Нужен ли тест на водительские реакции

Лет десять назад власти планировали внедрить тест для курсантов автошкол, который проверял бы их реакцию и координацию движений. Делалось это под благим предлогом отсеять недужных, но помимо спорности самой идеи, ужасным было исполнение.

Приборчик ценой 130 тысяч рублей выглядел как советский калькулятор и проверял что угодно, но не водительские рефлексы. Мы даже протестировали это чудо. От идеи отказались, но сегодня я вспомнил о ней в неожиданном контексте.

Полдня готовил статью об отказе депутатов делать различие между водителями-наркоманами и теми, кто употребил позавчера таблетку «Корвалола» . Все остается по-прежнему: едва заметные следы психоактивных веществ в крови приравнивают к езде в нетрезвом виде.

Законопроект предполагал, что для психоактивных веществ пропишут концентрации, которые не влияют на водительские навыки. Именно так сделано для алкоголя — пресловутые 0,16 мг/л.

Инициативу завернули в безапелляционной манере и депутаты, и правительство. Мотивация мне, в целом, понятна: перечень психоактивных веществ состоит из сотен наименований. И прописывать для каждого некий порог — задача весьма трудоемкая. Если уж по алкоголю рядились несколько лет, то здесь споров будет не меньше.

А ситуация с веществами, запрещающими вождение, остается тревожной. «Корвалол» содержит фенобарбитал, который сохраняется в моче и крови до трех суток. Есть и более живучие лекарства. Добавим к этому химию, которая окружает нас — я уже писал насчет рисков надышаться ароматизаторами.

Но и прописывать допустимые дозы — путь сомнительный, ведь простой человек в любом случае вряд ли оценит, через какое время концентрация вещества в моче достигнет нужного уровня.

Так давайте проверять не только содержание веществ, но и способность водителя управлять транспортным средством. Методами из первого абзаца, но в культурном исполнении. Пусть это будет одобренный Минздравом софт для компьютера, который способен проверить все значимые для водителя качества: скорость реакции, точность координации движения, концентрацию внимания, способность оценивать обстановку. В технические детали не лезу, но сегодня даже флэш-игры среднего уровня выполняют примерно ту же функцию.

Это же приложение можно использовать для оценки пожилых или больных людей, когда возникают сомнения. Наконец, сами водители могут тестировать себя, скажем, после вчерашней пьянки. Сегодня остро не хватает инструмента для самодиагностики водителей — возможно, кто-то бы и повременил с выездом, набрав 20 баллов вместо 100.

Тест не должен задирать планку, словно мы проверяем автогонщиков. Он должен отделять тех, у кого трясутся руки и слезятся глаза от абсолютно вменяемых водителей, в крови которых плавает одна лишняя молекула.

Раньше у наркологов значимым факторов были клинические признаки опьянения. Их проверяют и сейчас с помощью поза Ромберга, пробы Ташена, реакций зрачков и так далее. Проверяют, но не учитывают. Следов препарата из списка в моче автоматически означают лишение прав на первый раз (и штраф 30 тысяч рублей) и уголовную статью с реальными сроками на второй.

Как по мне, должно быть так: при едва различимых концентрациях психоактивных веществ и успешном прохождении теста водителя можно считать трезвым. Ну или хотя бы снизить наказание.

One Comment

  1. Аяврик

    Полностью согласен с последним абзацем. Никто не застрахован от подобных случаев.
    Со способностью управления ТС — отдельная беда. Ну вот противопоказано вождение половине обладателей «прав». Ни в одном медцентре для «любителей» не предусмотрена проверка, скажем, периферийного зрения или вестибулярного аппарата, т.е. они не видят, что творится сбоку от них. К тому же некоторых водителей УКАЧИВАЕТ! Вы можете такое представить? Я уж не говорю о скорости реакций и психоустойчивости. Те медсправки, которые предназначены для получения ВУ, почти все можно смело нести в туалет.
    Много раз просматривал в Ютубе ролики в духе «дорожных войн». По моему мнению, в половине случаев «потерпевшие» легко могли бы избежать неприятностей или хотя бы их уменьшить. Но вот это дебильное осознание собственной правоты наглухо блокирует инстинкт самосохранения.

Добавить комментарий