За что волокут от «Родника»

История, на первый взгляд, типичная: машину Александра Лебедева уволокли на штрафстоянку от ТРК «Родник». Сама по себе эвакуация с общедоступных парковок практикуется уже не первый год, вот только Александр не стоял на месте для инвалидов или под знаком «Остановка запрещена». Возмутила его не только сама эвакуация, но и то, что произошло потом.

Автомобиль Александра стоял примерно как этот Nissan

На месте инцидента причина эвакуации стала очевидной: напротив главного входа в «Родник» вдоль края парковки идет тротуарная зона, отделенная от проезжих частей бордюром, плотно заставленная машинами. За подобное нарушение по ч. 3 статьи 12.19 КоАП грозит штраф 1000 рублей, кроме того, предусмотрена эвакуация (статья 27.13 КоАП).

Плотненько встали — не пройти

Другое дело, что тротуар заметен плохо: высота бордюра не более сантиметра, и чтобы заехать на него, не требуется ни увеличенного просвета, ни даже особого нахальства. Сделать это можно случайно.

Такой бордюр еще нужно разглядеть

Пока мы разговаривали с Александром, машины парковались на тротуаре одна за другой. В ответ на наши замечания водители искренне удивлялись:

— Какой тротуар? Вон все ставят.

Поводов парковать на тротуаре нет — вокруг полно свободных мест

Автоэксперт Юрий Панченко считает, что «неявные» бордюры сбивают водителей с толку.

— По нормативам, тротуары делают приподнятыми над проезжей частью, в том числе чтобы на них не попадала грязь и пешеходы не утопали в ней по колено, — объясняет он. — В зависимости от типа дороги бордюрные камни могут быть разной высоты: 10, 12, 15 сантиметров. Но обычный автомобиль не может заехать на гостовский бордюр незаметно: если он едва выступает над поверхностью асфальта, нет оснований считать зону справа от него тротуаром. Бывают ситуации, когда бордюр занижен или отсутствует, но если власти хотят запретить движение автомобилей на таких участках территории, они должны использовать знак 5.33 «Пешеходная зона».

В администрации ТРК «Родник» нам пояснили, что не занимаются вопросами эвакуации: прилегающая территория была проверена комиссией ГИБДД, после чего инспекция установила зоны, где необходима эвакуация транспортных средств, мешающих проезду и проходу. За соблюдением правил вблизи ТРК, как и на других дорогах общего пользования, следит именно ГИБДД.

Администрации ТРК «Горки» я предложил огородить эту зону и снять вопрос

— Показанное на фото место действительно предназначено для движения пешеходов, но автовладельцам удобно его не замечать, — считают в администрации «Родника». — При этом на других уровнях парковки свободные места есть всегда, поэтому нарушения совершенно не вынужденные.

И все же в администрации комплекса пообещали обратить внимание на проблему «неявного тротуара».

Эвакуация с тротуаров в Челябинске практикуется давно, например в прошлом году ГИБДД города по запросам жителей стала увозить машины из дворов. И такая эвакуация вызывает перманентные споры, потому что четкого определения тротуара в правилах нет.

Территория около дома по улице Двинской напоминает парковку, но на самом деле — это тротуар, с которого периодически эвакуируют автомобили
В одном из дворов по улице Молодогвардейцев распознать тротуар мешает раздробленный бордюрный камень

Популярной причиной для эвакуации по-прежнему остается парковка на местах для инвалидов, и посетителям ТРК нужно быть особенно внимательными: слоты для машин людей с ограниченными возможностями есть сегодня перед всеми торговыми центрами.

У Горок места для инвалидов обозначены хорошо

Но есть и ряд менее явных причин для эвакуации, например остановка ближе пяти метров перед пешеходным переходом или в местах, где от автомобиля до сплошной линии разметки остается менее трех метров.

Кандидат на эвакуацию
У Largus менее трех метров до сплошной линии
В таких местах остановка запрещена даже при отсутствии знаков
Перед самим ТРК запрет остановки показан в явном виде
А вот спорный участок: вроде бы тротуар, но низенький и короткий

Впрочем, Александра Лебедева возмутил не только сам факт эвакуации, но и сложности с возвратом автомобиля со штрафстоянки.

Штрафстоянка — это всегда стресс, очереди и грубоватые сотрудники

— Со штрафстоянки меня отправили в отделение на Братьев Кашириных, где инспектор сразу же начал выписывать постановление: якобы он перед этим «рассмотрел дело в полном объеме», — рассказывает Александр. — Но у него не было ни записи, ни полного комплекта документов. По сути, постановление выписывалось вслепую и никакого «рассмотрения» не было. Я просил показать мне доказательства нарушения, но кроме нечитаемой копии протокола о задержании ничего не увидел. Вроде бы инспектор должен доказать вину водителя, а получается, что это водитель должен оправдываться — презумпция невиновности не действует. При этом инспектор пытался склонить меня согласиться с нарушением, говоря, что иначе мне не отдадут автомобиль, на что я ответил отказом. Он вынужден был писать протокол, в котором я выразил свое несогласие, и планирую оспаривать решение в суде. На штрафстоянке мне поначалу не хотели отдавать автомобиль без полной оплаты услуг эвакуации, что незаконно. Я не поддался, и в итоге мне удалось забрать машину только через шесть часов. Более того, сотрудница стоянки требовала у меня страховку ОСАГО, хотя какое право имеет она проверять подобные документы? А если бы у меня было электронное ОСАГО, наличие которого можно проверить только по базе данных, доступ к которой сотрудники стоянки вообще не имеют?

Кстати, жалобы на отказ выпускать автомобиль без полиса ОСАГО мы уже разбирали: тогда представители ООО «Лидер Плюс» пояснили нам, что руководствуются статьей пятой 288-го закона Челябинской области «О порядке перемещения задержанного ТС на специализированную стоянку, его хранения и возврата». Он предписывает возвращать автомобиль при наличии документов на управление, в число которых входит и полис ОСАГО.

Эвакуируют в Челябинске так быстро, что даже не надейтесь успеть

За комментариями мы обратились к автоюристу Льву Воропаеву, который назвал случай достаточно типичным.

— Инспектор, оформляющий постановление, как правило, полностью полагается на выводы коллег, которые оформляли протокол задержания на месте эвакуации, — объясняет он. — В данном случае я не оправдываю, а лишь констатирую сложившуюся в России практику. Тем не менее это не лишает водителя права отстаивать свою позицию: для этого нужно потребовать оформления протокола и отразить в нем свои доводы. Материалы дела в полном объеме, включая видеозапись эвакуации, можно получить по ходатайству на имя должностного лица, хотя в Челябинске обычно их предоставляют после устной просьбы. Далее водитель вправе обратиться с жалобой в подразделение ГИБДД или в суд, но сделать это нужно в течение 10 дней с момента оформления протокола. Требовать страховку ОСАГО сотрудники штрафстоянки не вправе. Подобные полномочия есть у инспектора ГИБДД, и если он дает разрешение на выезд со штрафстоянки, сотрудники не должны препятствовать.

Вернуть автомобиль вам обязаны без предоплаты, но попытаются убедить в обратном

Что касается требований мгновенно оплатить услуги штрафной эвакуации (1900 рублей за перемещение плюс стоянку), то конфликты на этой почве случаются. Но знайте: автомобиль вам обязаны вернуть без оплаты как самого штрафа, так и эвакуации. На погашение штрафа отводится 70 суток (10 суток на оспаривание и 60 суток на оплату), а услуги перемещения нужно оплатить в течение месяца. Если вы уверены в незаконности эвакуации и планируете оспаривать штраф в суде, имеет смысл отложить оплату. Правда, челябинский оператор штрафной эвакуации, ООО «Лидер Плюс», не поощряет постоплату и ряд клиентов были сбиты с толку необходимостью подписывать допсоглашения, законность которых также вызывает вопросы.

В любом случае для обжалования эвакуации вы должны быть уверены в том, что нарушения действительно не было. Точку в спорах, подобных этому, может поставить только суд.

16 Comments

  1. В Ебурге эвакуируют за всё. Если есть только намек на нарушение правил остановки и стоянки, и если у тебя номера не местные. Сто процентов поедешь на штраф стоянку.

  2. За рулем нет места таким понятиям как:
    1) Все там ставят
    2) Не заметил
    3) Я здесь никому не мешаю
    и т.п. Не можешь использовать средство повышенной опасности и повышенной вредности для остальных людей по правилам? Ходи пешком, плати штрафы. Всё ок.
    Слишком много автомобилей и невнимательных водителей. В итоге получается толпа нарушителей в каждом уголке города. И да, они ставят на троутар не потому что не заметили его, а потому что не хотели замечать. Потому что срать на других им, поэтому действовали бессознательно, поэтому и не заметили.

    Вот фото сделано во дворе у меня:
    https://photos.app.goo.gl/V6ukelHstMVcMyvx1
    Я пока накачивал колеса на велике своём, подошла хозяйка авто. Я говорю ей, «Вы когда парковались во дворе моего дома, не заметили что поставили своё убогое китайское ведро на газон?» А он ответила, что приехала первый раз, и поставить машину было некуда блять. Хотя я знаю, что вокруг там полно свободных мест, особенно днем. По её логике если первый раз и поставить некуда, то ставить можно хоть в квартиры жителей этого дома. И таких тупых сук очень много ездит. И эти вот у родника, ничем не отличаются. Фотографии я кстати направляю в ГИБДД на сайте гибдд.рф, нарушители получают штраф, призываю всех делать так же.

    Вот фото в тот же день, в то же время на другом кусочке газона. Ну не ублюдки ли?
    https://photos.app.goo.gl/6T5l6i13RfDxazAl1

    Изза такиз пидоров, у нас весь город в заборах. А где заборов нет, там обязательно они. Я наверно когда-нибудь начну их просто пиздить битой:)

    Спасибо, я выговорился.

    1. Антон, вы несправедливы по отношению к водителям! Они точно такие же пидоры, как и те, что ходят пешком и ездят на великах. Обратите внимание, оба фигуранта на ваших фотках не заехали с особым цинизмом на цветущую клумбу, а аккуратненько запарковались на уже выбитой колёсами неасфальтированной части двора. Они не стали первопроходцами, а нагадили там, где уже было нагажено до них, что говорит по меньшей мере о дисциплинированности фигурантов. По аналогии с пешеходами — те тоже имеют привычку гадить на детской площадке или сыпать мусор мимо контейнера, когда тот переполнен. И правда: не домой же его нести…
      Если вам не нравится ситуация на ваших фото, вскопайте этот «газон», посадите там … Да хоть морковку. Слабо? Тогда забейте по периметру газона десяток-другой арматурин, чтоб из земли торчали на пару сантиметров… Или вообще забейте…

      1. Я не против водителей. Я против неразумных людей, вредных для общества.
        https://photos.app.goo.gl/AJIzxJLHNlqyfg2v2
        Вот я взял 7 кедров на воспитание. Если я их там посажу, их просто задавят 100%. Арматуру закапывать не вариант, потому что если кто-то на ней убьется, то отвечать буду именно я. Вообще забить не всегда получается, особенно если это всё видишь ежедневно.

      2. Хотя с арматурой неплохая идея, должен признать. Может и забью.

  3. Еще меня забавляет, как эти товарищи потом возмущаются, что мол незаконно с ними обошлись на штрафстоянке, ко-ко-ко, требовали ОСАГО, ко-ко-ко, буду оспаривать в суде и где мои конституционные права. При этом абсолютно нет никакого неудобства в виду того, что кто-то их ведро был вынужден обходить с коляской по проезжей части. Вот даже просто «Извините меня пожалуйста, мне очень жаль, что так вышло, уважаемые мамочки, что вы со своими детьми были вынуждены обходить моё корыто изза моей невнимательности по проезжей части». Нет сожаления. Зато куда там, права их нарушили, папуасы проклятые.

      1. Антон, вы идеалист.)) Я бы тоже позабавился в описанной вами ситуации, но она очень далека от реальности. Эвакуационный бизнес — это лишь бизнес, где поводом для изъятия денег в большинстве случаев служит лишь формальное нарушение, а не создание реальных помех. Задумайтесь хотя бы над таким фактом: гражданам, имеющим статус инвалида, бывает весьма затруднительно передвигаться. По этой причине было бы логичным оборудовать для них стояночные места как можно ближе ко входу в учреждение. На деле они расположены по всей территории немаленькой стоянки, порой за сотни метров от входа. Зато десятки машин практически перекрывают вход, скажем, в ТЦ «Северо-западный», но эвакуаторщикам они неинтересны. Так что нет в мире справедливости, есть лишь жажда наживы.))

      2. А кто это вот решает, что является формальным нарушением, а что создает реальные помехи? Это как правило решают нарушители. Типичная фраза: «Я никому не мешаю». За этой фразой могут стоять сотни недовольных жильцов перед окнами которых кто-то греет свою шушлайку и «не мешает». Так же и тут. Если эти автомобили помешали хотя бы одному пешеходу или хотя бы один инвалид приехал и не нашел свободного места на парковке(у родника, кстати, места для инвалидов близко ко входу), значит эвакуация законна и правильна. Ну это на мой взгляд, конечно же. Про бизнес я и сам знаю, но уж лучше так, чем никак. Я по прежнему являюсь автомобилистом:)

      3. «Если эти автомобили помешали хотя бы одному пешеходу или хотя бы один инвалид приехал и не нашел свободного места на парковке, значит эвакуация законна и правильна.» Следовательно, если инвалид нашёл место или никто не споткнулся о чужое убогое ведро, то она незаконна и неправильна.)) Это уже вопрос этики, но привитие зачатков морали посредством биты чревато непониманием большинства граждан. Хотя иногда не видишь другого способа.((
        Кедры — штука хорошая, но растут медленно и в нашем климате неохотно, Поэтому будет очень обидно, если их сломают не автомобилисты, а так симпатичные вам пешеходы и их безбашенные детишки. (Есть богатый опыт попытки озеленения…) А от них арматурой не защитишься, нужен трёхметровый забор из «егозы». Так что вопрос, от кого больше вреда, считаю открытым…

      1. — У вас был гомосексуальный опыт?
        — Да как вам сказать… Однажды я запарковался на газоне…

      2. Ну тут давно уже клуб мизантропов образовался, практически:))

  4. «— Какой тротуар? Вон все ставят.»
    рукалицо. стадное чувство. прям школой пахнуло….

    Для себя давно решил, если возникло хоть какое то сомнение, то лучше поищу иное место для парковки.

Добавить комментарий для АяврикОтменить ответ