Министр и пучина

Министр дорожного хозяйства Дмитрий Микулик стоит возле асфальтовой язвы, которая наросла на отремонтированной в прошлом году улице Богдана Хмельницкого. Причины ее появления связаны не с качеством асфальта, объясняет министр. В дело, как обычно, вмешались обстоятельства непреодолимой силы. Съездил сегодня с выездной комиссией, которая оценивала качество прошлогоднего дорожного ремонта по федеральной программе «Безопасные и качественные дороги».

Министр Дмитрий Микулик (слева) и специалист управления дорожных работ Сергей Орлов
Обсуждаем вот эту беду

В прошлом году в Челябинске капитально отремонтировали 13 улиц, расположение которых мы с коллегами нанесли на интерактивную карту красными линиями. Ремонт еще 12 улиц запланирован на этот год — они отмечены синими линиями. Помимо «федеральных» ремонтов будут и финансируемые из регионального бюджета, но конкретные локации находятся в стадии согласования.

Члены комиссии, среди которых представители министерства, городской администрации, лабораторий и подрядных организаций, болезненно реагируют на вопросы, почему в Челябинске асфальт ежегодно сходит со снегом. Отвечают веско: если учитывать дороги, отремонтированные в предыдущие два года — покрытие как новое.

Пучине делают массаж. На самом деле, измеряют

В целом это так. При замене полотна в Челябинске используется новый тип асфальтобетонной смеси марки ЩМА-20. Ее преимущества объяснила нам директор Южно-Уральского центра дорожных испытаний и исследований Елена Гончаренко:

— Раньше использовался асфальтобетон с содержание щебня 40–45%, теперь до 70%, причем в его составе крупный щебень определенной формы из твердых пород, что обеспечивает высокую плотность структуры. Битум, в свою очередь, имеет стабилизирующие добавки, образуя мастику, что препятствует вытеканию вяжущих компонентов. Такой асфальт имеет хорошие сцепные свойства, а мелкие трещины постепенно заполняются вяжущим материалом, что препятствует их разрастанию.

В полусотне метров — еще одна лепеха

Но откуда все-таки берутся проплешины, вроде той, что образовалась на Богдана Хмельницкого?

— В этом месте под асфальтом проходит теплотрасса, и нашей первой гипотезой был ее прорыв, — рассказывает заместитель директора по строительному контролю улично-дорожной сети городского управления дорожных работ Сергей Орлов. — Эта версия не подтвердилась, и пришлось искать причину дальше. Были пробурены скважины, и на глубине 13 метров обнаружились грунтовые воды техногенного происхождения, источник которых мы пока не установили. Свойства грунта вдоль дороги разные: где-то он уплотняется при обводнении, а где-то образует пучины — поэтому повреждения покрытия локальны.

Министр переживает, что работу дорожников нивелируют коммунальщики

Отношениям с «сетевиками» министр дорожного хозяйства и транспорта Дмитрий Микулик вообще уделил много внимания:

— Я хочу, чтобы нас услышали: очень часто покрытие портится не из-за низкого качества, а коммунальных ремонтов. Да, плановые работы коммунальных сетей согласуются, но всегда есть оговорки насчет аварийных ситуаций, которые, к сожалению, происходят регулярно. И получается, что только что отремонтированное полотно раскапывают, а затем ставят заплатку, но совсем не того качества, как основной асфальтобетон: в нем другое содержание щебня, другие битумы, другие технологии. Но критика обрушивается на дорожные службы, даже если исходное покрытие не имело проблем.

Заплатка на Шоссе Металлургов
Яндекс Карта зафиксировала момент, когда новый асфальт вырезали

В качестве примера он приводит заплатку на Шоссе Металлургов недалеко от перекрестка с Черкасской, где расположенный неподалеку коллектор намекает на причину ее появления — прорыв теплотрассы.

— Во многих районах коммунальные сети старые и требуют капитального ремонта, и, может быть, правильнее сначала привести в порядок их, а уже потом заниматься капитальным ремонтом дорог? — рассуждает министр.

Вырубки делаются для лабораторного исследования асфальта, но, конечно, их нужно замазывать
Решетки после ремонта оказываются утоплены

Впрочем, дело не только в коммунальщиках, и хорошо отремонтированную дорогу часто портят другие надоработки: уже писал о незаделанных вырубках асфальта и решетках ливневых канализаций, которые после ремонта оказываются на 10–15 см ниже полотна. Дорожники соглашаются — да, мол, проблемы есть, учтем.

Помимо капитального ремонта на более чем полусотне челябинских улиц проведен ямочный ремонт разной сложности, в том числе с применение литого асфальтобетона, который заливается в яму из мобильного «самовара» под название кёхер.

Литой асфальт дороже, зато ускоряет ямочный ремонт

Обновляли и другие элементы дорог, например на упомянутых участках при замене светофоров они получали индикатор обратного отсчета, монтировались анимационные знаки (например, пешеходный переход) и знаки движения по полосам.

А вот с разметкой пока сложнее: используемая в Челябинске пластиковая разметка пока не обладает долговечностью, чтобы без потерь пережить зимний сезон, когда ее выгрызают шипованные шины. Проблема стала особенно заметна после монтажа новых камер видеофиксации: на подконтрольных им перекрестках стоп-линию видно в половине случаев.

Развитие дорожной сети Челябинска силами подрядчика АО «Южуралмост» продолжится в 2018 году: в планах капитальный ремонт 12 улиц, среди которых в ключевые для города направления — проспект Победы, Ленина, Свердловский, улицы Воровского, Красная, Энгельса, Блюхера и Бр. Кашириных, а также дороги, ведущие к аэропорту Баландино.

Есть планы по ремонту и областных дорог, например уже идет реконструкция участка трассы Аргаяш — Кулуево — Марксист — Альмеево (она здесь нужна), также в планах — шоссе Миасс — Карабаш — Кыштым, Миасс — Златоуст, Кунашак — Усть-Багаряк.

Где-то в районе Кулуево

Пожаловаться на проблему с дорожным полотном или высказать мнение вы можете через диспетчерскую службу управления дорожного хозяйства: (351) 727-46-26 или (351) 727-47-00, а также в компанию-подрядчик АО «Южуралмост»: (351) 200-65-35.

2 Comments

  1. Дорожная разметка у нас наносится, в позднеосенний период, а к весне уже отсутствует, так что надо что то думать им с пластиками или красками. НУ а состояние дорожного покрытия, это ахтунг. Тут нивелируй не нивелируй, переводи стрелки на коммунальщиков, но как весна таки и нет асфальта. А может и не надо удивляться ведь даже супер-пурпер ЩМА-20, это смесь которая сильно зависит от «Среди причин несоответствий можно выделить: — недостаточное уплотнение; — использование исходных материалов, не соответствующих требованиям ГОСТ; — нарушения технологии приготовления асфальтобетонной смеси (плохое перемешивание в смесителе, несоответствие гранулометрического состава минеральной части и др.). Показатели сдвигоустойчивости существенно реагируют на кубовидность щебня, качество вяжущего»
    Афиногенов О. П., Дуреева А. Ю., Кузьмин В. В. К вопросу обеспечения качества щебеночно-мастичных асфальтобетонов // Молодой ученый. — 2012. — №4. — С. 18-20. — URL https://moluch.ru/archive/39/4518/ »
    Может быть где то здесь собачка порылась. Ну и не без » устойчивости к многократному замораживанию и оттаиванию». С нашими калийными смесями, по моему, асфальт испытывает, за одну зиму (причем почти не холодную) полный пожизненный цикл, и как говориться лимит исчерпан — а чЁ вы хотели.
    Ну а так вроде обещают новый ГОСТ, и там есть ,небольшие, но гарантийные обязательства. Хотя…. сегодня есть ЮУАмостдорстрой и осваивает значительный объем банковских билетов, а завтра…. и спросить не с кого, и деньги все освоены, и дороги готовы к постоянному празднованию 9мая 🙁

  2. Хотелось бы спросить: асфальт в дождь и в снег — тоже коммунальщики укладывают? Разметку при минусовой температуре они же наносят?

Добавить комментарий