Права через МФЦ и электронные ПТС

Серьезные изменения ждут систему регистрации автомобилей и выдачи водительских удостоверений: в правительстве разрабатывают алгоритм передачи части «гаишной» работы в многофункциональные центры (МФЦ), а уже летом нас ждет переход на электронные паспорта технических средств (ПТС). Что это означает для автомобилистов?

ГИБДД разгрузят от очередей

Передача части функционала от ГИБДД в пользу МФЦ должна прежде всего снизить нагрузку на регистрационные подразделения инспекции. В принципе, процесс уже идет, и, например, заменить действующее водительское удостоверение через МФЦ можно уже сегодня. Но список расширят: граждане смогут получать права (в том числе, впервые) и свидетельства о регистрации транспортных средств (СТС), не посещая МРЭО ГИБДД. Об этом пишут «Известия».

Новую схему разрабатывают сразу четыре ведомства — Минэкономразвития, Минкомсвязь и Минпромторг. По замыслу, выполнять регистрационные действия и заверять документы по-прежнему будет госавтоинспекция, но человек сможет выбрать способ их получения: через отделение ГИБДД или удобные ему МФЦ.

Пилотным регионом станет Татарстан, где трехмесячный эксперимент начнется в декабре 2018 года. Обсуждается участие Москвы и Санкт-Петербурга.

Проблему очередей в ГИБДД отчасти решил сайт «Госуслуги», который позволяет, например, при замене водительского удостоверения назначить удобное время и пройти процедуру, фактически, без ожидания.

Я уже писал, что система работает неплохо: замена прав осенью 2017 года заняла минут десять, включая фотографирование и печать самого удостоверения. Правда, свободное время оказалось через неделю после даты запроса через «Госуслуги», а наиболее затратной по времени и бессмысленной частью мероприятия стало посещение медцентра и психиатра. Передача работы в МФЦ не решает этой проблемы.

Тем не менее, у водителей появится альтернатива, и очереди на получение документов должны снизиться, что будет особенно заметно в высокий сезон, например, в конце года.

Постепенное «отчуждение» ГИБДД имеет и другую подоплеку: в России идет большая реформа структуры, которая избавит инспекцию от ряда функций. Так, контроль за соблюдением ПДД все больше берут на себя камеры видеофиксации, которые планируют передать в ведение муниципалитетов и регионов. Оформление легких ДТП, не исключено, возьмут на себя аварийные комиссары и сотрудники страховых компаний.

Электронный ПТС зафиксирует историю автомобиля

С 1 июля новые автомобили получат электронные паспорта технических средств, которые с осени прошлого года уже выдаются в тестовом режиме. Принудиловки в вопросе нет: бумажные ПТС будут действовать до конца срока. Более того, во второй половине года по желанию можно будет получить бумажный ПТС, например, если в старом закончились поля. Первыми электронные ПТС получат новые автомобили, а также импортированные в частном порядке. Владельцы бумажных документов смогут оформить их электронную версию, если возникнет желание.

Что такое ЭПТС? По сути, запись в защищенной базе данных, которая содержит информацию об автомобиле. Оформление ЭПТС дешевле бумажного (600 рублей вместо 800 рублей) и его нельзя потерять. В масштабах страны ожидается экономия миллиарда рублей на одних только бланках. Но главные плюсы даже не в этом.

Если обычный паспорт содержит лишь регистрационную информацию об автомобиле и технические характеристики, то электронная версия будет хранить историю конкретной машины. Например, данные о прохождении техосмотров и плановых ТО, участии в ДТП или покупке за счет заемных средств. Записи ЭПТС должны стать «медицинской картой» автомобиля, по которым можно понять всю историю его болезни.

Есть, правда, и неясные моменты. Например, пока новому владельцу автомобиля разрешено не вносить данные о себе в ЭПТС — руководство АО «Электронный паспорт» (оператор системы) оставило такую возможность в соответствии с законом о защите персональных данных. Но сегодня ПТС является одним из двух документов, подтверждающих право собственности на автомобиль, тогда как второй — договор купли-продажи — заключается в свободной форме и не имеет ни малейшей защиты от подделок. Предполагается, что личные данные владельца, включая адрес прописки, все же станут обязательными.

— Переход на электронные ПТС пока вызывает недоумение, — считает автоэксперт Юрий Панченко. — Например, по гражданскому кодексу автомобиль считается источником повышенной опасности, и были прецеденты, когда за аварию нового владельца нес ответственность прежний. Поэтому любые нововведения, связанные с изменение порядка регистрации, могут иметь нежелательные последствия. При перепродаже машин с электронным ПТС нужно очень аккуратно оформлять договор купли-продажи, чтобы он соответствовал нормам Гражданского Кодекса и приказа №605 МВД.

Остаются и вопросы надежности базы данных ЭПТС, доступ к отдельным разделам которой получат не только сотрудники госавтоинспекции, но и дилерские центры, пункты ТО, кредитные учреждения и все организации, подключенные к системе. Нет ясности об ответственности за внесение ложных данных или замалчивании информации, например, об участии автомобиля в ДТП.

Мы обратились за комментарием в ГИБДД, но конкретных сроков перехода на электронный документооборот нам назвать не смогли. Судя по всему, вторая половина 2018 года будет еще переходным периодом.

В перспективе электронные паспорта позволяет цивилизовать вторичный рынок автомобилей, где до сих пор существуют проблемы с определением истории автомобиля. Однако эффект от перехода на ЭПТС проявится не ранее чем через 3-5 лет, когда рынок подержанных машин наводнят экземпляры с электронной «пропиской». И то при условии, что данные ЭПТС будут защищены от фальсификации.

One Comment

  1. 7729344ljv

    Менял права в прошлом году . Через госуслуги. После записи на удобное мне время и день, два дня и 12 мин. удобно.

    Пысы — посмотрел на 80% нашумевший сериал Спящие и Спящие 2. Сопсна ничего нового. Но сняли не плохо . Для понимания общей картинки, а кому то и и вообще ,для понимания — очень нормуль.

Добавить комментарий