сиплый

        там нет нужной информации…:)))

        • Артем Краснов

          Сами они говорят, что камеры установлены за их счет, но, конечно, под этой фразой можно много чего скрыть

          • Сиплый

            Это надо у производителей узнавать, с кем они заключали договор на поставку этих комплексов. В ТЗ хорошо расписаны технические требования к камерам, но нет ни одного пункта, требующего иметь эти камеры в частной собственности исполнителя…исполнитель вполне может взять камеры в аренду, лишь бы они требованиям соответствовали….

    • ЯРиК

      Это рабочий инструмент, ТОЛЬКО для тех которые «умеет им пользоваться». Абсолютно согласен. НО лазеек (ну так чтобы нагнуть) что для заказчика, что для исполнителя превеликое множество. Особенно когда такой закон, как основополагающий принцип поиска исполнителя, руководство, вводит в различных ОАО или ООО, в обязательном порядке, являющихся заказчиком. У этих только экономия по бухгалтерии, и пох… им на техническую грамотность исполнителя.

      • Сиплый

        «техническая грамотность исполнителя» — это просто феерический термин…я когда его слышу, у меня слёзы наворачиваются…т.к. человек её произносящий заранее подразумевает, что вот его-то техническая грамотность достаточна для выполнения конкретной работы, а у его оппонента — нет…по факту же с вероятностью 99% (!это чистая математика+формальная логика!)…техническая грамотность у них примерно одинакова…и даже если есть незначительные отличия, то они легко нивелируются в процессе исполнения заказа…

        • ЯРиК

          Это и просматривается в общей тенденции эффективного менеджмента. как техническая грамотность нивелируется в процессе исполнения заказа. Я говорю о том что компания (лицо) с именем и опытом все равно оценивает свои услуги (а равно, мастерство, опыт, поофессионализм, грамотные сотрудники) выше чем вчерашний выпускник ( у которого пока в лучшем случае только амбиции). но выпускник и может подемпинговать (и для зарабатывания статуса на будущее а может просто его сотрудники специалисты без квалификации сегодня есть а завтра нет) Ну а формальная математика и логика, так данные науки еще познать надо. И дай бог чтобы все нивелировалось, к концу заказа

          • Сиплый

            Ваша логика понятна…она, что называется, общепризнана…но если взглянуть на ситуацию непредвзято, то можно увидеть, что элементарный перечень требований к исполнителю, таких как опыт выполнения аналогичных работ, отсутствие аффилированности и есст-но обеспечительный взнос и прочее сильно сокращают возможности «вчерашних выпускников»…фактически нет никакого разрыва по «технической грамотности»…чаще всего разрыв проходит по критерию «аффилированность с заказчиком»…чуть реже чем всегда кричат о «технической неграмотности» те, кто привык получать работы за правильные знакомства и от этого потерял конкурентоспособность…у меня до сих пор истерика, когда я вспоминаю как кричали директора ДЭЗов, ЖЭков и пр…про техническую неграмотность избранных председателей ТСЖ…обещали скорый развал всех систем дома, мусорный коллапс, и еще 10 казней египетских…и чо? Может у меня восприятие искажено, но я всегда вижу в таких словах строго обратный смысл, а опыт доказывает мне, что мои предположения чаще сбываются, чем не сбываются.

          • Black’n’white

            Сиплому.
            Вот что мне нравится в Володе, так это верность собственным убеждениям. Это качество порой играет не на пользу и даже поворачивается жопой, да и никто не может быть всегда и во всем прав.
            Но жесткая и самодостаточная система ценностей — это тот железный занавес, который думающему человеку позволяет кристаллизовывать и оттачивать собственные суждения, не заморачиваясь на шум и общий пиздец мнений.
            Закупки по 44-ФЗ — это такая ролевая игра, где в принципе все понятно, кто кого, но нужно исполнить определенный правилами брачный танец.

  6. Типичное поведение на таких аукционах таких вот шарашкиных контор: ломить цену до предела, а после выигрыша прийти к номеру 2, который имеет реальную инфраструктуру и за 10-20% уступить контракт. Т.е. по факту обычно даже номер 1 (победитель аукциона) уходит в глубокий минус по отношению к рентабельности выполнения работ, а уж номер 2 (фактический исполнитель, если согласится исполнять работы) вообще берётся за такие вещи только для того, чтобы не потерять кадры. Впрочем, как говорится — тот, кто выбирает между войной и позором и выбирает позор — получает и позор и войну. Поэтому ростелеком правильно делает, что не соглашается. С козлами не играют. А этим — всё побоку, утопят контору и откроют следующую, на очередного номинала. 44-ФЗ и 244-ФЗ написаны больными на голову людьми с целью уничтожения существующей государственной инфраструктуры.

    • ЯРиК

      notonlytoday.
      А еще ведь есть прямой посыл царя в поддержку малого бизнеса. И здесь начинается его «исполнение». А участие в данном процессе торгов гос предприятий организаций, не возможно в априори. Малый бизнес разовьется а госконтору завалим. Но денег и прочих доходов с них будем требовать

  7. Артем Краснов

    Проехался по половине точек — «Интегры» нигде не увидел, везде Птолемей ставят

Добавить комментарий