Как бороться с недоливом топлива

Три четверти исследованных заправок грешат недоливами, а переплата за бензин из-за этого достигает 20% — к таким выводам пришли эксперты «Федерации автовладельцев России», проверив 34 АЗС в разных регионах страны. Как уличить заправку в обмане и что с этим делать?

Мельче заправка — больше недолив

Эксперты ФАР проверяли честность АЗС методом тайного покупателя, определяя количество налитого топлива специальным мерником. Заправки в 13 регионах разделили условно на три типа: принадлежащие нефтяным компаниями (ВИНКам), крупные сети и мелкие сети. Из пяти АЗС ВИНКов нарушение было на одной и незначительное — недолив составил 1,63%. Заправках крупных сетей обманывали в 80% случаев, а максимальная величина недолива достигала 19% — почти 10 литров на 50-литровый бак. На мелких АЗС недолив был всегда, но максимальная величина поменьше — в пределах 8%.

Средняя недостача на российских АЗС составила 5%, что повышает фактическую цену топлива примерно на 2 рубля за литр. В отдельных случаях переплата была выше: например, на одной из Краснодарских АЗС с учетом недолива цена литра топлива составляла 55,2 рубля вместо 44,7 рублей!

В «Независимом топливной союзе» отнеслись к исследования ФАР крайне скептически, отметив несовершенство методики измерений и ограниченную выборку АЗС.

— Мы не отрицаем, что существует проблема недолива, но она не такая распространенная, как пытаются показать представители ФАР. Надо отдать должное службам Росстандарта, которые отслеживают ситуацию на АЗС. И у регулятора есть достаточный инструментарий для воздействия на нерадивых владельцев — оборотные штрафы. Поверьте, это весомое наказание. Поэтому мы попросили юристов оценить выводы ФАР, с точки зрения, подачи иска в суд по статье 128.1 Уголовного кодекса РФ «Клевета, содержащаяся в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении или средствах массовой информации, — заявил президент «Независимого топливного союза» Павел Баженов.

Недоливать будут чаще

АЗС промышляли недоливом всегда, но в последний месяц он стал практически единственным способом удержаться на плаву для многих. Заморозка розничных цен на топливо на фоне резкого роста оптовых лишила небольшие АЗС прибыли. Поэтому рецептов два — «бодяжить» и недоливать, и последний способ по многим параметрам безопаснее.

В начале этого года ФСБ раскрыла масштабную схему недолива на десятках российских АЗС. С помощью вредоносного кода в программном обеспечении сотрудники могли незаметно сливать в отдельный резервуар 3–7% оплаченного топлива.

Частные АЗС поставлены в тяжелые условия — недолив для них один из способов выжить

Технологии недолива разнообразны: скажем, пробники объемом в 5 и 10 литров, которые предусмотрены стандартами, колонка может наполнять с необходимой погрешностью (до 0,5%), но увеличивать степень недолива при заправке больших объемов. Встречается индивидуальный подход:

— Иногда оператор выбирает машину, для которой может задать недолив, — объясняет главы Росстандрата Алексей Абрамов. — Например, в первую могут недолить бензин, а вторую и третью заправить, как полагается.

Как обнаружить недолив 

Первые подозрения у автомобилистов обычно появляются на интуитивном уровне. При этом показания индикатора на панели приборов нельзя абсолютизировать: он не относится к точным приборам, и его градуировка не всегда линейна.

Индикатору остаточного топлива я бы не доверял без оглядки

Хотя есть и маленькие хитрости:

— У моего Renault Logan есть сервисный режим бортового компьютера, который активируется, если перед включением зажигания нажать кнопку обнуления одометра, — рассказывает автоэксперт Юрий Панченко. — Кнопкой на торце правого подрулевого переключателя можно пролистывать разные параметры, включая количество топлива в баке с точностью до литра.

Автомобилисты часто негодуют, если в топливный бак вошло больше паспортного объема. Но помимо недолива виной может быть неверная оценка остаточного топлива и объем горловины бака. Скажем, Lada Largus озадачивал владельцев, вмещая в бак более заявленных 50 литров топлива: помимо всевозможных погрешностей, сказывалась горловина объемом около 5 литров.

Объем топливного бака указывается без учета горловины

В целом, лучше воспользоваться отдельной емкостью, например, канистрой. При этом не ориентируйтесь на заявленный производителем объем. Тарировать емкость можно с помощью мерника известного литража. Такой способ не гарантирует высокой точности, но позволяет поймать явный недолив.

Желательно снимать весь процесс на видео в присутствии несколько свидетелей.

И, кстати, не используйте емкости из пластика (включая ПЭТ-тару): АЗС вполне может отказать вам в наливе, поскольку тара из диэлектрика грозит вспыхнуть от статических искр.

Куда жаловаться

Первый путь — обратиться в надзорные органы.

— Проблемами защиты прав потребителей занимается Роспотребнадзор, — рассказывает автоюрист Лев Воропаев. — Наказать по самому факту обращения они не смогут, но жалоба потребителя является основанием для внеплановой проверки, по результатам которой могут возбудить административное дело по статье 14.7 КоАП РФ «Обман потребителей». В любом случае, они обязаны дать мотивированный ответ на обращение. Вообще внеплановые проверки в России строго регламентированы, но жалоба потребителя — один из поводов для ее проведения. Правда, в любом случае необходимо за сутки уведомить АЗС о предстоящей проверке и, возможно, согласовать вопрос с прокуратурой.

Санкции по ч.1 ст. 14.7 КоАП не так уж суровы: в худшем случае юрлицам грозят штрафы до 50 тысяч рублей. Для крупной АЗС, которая реализует 20 тонн топлива в сутки, недоливая по 5%, сумма штрафа отобьется… за сутки.

С января этого года в КоАП появилась новая статья 14.43.1, которая позволяет сурово наказать АЗС за продажу некачественного топлива: штрафы составляют 1–3% годового оборота от продажи топлива, но не менее 500 тысяч рублей. А вот в отношении недолива столь жестких мер пока не предусмотрено.

Росстандарт, в отличие от Роспотребнадзора, на жалобы граждан реагировать не обязан, но принять во внимание обратную связь может. С начала года Росстандарт проводит регулярные проверки АЗС, в том числе на недолив. За шесть месяцев исследовано 1,4 тысячи заправок, и проблемы выявлены на каждой восьмой. Сумма штрафов достигла 28 млн рублей. Правда, о контроле недолива чиновники говорят, как о нерешенной проблеме:

— Возможность недолива связана, в первую очередь, с установкой всякого рода «переключателей» на топливораздаточные колонки, а также с несовершенством законодательства, — объясняет заместитель руководителя Росстандарта Алексей Кулешов.

Лев Воропаев отмечает и специфику плановых проверок, которые слишком очевидны для владельцев АЗС:

— Проверять можно не чаще раза в три года, план проверок публикуется на сайте ведомства, а саму АЗС нужно уведомлять за три дня до проверки.

Росстандарт изучает возможность проведения внезапных проверок АЗС на недолив и внесение изменений в методику. Например, предлагается использовать проточные датчики — это позволит контролировать недоливы на больших объемах топлива.

Не держите в себе

Для автомобилистов есть и второй путь: предать полученные данные огласке. Правда, сделать это нужно относительно грамотно, например, избежать необоснованных обвинений. В идеале, на видео должен быть виден весь процесс определения недолива, например, с помощью мерника. При описании процесса не нужно строить домыслов: коммертировать только то, что можно подтвердить с помощью ролика, документов, показаний других людей и так далее.

Чтобы изменить что-то реально, нужны внезапные проверки, но они могут «закошмарить» бизнес

Может ли АЗС подать встречный иск, например, за подрыв деловой репутации?

— Может, но выиграет ли — большой вопрос, — делится опытом Лев Воропаев. — Если человек опубликовал видео, в котором отражено происходящее, и не вышел за рамки объективных фактов, суд, скорее всего, встанет на его сторону. Но все же это видео лучше сначала направить в Роспотребнадзор, чтобы оно стало основанием для проверки.

11 комментариев

  1. Парящий над дорогоЙ

    «Все новое, это хорошо побритое старое». (С)

  2. Я сначала прочитал заголовок как «недоливом пива»)) Потом начал читать и думаю: «Причем тут АЗС?». Видимо, сказывается ожидание пятницы)

  3. Парящий над дорогоЙ

    Пардон муа за оффтоп (скоро бить уже начнут)

    Про пенсии. Специально не ищу и не вникаю. Но сейчас даже этого не надо. Само льет как после зеленых абрикос.

    Попалось — http://maxpark.com/community/5392/content/6372168

    Эту инфу уже начинают цитировать многие блогеры. Я сам пока хз как этому относиться. Не готов спорить и вникать. Но вот что то, какое то зерно в этом есть. Пока оставим тут. Мало ли…

  4. ТотЧувачок

    Щас же автоматические заправки есть, без оператора. там человеческий фактор исключен. их бы проверить. теоретически там все по-честному должно быть. хотя если в программное обеспечение заложен недолив, то и тут обманут.

    • Артем Краснов

      Можно изначально задать точный налив на объемах до 10 литров, а на больших объемах лить поменьше.
      Привлечь за такое, по сути, и невозможно — мерники-то 5 или 10 литров. А все остальное — это вроде как и не по стандартам.

  5. Парящий над дорогоЙ

    Недолив топлива: суд грозит не АЗС, а экспертам
    Представители «Независимого топливного союза» назвали клеветой заявления ФАР о недоливе бензина на АЗС, не исключив обращения в суд — https://auto.mail.ru/article/69504-nedoliv_topliva_sud_grozit_ne_azs_a_ekspertam/

    Пошла возня…

    • Артем Краснов

      А я утром добавил ссылку на независимый топливный союз в текст. Звонил им недавно — они комментировали как раз разорение частных АЗС, а тут им новая плюха

  6. Вадим

    Жена сотворила маленькое чудо на заправке на ул.Суворова одной из ВИНК в г.Кемерово. Машина КИА Церато 2012 года. Стандартный бак 40 литров. Остаток по приборам 5 литров в баке бензина. Попросили залить по полной. Залили еще 43 литра. Элементарный расчет чуда показывает что смогло поместиться 48 литров, откуда оно такое счастье прилетело не понятно. И что делать что бы такие чудеса творились все реже.

Добавить комментарий