Частные АЗС обречены

В федеральных СМИ с подачи «Независимого топливного союза» активно продвигается версия, что частным АЗС грозит вымирание, а цена топлива скоро устремится к 100 рублей за литр. Я решил прикинуть, насколько реальны эти угрозы.

Стоимость бензинов в мае скакнула на 7% или примерно на 3,5 рубля за литр, и после июньских волнений замерла на отметке 43-45 рублей за литр. С начала года топливо прибавило в цене примерно на 9%. Это самое сильное локальное подорожание с 2008 года.

Вверху — динамика розничных цен на бензин АИ-92 с начала года по данным компании «Яндекс», внизу — изменение оптовых цен по данным nakanune.ru

Но мелкооптовая цена изменилась гораздо сильнее — на 35%. Представители частных АЗС в Челябинске пока неохотно идут на контакт, и после обзвона десятка компаний у меня есть лишь один комментарий от бухгалтера сети АЗС (на территории Челябинской области — 10 заправок). Она сообщила, что бензин АИ-92 на этой недели они покупали по цене 53-54 тысячи рублей на тонну, что эквивалентно 40-41 рублю за литр. В начале года, по ее словам, топливо продавалось по 40-42 тысячи рублей за тонну (30-32 рубля за литр).

Нынешнюю цену на уровне 53-54 тысяч рублей за тонну в мелком опте мне подтвердили в компании «Лукойл-Уралнефтепродукт».

По грубым прикидкам, в начале года при цене бензина АИ-92 в рознице в районе 37 рублей (данные «Яндекс») разница с оптом для «малышей» достигала примерно 5 рублей за литр. Сегодня при цене АИ-92 на уровне 41 рублей за литр (данные «Яндекс») разница практически исчезла.

Независимые АЗС вынуждены поднимать цену и терять практически единственное конкурентное преимущество. Наверное, чуть лучше защищены АЗС в глубинке, где нет сильной конкуренции со стороны крупных сетей, но в любом случае заправляться на малоизвестной заправке за те же деньги, что на брендированной, психологически сложно.

АЗС тратится на содержание резервуарного парка и колонок, доставку топлива, оплату сотрудников

Ситуация, как я понимаю, спровоцирована сдерживанием розничных цен при растущих оптовых. Если исходить из последних, литр бензина в России уже сейчас должен стоить в районе 54 рублей за литр — примерно на 10 рублей дороже нынешних цен.

Теряют ли на этом крупные сети? Вероятно, да. Но у них есть другие источники дохода, от экспорта нефти до шоколадок и кофе на кассах, тогда как частники живут за счет розничной продажи топлива.

Со стороны независимых АЗС звучали предложения отпустить розничные цены в свободное плаванье, что вряд ли вызовет сочувствие у автомобилистов. Альтернативное предложение — государственное регулирование всей цепочки цен, включая мелкий опт. Третий вариант — выкуп мелких АЗС крупными сетями, — представитель «Роснефти» Михаил Леонтьев назвал «криком отчаяния».

Сам я избегаю мелкие АЗС. И даже не потому, что они не продают хорошего топлива — иногда продают. Например, во время нашего бензинового теста 10 лет назад мы были удивлены качеством топлива на контейнерной АЗС в районе элеватора на улице Елькина, которое не уступало лучшим образцам. Владелец этой сети из четырех заправок покупал топлива на крупной нефтебазе и следил за состояние емкостей — вот и весь секрет.

Вот этот чудо-контейнер с вполне качественным бензином. По виду и не скажешь

Проблема в другом: все-таки репутационные риски для мелких заправок почти отсутствуют, судиться с ними сложнее, а мотивов и возможностей продавать бодягу больше. Из свежих примеров: скандал с новыми автомобилями «Скорой помощи», которым сменили поставщика топлива с брендовой компании на мелкую, выведя технику из строя.

«Скорые помощи» на базе «Газели» затроили, а дизельные «Форды Транзит» останавливались по пути к пациенту

Но их разорение все равно невыгодно. По данным «Независимого топливного союза» из 25 тысяч российских АЗС на долю мелких сетей приходится 15 тысяч (60%), и массовый падеж усилит монопольное положение ВИНКов.

Если в крупных городах сетевых АЗС много, то в глубинке мелкие заправки играют куда большую роль. Например, въезжаем в Златоуст: АЗС «Куб», АЗС «Руснефть» (не путать с «Роснефтью»), АЗС «Златогаз», АЗС «Max&Den», снова АЗС «Куб», и только затем — «Башнефть» с «Лукойлом».

Не все автомобили столь требовательны к топливу. Владельцы мелких АЗС часто держат качество на уровне, вполне приемлемом для «Жигулей» и «Волг», что устраивает обе стороны.

Если изложенное в начале поста не преувеличено, у частных АЗС остается два пути. Первый — поднять цену и повышать лояльность клиентов другими способами, что не всегда возможно. Второй — более активно химичить и недоливать.

11 комментариев

  1. ЯРиК

    Да, с этими манипуляциями ценами на бензин ваще какой то швах начался. а каково гос компаниям работающих в рамках 44ФЗ, перечисляют на месяц на топливную карту а по факту через две недели деньги кончились. Контракт, с бюджетниками, на длинную ни кто, даже супер гиганты не хотят заключать, в торгах участвовать отказываются, а раз в месяц проводить тендеры, при том, что бензин закончился еще вчера, это просто большая, не огромная толстая полярная лиса. Вот это тоже проблемы, но их не особо озвучивают. Так же как и не озвучивают, оплату бюджетными организациями «платонов». Короче, текут наши с вами налоги на оплату налогов и сборов.

    • Артем Краснов

      С 44-ФЗ вообще столько заморочек, что, по-моему, вред превышает пользу.

  2. ЯРиК

    И….. блять, слова кончаются, Е-осага уже почти два года как работает, а МЫ только просыпаемся http://www.asn-news.ru/news/67210

  3. ТотЧувачок

    так и тянет написать в заголовок вместо частные — честные. )))

    • Артем Краснов

      Насчет честности частников я бы сильно поспорил. Думаю, ВИНКи в целом (точнее, над ними больше контроля и репутационных рисков). Если бы речь шла о выживании с рынка жестких бодяжников, вопросов бы вообще не было. Но под раздачу попали все — и те, кто экономил на всем, и те, кто думал о репутации.

  4. Парящий над дорогоЙ

    Пардон муа за оффтоп, но тут все били себя в грудь по по поводу «папства», и вопросов с этим связанным.

    У мну вопрос давно уже к 74. Явный пробел и проблем с анонсом. И вот опять:

    Крутые виражи и пыль из-под колёс: в Челябинске состоялся чемпионат УрФО по автокроссу

    Оригинал материала: https://chelyabinsk.74.ru/text/gorod/65095551/

    БЫЛО. ОПЯТЬ.

    Ну ёмаё… На ровном месте за последние пару лет кучу интересных моментов просрано на ровном месте.

    Все вкусняшки на 74 подаются постфактум. На многие не смог бы попасть, но даже на те которые смог бы — увы.

    АК — есть какое то объяснение этому феномену? Реально засторелая трабла.

  5. Парящий над дорогоЙ

    1-1 на начало второго тайма.

    Пока особых претензий нет.

    Нужны замены. Дзагоева надо .

    • Парящий над дорогоЙ

      Допвремя.

      Где взять столько нервов, спокойствия и пива?

      Один АК спокоен .онжижнефутблистбля….. Сволащ .

      • Артем Краснов

        У меня одно пожелание было — чтобы играли достойно, на максимум возможностей и еще чуть-чуть. И когда пошла игра, в принципе, сразу появилось правильное чувство, так что я относительно спокойно все это смотрел. Не то чтобы надеялся на победу (не накручивал себя), но допускал. Вообще красавцы. Выжали из себя все.

        • Парящий над дорогоЙ

          Ну да . Так и есть.

          Честно говоря я про это даже и не мечтал. Думал в группе умрут.

          Этот ЧМ полон сюрпризов и сказок )))

  6. Парящий над дорогоЙ

    Натебля! !!!»» нытиков

    Я плачу ….. 30 лет ждал. Всю жизнь.

    Дождался. Спасибо ребята!!

Добавить комментарий