Сузить полосы? Я за

Сузить на полметра автомобильные полосы предложил глава проектно-технического комитета «Удобная дорога» при Росстандарте Александр Шумский, пишет «Коммерсант». Антинародная, на первый взгляд, идея имеет ряд зримых плюсов и для автомобилистов.

В Германии полосы шириной 2,5 метра из автомобиля кажутся просто издевательскими, особенно при разъезде с лесовозом

Те, кто бывал в Европе, наверняка замечали легкий дискомфорт от езды по «тощим» полосам, которые из салона автомобиля кажутся чуть ли не меньше его ширины.

Европейцы привыкли ездить по узким улицам старинных городков

В центре крупных городов узость дорог часто обусловлена исторической застройкой, но даже на свободных пространствах в Европе полосы нередко имеют ширину от 2,5-3 метров.

Россия же — страна щедрая. Например, на среднестатистических многополосных дорогах нормативная ширина полосы составляет 3,5-3,75 метра. В Германии, например, тоже есть полосы до 3,75 метров шириной, но они оставлены для автобанов, где скорости движения в разы выше тех, что допускаются в России.

Улица Братьев Кашириных около Торгового центра: ненормативная правая полоса вместила Toyota и Lada

Что такое полоса в 3,5-3,75 метра? Для сравнения, ширина Kia Rio без зеркал составляет 1,74 метра, то есть формально в одну российскую полосу втискиваются сразу две легковушки, пусть и без бокового интервала.

Автомобили движутся клином, точно перелетные птицы. Бесит, а

В пробочных местах это создает неразбериху, когда в одной полосе жмутся два ряда автомобилей, устраивая бой за полосу, когда она начинает сужаться.

В часы пик в таких местах регулярно возникает дележ полосы
Renault и Kia остановили поток, чтобы выяснить, чья полоса правее

Что интересно, в правилах нет строгого запрета на движение автомобилей бок о бок в одной полосе. Но в случае аварии установить виновника будет крайне проблематично.

— В правилах есть требование о соблюдении безопасного бокового интервала, но он не имеет четких количественных критериев, — поясняет автоюрист Лев Воропаев. — Поэтому столкновения двух попутных автомобилей, которые двигались в одной полосе, трудны для разбора. Бывает, что правым оказывается тот, кто быстрее убедит инспектора в своей точки зрения. Часто водителям вменяют обоюдную вину, например, одному — нарушение п. 10.1 ПДД, другому — п. 8.1 ПДД. И в этом смысле широкие полосы действительно осложняют разбор происшествий, потому что если бы в полосе помещался строго один легковой автомобиль, было бы гораздо проще определить водителя, который маневрировал перед столкновением.

Равняться на Европу все же нужно с оглядкой: узость полос там компенсируется четкостью разметки и постоянной шириной проезжей части. У нас полосы гуляют

Ширина полосы в России зависит от категории дороги, и, по словам Льва Воропаева, при разборе аварий на дорогах без разметки в судах нередко принимают её равной 2,75-3,0 метра, исходя из минимально допустимой ширины. При этом реальная ширина российских полос, как правило, выше.

— Она определяется рядом нормативов, например, ГОСТ 33475-2015, СНиП 2.05.02-85 и СП 42.13330.2011, — комментирует автоэксперт Юрий Панченко. — Для многополосных дорог это 3,5-3,75 метра. Более узкие полосы применяются для проезжих частей с небольшой нагрузкой, например, проезды на прилегающих территориях могут иметь ширину 2,75 метров. В отдельных случаях допускаются полосы шириной 2,75-3,0 метра: скажем, ширина четырехполосной дороги между опорами путепровода может быть уменьшена с 14 до 11-12 метров.

Трехметровую ширину могут иметь полосы двухполосных дорог с расчетной скоростью движения до 80 км/час (дороги IV категории). Но если брать полноценные автомагистрали и проспекты, российские нормативы предписывают им полосы не уже 3,5 метров. То есть, примерно в две ширины легковушки (без учета зеркал).

Трехметровые полосы встречаются на двухполосных дорогах

Новая инициатива предлагает сузить такие полосы на полметра.

— Максимальная пропускная способность полос наших дорог достигается при скорости 50 км/ч. А для такой скорости комфортная ширина полосы — около 3-3,25 метра, то есть стандартная ширина европейской полосы. У нас же сейчас полосы на полметра шире по стандартам, по советской инерции, — прокомментировал инициативу ее автор Александр Шумский. — Многие шутили, что такие широкие полосы нам нужны для того, чтобы танки ездили.

Зачем вообще нужны щедрые полосы, кроме пропуска танков? Ширина полосы во многом определяется допустимой скоростью движения. По мере разгона автомобиль становится чувствительным к внешним возмущениям от неровностей дороги или бокового ветра: он движется не строго прямолинейно, а в рамках так называемого «динамического коридора», который увеличивается при росте скорости. Старые машины были менее стабильны на скорости, и, вероятно, поэтому советские стандарты закладывали большие боковые интервалы.

Грузовик шире легковушки на 30-40%, но длиннее и выше — в разы

Кроме того, ширина полосы должна обеспечивать проезд большегрузного транспорта: если ширина легковушек редко превышает 2 метра, то у грузовиков достигает 2,55 метров (в отдельных случаях — до 2,6 метров).

— Но если дорога не предназначена для движения большегрузов, скорости низкие, а влияние бокового ветра почти нулевое за счет застройки, вполне допустимо снизить ширину полос, — рассуждает Юрий Панченко. — На малых скоростях безопасный боковой интервал снижается, поэтому неудивительно, что в полосы шириной 3,5 метра стараются втиснуться два автомобиля.

Из машины эти полосы не кажутся переразмеренными, но со стороны виден почти двукратный запас

Самый очевидный выигрыш от сужения полос — увеличение их количества при заданной ширине дороги. Где-то появится возможность сделать разделительный барьер, где-то — добавить еще одну полосу, например, для поворота или слияния потоков. Правда, предлагаемое авторами сокращение ширины на 0,5 метра (на 17%) позволит добавить одну дополнительную полосу лишь на дорогах с шестью и более полосами.

— Есть и менее очевидные плюсы, например, если сузить ширину полос и каждый год рисовать их с небольшим смещением относительно предыдущего года, дороги будут меньше изнашиваться из-за колейности, — добавляет Юрий Панченко.

Вторым плюсом является снижение хаоса на дорогах из-за попыток поделить широкую полосу на два ряда. При падении скоростей автомобилисты в любом случае пытаются заполнить всю проезжую часть с минимальным боковым интервалом, и если полосы чрезмерно широкие, езда промеж них становится обычным явлением.

Mazda едет между полос, потому что боковые интервалы до соседних машин оставляют ей достаточно места

Кстати, ряд исследований указывает на рост аварийности при увеличении ширины полос. Например, в статье «Уже полосы — безопаснее улицы» авторы приводят статистические данные, что наименьшая аварийность достигается при ширине полос в районе 2,8-3,2 метра.

Не противоречит ли это здравому смыслу? Вовсе нет: сужение полос уменьшает субъективную комфортную скорость, проще говоря, снижает желание водителей гонять. Кроме того, сокращается скорость бокового сближения при попутных столкновениях и общая хаотичность движения.

Впрочем, есть и очевидные риски. Например, в Европе без опыта езды по узким полосам первое время испытываешь легкую панику. Не исключено, что в период привыкания к зауженным полосам в России увеличится число попутных столкновений. Другой проблемой является местная специфика, когда в полосе может оказаться колодезный люк или выбоина, требующие объезда. Широкие полосы оставляют метра полтора для маневра.

Наши полосы оставляют возможность объехать подобный сюрприз без залезания в чужой ряд

— В Белоруссии полосы тоже узкие, но на это не обращаешь особенного внимания из-за лучшего качества дорог, — делится опытом Эдуард Белкин (Аяврик). — И вообще проблема езды в три ряда по двум полосам — это не проблема нормативов, а проблема культуры вождения. Из регионов, где бываю часто, показательна Ленинградская область. Там водители по менталитету ближе к европейским, поэтому не создают на дорогах той нервотрепки, что царит, например, в Москве. Даже если есть возможность где-то вклиниться, питерцы просто не будут этого делать. Поэтому, я думаю, дело не в ширине полос, а во взаимном уважении водителей друг к другу.

18 Comments

  1. это не имеет смысла…нужно сужать саму проезжую часть…в пределах города не должно быть дорог шириной более 4-х полос, по две в каждую сторону…одна из которых должна быть выделена для общ. транспорта. ну или на крайняк так: https://www.youtube.com/watch?v=T7gzoo91eCA

  2. На мой взгляд, очередная бредовая инициатива. На обычную-то разметку краски не хватает, а уж лишнюю полосу рисовать — дорожники устанут. Какой смысл сужать полосы, если общая ширина дороги останется прежней? Можно, конечно, излишек проезжей части пустить под разделительный газон, но не так давно эти газоны убирали ровно с обратной целью… В общем, масса доводов против, до утра можно писать.
    А что до питерских водителей — в культурную столицу понаехали дикие москали и как обычно, всё испортили…

    1. Ну мыслите чуть шире, Эдуард, эффект от изменений не обязательно будет мгновенный. Скажем, на Свердловском тракте в черте города просится барьер (как и во многих других местах), но установить его мешают чрезмерно широкие полосы. Сужение даже на 20 см, некритичное для автомобилистов, позволило бы установить барьер и исключить возможность лобовых столкновений на таких дорогах. В будущем можно было бы дороги более узкие строить, а полметра с шести полос — это три метра ширины, а помножьте это на длину проезжей части и получится очень даже некислый выигрыш. Тем более когда широкие полосы создают только лишнюю нервотрепку. Может быть, не везде сужать надо, но кое-где это целесообразно, а сейчас получается 3.5 метра — и точка. Даже если вместо трех полос просятся пять.

    2. Скоро туда в северную столицу верховный и конституционный суды переедут (а то вроде как кличут столицей, а власти там нет, ну вот гарант и решил положение поправить), и да, всю малину испортят (дикие москали)

  3. Такое ощущение, что по дорогам только легковушки ездят, нет ни троллейбусов, ни автобусов, ширина которых 2,5,-2,7 м. Ну и если «гармошка», то и занос прицепа еще полтора метра. Их куда деть? Все чаще убеждаюсь в верности поговорки, что, сев за руль, человек перестает видеть мир.

    1. Там, где ездят троллейбусы, правый ряд вполне можно сделать пошире, но речь ведь про то, что на российских дорогах даже пятый ряд, куда троллейбусы и фуры не заезжают, делают такой же ширины, как первый. Тут же не идет речь о том, чтобы полосы везде сделать уже. Но кое-где вполне можно. Нынешние стандарты жесткие, то есть они не допускают вариаций. 3,5 метра — и не важно, что там одни легковушки. Скажем, на мостах по Кашириных в районе цирка я не видел ни разу ни троллейбуса, ни фуры, ни даже трамвая, а в три полосы входят пять рядом машин. И это я созерцаю каждый день. И каждый день там стоишь и думаешь, с какой стороны начнут щемиться.

      1. Я тоже за сужение полос. Может заодно и поправят идиотизмы когда перед перекрёстком 4 полосы, а после 2, но широоооокие. Например, Свердловского — С. Кривой при движении от Алого Поля.

      2. Это чисто челябинская, по-моему, тема — чехарда с полосами. Мне еще нравится перекресток Сони-Воровского-Тимирязева. Едешь со стороны АМЗ по Воровского, и на самом перекрестке нужно перестроиться на полосу вправо (разметка по диагонали). Но ее почти не видно, поэтому там едут кто во что горазд. И на следующем перекрестке с Елькина правый ряд просто исчезает. В итоге те, кто ехал по разметке (диагонально) оказываются в дураках.

      3. На Свердловском прям просится какой-нибудь отбойник, это да, но вот сужение полос… Это ведь грузовая магистраль так-то. И в краней левой полосе в обе стороны двивжутся большегрузы, потому что слева у них базы, промзона, повороты на другие развязки. Так что сужение в этом конкретном месте избавит от одних проблем, но добавит других.
        Я вообще не уверена, что в России можно решить дорожный вопрос так, чтобы было и удобно, и безопасно.

      4. Грузовиков по три метра все равно нет (ну только если по спецпропускам с негабаритом), то есть им и узких полос достаточно. А для маневров они так и так через два-три ряда фигачат, тут уже ничего не поделаешь. Например, широченная полоса на Кашириных (на снимке в статье есть она) шириной почти 5 метров, но когда фоткал, там фура поворачивала все равно со второго ряда. Так что им от этих широких полос особенного облегчения нет, да и чувство габаритов у дальнобойщиков обострено, так что 3 метра — это нормуль. В Европе, например, с лесовозами приходится разъезжать на дорогах шириной 5 метров (2,5 + 2,5) — вот это страшновато, и все равно терпимо.

      5. Ну и еще раз: правый ряд пошире-то можно сделать, тут же все должно быть без фанатизма. Но левые ряды делать по 3,75 метра в надежде, что раз в год там поедет негабарит… ну как бы излишне. Лучше уж отбойники поставить. Они жизни спасают, в отличие от широких полос.

  4. Да нормальное предложение. Ну будет полоса уже, на 50 см, ну сделать по городу знак ограничения скорости 40км/ч, поток все равно быстрее двигаться не будет даже при широких полосах. И эти постановы в три ряда с двух сторон (в один ряд при пробках) тоже начинают надоедать. Ширина полосы всегда развращает водителя. Это как при движении в западной части нашей необъятной Родины, где обочина отделена и равна стандартной полосе в нашей горнозаводской зоне (что с одной стороны совсем не плохо). Так там, местнячковые водилы, на обгон выходят спокойно лоб в лоб, понимая, что встречке, обочина, позволяет их, типа безболезненно, пропустить. Ну а мы то, гоняющие по горнозаводской зоне, к такой манере вождения не привыкли. Но всем глубоко безразлично. У нас 90 % проблем с аварийность, только из за отсутствия разметки. А шире или уже влияет только на скорость потока.
    Ну а если полоса общественного транспорта то на будет как раз 3,5метра, а все остальные значительно уже.

    1. У нас 90% из-за неадекватов за рулём, а разметка лишь способствует их проявлению.

      1. 90% это те, кто свято верит, только в «помеху справа», а про остальное, хоть трава не расти

  5. Мля, в каком веке живут все эти ребята? почему наше развитие не может никак набрать скорость соответствующую мировым лидерам? почему когда в большинстве развитых стран принимаются меры по успокоению траффика, по объединению пешеходных и проезжих частей улиц, по снижению максимальной скорости в пределах территориальных зон, по платному въезду, по запрету регистрации без наличия собственных парковочных мест и пр…у нас обсуждают как бы пропустить больше машин через и без того перегруженные улицы…этот этап давно уже преодолели многие города…зачем мы стучимся в открытую дверь, через которую прошли уже очень многие…забудьте про тупые стереотипы, что у нас мол страна большая, места много…нет…много места в тундре, а в пределах города с территорией всегда дефицит…это аксиома…её всегда не хватает…город не может себе позволить ради маятниковой миграции машин жертвовать комфортом, безопасностью и экологией…

    1. Со многим можно согласиться. Но вот жители «бледного хутора», против постройки школы в районе. У них видите ли закрытый поселок, они за это деньги за квадраты переплатили, а сейчас в планах 10 этажки, и поедут маргИналы в закрытый поселок к школе. не камильфо. А то что они к нам в город на своих авто едут, разрушая дороги, запыляя город им глубоко и без разницы. Вот в каком веке живут энти не суровые, совсем не Челябинские, ребята.

      1. Я уже года 3-4 предупреждаю всяких этих хуторян, княжичей, белоросов и прочих загородных резидентов, что прогресс остановить нельзя…и что все их поселки рано или поздно окажутся в транспортной изоляции, поскольку вменяемые горожане истребуют себе право на комфортную городскую среду, которая ну вообще никак не интегрируется с толпами частных пневмоколесных сараев на одной территории….будь они поумнее, мутили бы себе там local community со школами, садами, поликлиниками и прочим…а они отказываются…где мозги у людей?

Добавить комментарий для ЯРиКОтменить ответ