Чисто российский феномен: продажи растут вместе с ценами

Второй год подряд прайсы на автомобили обновляют рекорды, а продажи все равно растут. Россиян беспокоят цены на топливо и подорожание ОСАГО, но на автомобильном спросе эти тревоги не сказываются. По итогам первого полугодия 2018 года прибавка в +18% оказалась даже большей, чем в прошлом, когда рынок вырос на 7%. Какие автомобили тащат рынок вперед и что ждет нас в ближайшее время?

До звезд далеко, но тенденция есть

За первое полугодие 2016 года было продано 672 тысячи машин, в 2017 году — 719 тысяч, в этом — почти 850 тысяч. Несмотря на столь уверенную динамику, до высот 2012 года еще очень далеко: тогда за шесть месяцев удалось продать более 1,4 млн автомобилей!

Начались продажи Lada Vesta Cross

АВТОВАЗ: есть повод для гордости (но Бу все равно не хватает)

В зачете марок уже не первый месяц соблюдается статус-кво. Лидерство удерживает Lada, для которой этот год стал самым успешным за долгое время: так, рыночная доля впервые за семь лет превысила порог в 20%. Локомотивом марки стала Vesta, ожесточенно сражающаяся с Kia Rio за звание самой популярной модели на российском рынке. Почти полуторакратный рост продаж относительно неплохого 2017 года позволил Vesta захватить лидерство по итогам июня, но в полугодовом рейтинге Rio все-таки с небольшим перевесом опередил её.

Корейцы прочно окопались

Следом в рейтинге продаж идет корейский альянс Kia и Hyundai, причем борьба кипит на всех уровнях. АВТОВАЗу помогают хорошие продажи Granta, которую ждет скорый рестайлинг, а также востребованный Largus. У корейцев помимо Rio и Solaris прекрасно продается Hyundai Creta, самый популярный кроссовер России, и Kia Sportage, ожидающий выхода рестайлинговой версии.

Hyundai Creta — бестселлер без оговорок

Материнская для АВТОВАЗа компания Renault имеет в резерве неувядающий Duster, который хоть и уступает продажам Creta в полтора раза, зато стабилен. В Европе выходит новое поколение автомобиля, и, вероятно, реинкарнация ждет и наш кроссовер. В июне продажам Renault здорово помогал Logan, вернувшийся в топ-10 популярных моделей.

Toyota — лидер «небюджета»

Из марок, которые не делают ставки на бюджетые модели, лучше всех чувствует себя Toyota: за ней пятое место в общем рейтинге. Так, в июне, благодаря смене поколений, седан Camry вошел в десятку самых популярных моделей, хотя RAV4 питерской сборки продается не так бодро, как японская версия в лучшие месяцы.

Toyota так хитро повысила цену на новую Camry, что как будто и не повысила

Уверенно чувствуют себя Volkswagen (6 место) и родственная Skoda (8 место): в первом случае локомотивом являются седанчик Polo и Tiguan, у Skoda неплохо продается Rapid и Octavia — последняя лидирует в своем классе.

Времена застоя

Самый низкий темп роста среди лидеров рынка показал Nissan (7 место, +5%): бюджетная Almera не смогла бросить перчатку лидерам сегмента, а Qashqai и X-Trail продают стабильно, но едва входят в топ-25 популярных моделей.

Обновленный Ford Mondeo

Ford в июне стал единственной топовой маркой, снизившей продажи, и работа над ошибками, судя по всему, уже проведена: скорректированы цены на Ford Focus, а обновленный кроссовер EcoSport получил «бюджетные» версии. Дилеры начали принимать заказы на рестайлинговый Ford Mondeo, но цены не изменились.

Игра контрастов

Наибольший рост продаж у значимых для рынка марок — у Mitsubishi (+131%). На помощь востребованным Outlander и Pajero Sport пришел «имиджевый» Eclipse Cross. Правда, его продажи пока не зашкаливают и хуже, чем у соплатформенного ASX.

Mitsubishi Eclipse Cross — автомобиль броский, но цена высока, а плюсы не очевидны

Стоит отметить успехи Honda: пусть продажи японской марки невелики, она начала выбираться из ямы. По итогам полугодия 2017 года «Хонды» разошлись тиражом 479 машин, в этом году — 2187.

Концепция Datsun мне казалась неплохой, но Granta напрочь затмила своего клона. Разница в цене оказалась больше разницы в качестве

Не все воспользовались попутным ветром. Например, никак не нащупает ритм марка Datsun — по итогам полугодия продажи упали на 21%. Двух моделей, которые являются глубоким рестайлингом Lada Kalina и Granta, оказалось недостаточно для масштабного наступления, особенно на фоне успеха самой «Лада». На Московском автосалоне Datsun планирует показать третью модель, но подробностей пока нет.

Кроссовер УАЗ существует пока лишь в виде патентного макета

Неважно чувствует себя и УАЗ: продажи упали на 5%. Складывается впечатление, что попытка сделать «Патриот» любимцем горожан выдыхается, а новых моделей пока нет. Завод вроде бы возобновил разработку кроссовера 3170 с использованием узлов проекта «Кортеж», но срок выхода — не ранее 2022 года.

С начала года россияне купили 15 кроссоверов Tesla Model Х

Электромобили: умножаем на ноль

Вдвое подскочили продажи электромобилей, но в этой фразе много иронии: в минувшем полугодии их продано чуть более 40 штук против 20 с небольшим год назад. Относительный успех объясняется активизацией Tesla на российском рынке: у нее половина «белых» продаж электромобилей. Российские власти делают на газовый, а не электрический транспорт.

Цены обновляют рекорды

Новый виток подорожания начался весной после скачка курсов валют. К началу лета прайс-листы переписали практически все марки, и стоимость росла за редким исключением, вроде упомянутых моделей Ford и новой Toyota Camry. Помимо валют на цены влияла выросшая в апреле ставка утилизационного сбора и возросшие акцизы, а покупательскую способность ограничила досрочная кончина программ помощи авторынку.

С 1 июля BMW повысила стоимость большинства моделей на 40-140 тысяч рублей, у Volkswagen подорожали Amarok и Caddy, а Subaru подорожали на 30-100 тысяч рублей.

Niva, похоже, близка к закату: сначала ее потрепал Duster, а теперь и АВТОВАЗ вынашивает замыслы собственного внедорожника/кроссовера

Chevrolet Niva прибавила 15-17 тысяч рублей, причем дела у модели и так идут неважно. Выросли в цене и «американцы» Chevrolet Tahoe и Cadillac Escalade, причем автомобилям из Штатов грозят дополнительные таможенные пошлины: такая перспектива рассматривается Министерством экономического развития РФ в ответ на пошлины, которыми США обложили сталь и алюминий.

Развязанная Трампом торговая война может отрикошетить и по японским моделям, вроде Toyota Highlander

Из Штатов к нам поставляют 19 моделей в основном дорого сегмента, в числе которых — Toyota Highlander, Volkswagen Terramont, Honda CR-V, внедорожники Chevrolet и Cadillac, а также несколько моделей BMW и Mercedes.

Вторичка подешевела

Средняя цена продаваемого в России автомобиля выросла на 3% и составила 1,38 млн рублей. Интересно, что средняя цена подержанных автомобилей упала на эту же величину и составила 573 тысячи рублей — такие данные приводит портал auto.ru. Акцент смещается на старые модели, и средний возраст в первом полугодии 2018 года превысил 10 лет. Список наиболее востребованных на вторичном рынке марок традиционен: Lada, Toyota, Volkswagen, Hyundai, Kia, Nissan. Наиболее ликвидной моделью остается Ford Focus: он лидирует и с точки зрения спроса, и предложения.

Не могу заставить себя не публиковать фото этого замечательного микроба: Suzuki Jimny

Не теряя веры

Несмотря на все риски, автомобильные компании весьма активно выводят на рынок новые модели. Пример веры в российский рынок показывает Suzuki, которая планирует продажи нового Jimny: модели не слишком востребованной в России, но важной для самой марки.

Нечто загадочное готовит Renault: кроссовер на платформе «Дастера» с дизайном Megane или Koleos

Несколько интересных новинок приурочено к августовскому автосалону в Москве, например, компания Renault покажет новый кроссовер на платформе B0, которая займет промежуточное положение между Duster/Kaptur и Renault Koleos.

Toyota CH-R дороговата, но в остальном интригует

С 1 июля стартовали продажи кроссовера Toyota CH-R по цене от 1,299 млн рублей: автомобиль получил агрессивный дизайн и, в отличие от близкого по пропорциям Nissan Juke, не является моделью-маломеркой — по длине он попадает в С-сегмент.

Volkswagen рискует запутаться в своих моделях: длинный «Тигуан» — это до сантиметра Skoda Kodiaq

А успех Volkswagen Tiguan подтолкнул руководство компании к мысли привезти к нам удлиненную на 215 мм версию, которая, правда, может осложнить жизнь Skoda Kodiaq — построенный на той же платформе, Tiguan Allspace практически идентичен по размерам чешскому кроссоверу.

Добавить комментарий