Эпидемия аварий с трамваями

Это сегодняшнее происшествие

Если бы существовал эпидемиологический порог аварий с трамваями, Челябинск бы его превзошел: за выходные случилось сразу два подобных ДТП, еще одно — в понедельник. Зимой же инциденты происходили чуть ли не еженедельно. Виноваты в них, как правило, водители легковушек, и пора напомнить им об особом статусе трамваев.

Почти полный приоритет

Трамвай — самый привилегированный вид транспорта с точки зрения ПДД. Ну кроме разве что спецмашин с проблесковым маячком и спецсигналом.

Так, вне перекрестков автомобили обязаны уступать трамваю везде, кроме выездов из депо (п. 18.1 ПДД). На регулируемых перекрестках трамвай имеет преимущество (п. 13.6 ПДД), за одним исключением: когда он движется на стрелку дополнительной секции и на основном светофоре красный или желтый, уступает он. На перекрестках равнозначных дорог преимущество у трамвая полное, даже если он имеет помеху справа (п. 13.11). Наконец, при наличии на перекрестке главной дороги автомобилисты обязаны уступать трамваю, который движется по равнозначной дороге, в том числе когда он поворачивает со встречного направления налево (п. 13.9 ПДД).

В общем, трамвай имеет преимущество перед автомобилями почти всегда. А потому не создавайте ему помех.

Мотосезон еще не начался, а байкер уже сразился с трамваем. Юноша госпитализирован

Можно ли ездить по путям

Автомобилистам разрешено двигаться по попутным рельсам, если они расположены на одном уровне с проезжей частью. На перекрестках правила даже требуют поворачивать налево с попутных трамвайных путей (п. 8.5 ПДД). Выезд на встречные запрещен, а наказание весьма сурово — вплоть до лишения прав.

Но есть несколько важных нюансов. Во-первых, если трамвайные пути отделены от проезжей часть сплошной линией разметки, выезжать на них нельзя — например, это относится к участку улицы Кирова от Теплотеха. Во-вторых, если знаки «Направление движения по полосам» (5.15.1 или 5.15.2) требуют выполнять маневр из полосы, выезжать на пути перед поворотом уже нельзя — в этом случае их можно пересечь на самом перекрестке.

И главное: во всех случаях трамвай имеет приоритет, поэтому выезжать на пути можно лишь таким образом, чтобы не создавать ему помех.

Трамвай кажется медлительным, зато по массе сопоставим с груженым Камазом, поэтому умеет превосходить ожидания

Пренебрежение этим правило нередко провоцирует ДТП, но еще чаще создает необоснованные помехи для движения трамвая. Автомобилисты выезжают на пути и стоят там, пропуская встречный транспорт, хотя могли бы сначала  уступить трамваю и спокойно ждать своей очереди.

А вот если трамвая не было в поле зрения и он подъехал уже после того, как автомобиль занял место на путях для поворота налево, нарушения нет.

«Не трамвай, объедешь», — думал водитель маршрутки

Чем коварны трамваи

Да, они большие, железные и вообще почти вечные. При столкновениях водитель автомобиля чаще опечален дырой в кузове: трамвайное сцепное устройство (в народе — «колбаса») режет иномарки похлеще консервного ножа.

Трамвай, как и носорог, умеет за себя постоять

Но это не самое плохое. Как пояснили нам в управлении Челябгорэлектротранса, при резком торможении трамвая в двух случаях из трех происходит падение пассажиров и связанные с этим травмы. Трамвай предпочитают пожилые люди, потому и повреждения часто классифицируются как тяжкий вред здоровью — например, перелом шейки бедра. А в этом случае дело из административного рискует стать уголовным (ч. 1 ст. 264 УК).

Виновный автомобилист оплачивает не только ущерб трамваю и пассажирам, но и простаивание электротранспорта, пока участники аварии ждут экипажа ГИБДД и оформляют инцидент.

— Страховка этого не покрывает, — поясняет водитель трамвая, согласившийся прокомментировать ситуацию на условиях анонимности. — Калькуляция примерно такая: час простоя вагона стоит 1,5 тысячи рублей. Если встанет 20 вагонов, то каждый час обойдется в 30 тысяч. Все это взыскивается через суд. ГИБДД старается выезжать в первую очередь на аварии, связанные с задержкой электротранспорта, и все равно это не происходит мгновенно.

Напомним, что в современной редакции ПДД для аварий без пострадавших предусмотрена обязанность освободить проезжую часть, если движению других транспортных средств создаются помехи. Перед этим нужно зафиксировать обстоятельства происшествия (подробнее — п. 2.6.1 ПДД). В случае аварий с трамваями иногда стоит воспользоваться такой «опцией», например, чтобы освободить путь трамваям встречного направления.

Такая вот «парковка» на путях обойдется в десятки тысяч рублей в час

Водитель трамвая отметил еще одно неочевидное последствие грубости в адрес рельсового транспорта:

— Бывает, автомобиль подрезает трамвай, вынуждая его резко тормозить, а потом уезжает: мол, контакта-то не было. Но если в салоне упал пассажир, это считается дорожно-транспортным происшествием. Водитель трамвая передает госномер автомобиля диспетчеру и водителя разыскивают сотрудники ГИБДД со всеми вытекающими.

А это не только ответственность за сам инцидент, но и перспектива лишиться прав за оставление места ДТП.

Не забывайте также, что у ЧелябГЭТа есть отдел безопасности, которые помогает водителям трамваев при разборе ДТП, поэтому не надейтесь взять их «на испуг».

Всеобщий нигилизм

Изобилие ДТП с трамваями во многом спровоцировано пренебрежительным отношениям к ним со стороны автомобилистов.

— Уважения нет никакого, абсолютно! — сетует наш комментатор. — Трамвай — очень непростая в управлении машина: именно поэтому у нее приоритет по ПДД, а обучение длится полгода. И за день мы избегаем множества ДТП за зарплату в 20 тысяч рублей. Несколько цифр для понимания: коэффициент трения металл по металлу — 0,1. Он в два раза ниже, если рельсы мокрые. Для автомобилей аналогичные показатели равны 0,8 и 0,25. При этом пустой вагон весит 18 тонн, а тормозной путь со скорости 40 км/час составляет 21 метр при экстренном торможении и 45 метров при служебном. Зимой эти расстояния можно смело удваивать. А водители все думают: проскочу. Как говорится, хотел проскочить, а в итоге наскочил.

Но не думайте, что водители трамваев наслаждаются своим приоритетом. С них тоже спрашивают строго.

— У нас постоянные инструктажи, экзамены, отработки нештатных ситуаций, и на каждый чих нужно писать объяснительную. Постоянно проходят разборы полетов, и даже если водитель трамвая не виновен, заставляют отчитываться. Дисциплина напоминает армейскую. И очень большая ответственность — и за транспорт, и за пассажиров, и за пешеходов, которые бегают через рельсы или стоят около них, думая, что это безопасно. Машины при этом тоже встают на пути и, даже когда есть возможность освободить их, показывают водителям трамваев средний палец.

Всем будет лучше, если челябинцы научатся уважать трамваи. В конце концов, их пропуск занимает настолько мало времени, а их металлоемкость настолько велика, что проще не гадать о приоритетах, а взять и уступить.

5 Comments

  1. Походу вождение в стиле минимальной конфликтности окончательно уходит в прошлое…начинает преобладать стиль «псевдообоснованное хамство»….вангую, что в ближайшие несколько лет мы плавно приблизимся к стилю «результативное хамство», уже сейчас для огромного кол-ва водятлов цель оправдывает средства, и они не видят ничего предосудительного в совершении хамского маневра на дороге, если этот маневр дает результат. Непрерывное открывание окон овертона в этом вопросе не могло не привести к печальным последствиям…если раньше водители чувствовали себя неловко когда неумышленно вынуждали соседних участков движения просто изменить скорость, то теперь даже если посторонний участник будет вынужден полуэкстренно оттормаживаться, но ты при этом вклинишься в нужный ряд, то всё ок! Сильно раздвинули рамки дозволенного маршрутки…ранее объезжать затор по прилегающей территории в попытке сэкономить менее минуты, было как-то не принято…сейчас же это в порядке вещей…судорожно впихивать свой корпус в миллиметровый зазор между машинами считалось неприличным, как вклиниваться в очередь в магазине…стояли и ждали пока кто-нибудь сам не предложит место…сейчас это махровый пережиток…надо — вклинивайся и плевать на все неудобства для окружающих…воспитание, чувство собственного достоинства, культура и прочие неэффективные инструменты растоптаны и забыты…сейчас мы находимся на стадии, когда оттоптать соседу ногу для своей выгоды не считается предосудительным…следущая стадия — умышленное оттаптывание чужих ног.

      1. Общая культура в обществе меняется нелинейно и потому не было какого-то момента, когда произошел обвал…всё шло плавно, но безостановочно…нынешняя ситуация с трамваями характерна как точка одного из этапов, не более…время когда всё было иначе я прекрасно помню…отголоски прежнего отношения были заметны еще 10-12 лет назад…сейчас их тоже можно заметить, но для этого нужно оказаться где-нибудь на северном зимнике…я прекрасно помню, например, что сломавшийся посреди дороги автомобиль люди пытались оттолкать на обочину, чтобы не создавать помех окружающим, даже просили помощи для этого…я сам так помогал несколько раз…сейчас никто не заморачивается…просто включают аварийку и хоть трава не расти…плевать на создаваемые пробки, на потерянное время и нервы окружающих…

Добавить комментарий